170 лет назад, 14 июля 1848 года, родился Иван Петрович Новиков. Актер, театральный антрепренер и создатель «Самарской газеты», одного из лучших провинциальных изданий 80 — 90-х годов ХIХ века. Об этом удивительном человеке мы и беседуем сегодня с исследователем жизни и деятельности Новикова, филологом и краеведом Зинаидой Стрелковой.
При внимательном чтении номеров «Самарской газеты» за февраль 1894 года Зинаида Стрелкова обнаружила любопытную деталь. После отъезда Новикова из Самары появляется объявление, что газете требуется корректор, а в последующих номерах частыми становятся ошибки и опечатки.
— И какая тут связь с Новиковыми?
— Старшая дочь Новикова — Анна иногда играла в любительских спектаклях и впоследствии стала профессиональной актрисой. Но у меня есть сведения, что первое время после окончания самарской гимназии она работала в «Самарской газете». И то, что после отъезда семьи Новикова из Самары сразу же появилось объявление «Требуется корректор», подтверждает это.
— Вы неоднократно говорили, и не только в наших с вами беседах, что Самаре нужен театральный музей дореволюционного периода, открыть его следует в бывшем доме Новикова, и это был бы такой знак благодарности человеку за все, что он для Самары сделал. Вот несколько слов о том, что Иван Петрович для Самары сделал. Ну кроме того, что создал ее главную газету.
— Есть такая книга «Актерская громада. Русская театральная провинция. 1890 — 1902 гг.». Ее автор — бывший провинциальный, а затем известный актер столичных театров Владимир Кригер. Будучи провинциальным актером, он выступал на сценах многих российских городов, видел разную публику. Но о самарской отозвался особо. Говорил, что нигде и никогда не встречал такой восторженной и благодарной публики, как, по его собственному выражению, в «милой Самаре». А кто воспитывал эту публику? Я не умаляю заслуг других антрепренеров, работавших в нашем театре. Но Самара для них была проходным городом. Они приезжали и уезжали. А для Новикова Самара стала избранным городом. Он приехал сюда в возрасте 29 лет и стал ее преданным рыцарем на всю оставшуюся жизнь. Не только в театр, в культурное просвещение самарцев он вкладывал все силы и большие деньги. Мечтал поднять уровень провинциального города до уровня города столичного. И ему многое удалось. В зимний сезон 1893/94 годов он впервые представил вниманию самарцев настоящий высокопрофессиональный балет — варшавский, под руководством балетмейстера варшавского театра В.Л. Адлера. В 2018-м, который объявлен Годом балета, стоит об этом напомнить. Внучка Новикова — леди Абди утверждала, что ее дед был таким же эстетом, как Дягилев. Думаю, в какой-то степени сравнение уместно. Деятельность Новикова, и не только, повторюсь, театральная, — это значительный культурный прорыв для Самары.
Главная контора редакции «Самарской газеты» располагалась в доме Соколова на улице Дворянской, под Коммерческим клубом. Ныне дом №104 на улице Куйбышева.
— Леди Абди — это урожденная Ия Григорьевна Ге, о которой в книге «Красота в изгнании» рассказал Александр Васильев, повествуя о русских красавицах, оказавшихся в эмиграции в связи с революционными событиями 1917-го. Васильев открыл нам леди Абди, а вы установили, что она внучка Ивана Петровича Новикова, дочь Анны, которая, как вы опять же выяснили, работала корректором «СГ».
— Став профессиональной актрисой, Анна вышла замуж за актера и драматурга Григория Григорьевича Ге, представителя известной в России фамилии, имеющей французское происхождение. Дядя Григория — гениальный художник Николай Ге.
В 1897 году у Анны родилась дочь — Ия. Она приходится внучкой нашему Ивану Петровичу Новикову. Ия Григорьевна Ге вышла замуж за голландского бизнесмена и в 1917-м родила сына Георгия. Впоследствии тот стал голливудским актером, известным под именем Джордж Гейнс. Российские зрители знают его по роли коменданта Лассарда в американской комедии «Полицейская академия». Жизнь Ии Григорьевны Ге была полна испытаний и приключений. Во втором браке ее мужем стал знатный и богатый английский баронет сэр Роберт Эдвард Абди. Леди Абди в 20 — 30-е годы ХХ века признавалась одной из самых красивых и модных женщин Европы. Но это уже отдельная и очень большая история.
— И насколько я помню наши с вами разговоры, роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» подтолкнул вас к тому, чтобы начать изучать эту ветвь новиковского древа.
— Мое внимание привлекло то, что биография внучки Новикова — Ии Ге (леди Абди) во многом напоминает историю красавицы-авантюристки Зои Монроз в романе Алексея Толстого. Это и положило начало литературному расследованию.
Леди Абди, урожденная Ия Григорьевна Ге, — внучка Ивана Петровича Новикова.
— В этом году вышло дополненное издание знаменитой книги Александра Васильева «Красота в изгнании. 100 лет спустя». И я обратила внимание, что в главу о леди Абди Васильев внес некоторые поправки. Там есть ссылка на вашу статью из сборника, подготовленного Институтом мировой литературы Академии наук РФ.
— Александр Васильев — историк моды. А каждый серьезный историк знает, как важно указывать в своем труде источники. Это спасает нас от приблизительности и откровенной лжи. А то, что книга вышла в год 170-летия Ивана Петровича Новикова, — это, конечно, подарок судьбы. Судьба сделала подарок Новикову, теперь очередь за самарцами. И вот что еще я хотела бы заметить. Если в городской усадьбе Новикова, которая, по счастью, сохранилась, театральный музей появится, то это, кроме прочего, будет еще и первый такой музей в провинции.
Исторические версии
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев