Художественный руководитель театра «Самарская площадь» Евгений Дробышев об обменных гастролях и премьерах

24.07.2018

180

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Владимир Пермяков

Художественный руководитель театра «Самарская площадь» Евгений Дробышев об обменных гастролях и премьерах

Создатель и художественный руководитель театра «Самарская площадь», заслуженный работник культуры РФ Евгений Дробышев рассказал о пьесах Вырыпаева, предстоящей премьере, молодых режиссерах и многом другом.

Как ни крути, ты ставишь для своих
— В мае на сцене «Самарской площади» прошли гастроли театра «Ателье» из Штутгарта. Это наши новые партнеры. В Штутгарт мы регулярно ездим на гастроли с 2006 года. Дважды принимали участие в Фестивале русской культуры со спектаклями «Не такой, как все» и «Планета». Он проводился на базе театра «Ольга ек». Несколько раз проводили обменные гастроли с театром «Ренитенц», дважды мы привозили к ним пластический спектакль «Играем Бидструпа». Участвовали в социокультурном проекте с моноспектаклем «Я собака» в Доме поколений.

Конечно, всегда немцы высказывали пожелания, чтобы мы привозили спектакли без языкового барьера. Нам же интересно гастролировать с русскоязычными постановками, показать немецкому зрителю спектакли с нашей школой психологической игры.

Поэтому мы очень рады тому, что у нас завязались отношения с театром «Ателье». Поскольку его руководитель Владислав Граковский — наш бывший соотечественник и у него большой интерес к тому, чтобы популяризировать в Германии русскоязычный театр. К тому же у него хорошие контакты с русской диаспорой в Штутгарте и собрать публику, говорящую на нашем языке, ему не составит труда. Кроме того, с этим театром мы почувствовали духовное родство. Когда труппа «Ателье» играла у нас, я впервые почувствовал, что, не зная языка, можно с интересом наблюдать за происходящим на сцене. Публика принимала их прекрасно. По моему опыту, самое лучшее, когда зритель на выезде реагирует как дома. Это высшая похвала. Ведь как ни крути, ты ставишь для своих.

Гастроли театра «Ателье» были организованы при финансовой поддержке муниципалитетов Самары и Штутгарта в рамках соглашения о сотрудничестве городов-партнеров. Культурный обмен — одна из ключевых позиций этого документа.

В конце сентября планируем поехать с ответным визитом. Повезем нашу совсем свежую премьеру — «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева.

Много бытовых подробностей
— Пьесы Ивана Вырыпаева мне очень нравятся. Некоторые из них, конечно, можно ставить только в театрах «Практика» и «Театр.doc». Например, «Июль» — спектакль весь на мате, и без него там делать нечего.

Про пьесу «Иллюзии» я думал давно. Мы прочитали ее на труппе. Коллектив принял прохладно, и про нее забыли на какое-то время. В итоге всетаки вернулись.

Также я примерялся к другой пьесе Вырыпаева — «Пьяные». Однако мне она показалась очень мрачной. Я видел два хороших варианта ее постановки в БДТ и МХТ. Но для репертуара нашего театра — мрачновато.

«Иллюзии» — это совершенно новый для нас материал. Публика хорошо приняла постановку, много позитивных отзывов. Было несколько предпремьерных показов. Коллеги кое-что поругивали: дескать, слишком сентиментальная тема звучит в музыкальной фонограмме.

Пьеса небытовая. Но мне хотелось как можно полнее заставить зрителей поверить, что эти персонажи действительно существовали. Поэтому на сцене есть много бытовых подробностей: фотографии, чайник, елка.

К тому же Вырыпаев очень хорошо известен в Германии. Его пьесы ставятся в немецких театрах, знакомы зрителю.

О том, как надо любить Подольск
— В начале октября планируем выпустить спектакль по пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». Сейчас идут репетиции. Моя давняя традиция — приглашать совсем молодого режиссера для работы с труппой. Сейчас это Виктор Трегубов. Я видел, что он ставил в «Актерском доме» (театр Самарского отделения СТД при Доме актера. — Прим. авт.). Мне понравился его «Черный монах» по повести Чехова. Руководство постановкой осуществляю я. На каком — то моменте репетиций могу подтянуть темпоритм, какието мизансцены. Когда ставили «Танец Дели», вообще с Анастасией Алмазовой поделили нагрузку пополам. А в «Тестостероне» моих были репетиции две-три, а так — вся работа Станислава Полихина.

Пьеса «Человек из Подольска» о том, что на улице Подольска взяли обычного интеллигентного мужчину, привезли в Москву и начали вести допрос. Сами полицейские оказались очень странными. Все вопросы касались того, знает ли он свой город, любит ли его. Скорее соцопрос, чем допрос. И здесь встает огромная тема: многие у нас, как правило, свою страну не ценят. Она у нас «страна дураков», вся обшарпанная… Вот для чего нам нужен был мировой чемпионат — чтобы мы воспряли духом.

Впервые за долгое время я увидел пьесу, в которой есть забавная ситуация. Чаще всего современная драматургия оборачивается разговором на больную тему о том, как все бесконечно плохо. Безнадежность в драматургии меня не греет. Чем хорош Чехов? Жизнь для него — забавная вещь. Нет надсадности. «Надо жить! Мы еще увидим небо в алмазах!». А уж Островский — тем более. Когда начинаешь ставить, понимаешь, что он смотрит на своих героев с улыбкой. И чаще всего прикладывает усилия к тому, чтобы был счастливый конец.

В «Человеке из Подольска» вопрос неоднозначный. Тебя насильно заставляют любить Подольск. То ли они делают великую вещь, то ли нет… Мы ведь любим своего ребенка любым. Так же нужно воспринимать и место, где мы проживаем. Это наша история, наш быт. Вот мы такие.

Виктор Трегубов предлагал мне некоторые пьесы, но остановились мы на «Человеке из Подольска». Увы, не все, что можно ставить в Питере и Москве, есть смысл делать у нас. Мне очень понравилась «Голубая жизнь» в «Уместном театре» по рассказу Максима Горького. Но в репертуарном театре так ставить нельзя — это на два показа. Сам материал и подход к нему замечательный, но в качестве эксперимента. Поэтому мне очень жаль, что у «Самарской площади» нет малой сцены, где можно было бы делать подобные вещи.

Скоро открываем сезон
— Открываемся мы как обычно рано — 15 августа. Длинный рабочий сезон позволяет обеспечивать приличный уровень зарплат, не отставать от областных театров, чтобы не было утечки кадров. Поэтому у нас стабильный коллектив, и это позволяет мне строить долгосрочные планы.

Пополнения труппы пока не будет. Штатные актерские единицы все заняты. Ротация актерских кадров у нас минимальна. Молодежи в театре много.

Курс, который только что выпустился из Самарского института культуры, очень хорош. Но он весь ушел в муниципальный молодежный театр, который сейчас создается. Значит, будет новый хороший театр в Самаре. Это тоже радует.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации