Доросли ли мы до «Недоросля»? Первая русская комедия на самарской сцене

20.10.2016

130

Автор: Маргарита Петрова

Доросли ли мы до «Недоросля»?  Первая русская комедия на самарской сцене

Конечно, были еще и Сумароков, и Лукин. Но первая русская комедия, текст который известен каждому выпускнику отечественной школы, — это «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. 234 — эти идущие подряд цифры обозначают длину отрезка, разделяющего две даты: год написания комедии и год премьеры в театре «Камерная сцена».

Под раскидистыми ветвями деревьев разворачиваются события в спектакле (сценография Георгия Паршина). Две вещи остаются неизменными: природа вокруг нас и природа внутри нас. Комедия XVIII века, призывающая уважать любого, вне зависимости от статуса и положения, как это ни прискорбно, актуальна и сегодня. Дает ли автор пьесы ответ, в чем спасение для человека? Нет — избавление и для несчастной сироты, притесняемой строптивой тетушкой, и для дворовых людей приходит неожиданно в лице господина Правдина. Но дидактические проповеди Стародума относятся к каждому и призваны изменить общество, дабы сделать невозможными обстоятельства подобной тирании.

Текст автора, стоящего ближе к Мольеру, нежели к нам, режиссер- постановщик Софья Рубина сделала более адекватным нашему времени. Зрители смогли наслаждаться красотой русской речи эпохи классицизма. Несмотря на некоторое количество архаизмов (как бы украсил программку небольшой словарик!), публика реагировала на текст, звучащий со сцены активно. Это, конечно, делает честь не только комедии Фонвизина, но и самарской публике.

Сократив пространные дидактические монологи Стародума, режиссер тем самым обратила персонаж в исполнении Владислава Метелицы из скучного резонера в энергичного и лукавого дядюшку. Еще один переосмысленный постановщиком образ «Недоросля» — госпожа Простакова. Может быть, дело в том, что обращение с домашними, казавшееся преступным Фонвизину, нас не шокирует, а может быть, и потому, что в спектаклях Софьи Рубиной яркими и харизматичными получаются образы властных и деспотичных женщин (вспомнить хотя бы недавнюю премьеру «Дядюшкин сон»). В Простаковой есть и беззлобная тирания, и неуклюжая простоватость, и беззубая хитрость. Эта характерная роль, полная и комических, и трагических эпизодов, может стать для актрисы Ларисы Ляпуновой новым этапом профессионального роста.

Костюмы Ольги Никифоровой не изобилуют точными деталями, они скорее набросок для создания образа эпохи, не отвлекают от главного — разворачивающегося конфликта людей, которые стоят за правду и тех, кому важнее выгода. Но постановщик усложняет прямой конфликт, характерный для литературы эпохи классицизма. И не только персонаж с говорящей фамилией Правдин является источником истины. Есть некая жизненная мудрость и в последней сцене, где Простакова, лишенная всего имущества, взятого под опеку властями, но не утратившая семьи, запивает горе и запевает песню. И даже дворовые, имевшие от нее «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день», примыкают к ее мужу и сыну, тем самым выражая некую высшую преданность хозяйке, утратившей силу. Есть в этом финале что-то более мудрое, чем все благоразумие Стародума, и что-то более праведное, чем вся истина Правдина.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации