Дирижер Михаил Щербаков о концертах в филармонии и секретах дирижерского искусства

19.07.2018

Loading

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Владимир Пермяков

Дирижер Михаил Щербаков о концертах в филармонии и секретах дирижерского искусства

В этом году исполнилось 30 лет с момента открытия нового здания самарской филармонии. 27 из них здесь работает Михаил Щербаков, художественный руководитель и главный дирижер академического симфонического оркестра, народный артист РФ. Он рассказал «СГ» о наиболее интересных концертах прошедшего и будущего сезонов, а также раскрыл некоторые секреты дирижерского искусства. 

На языке музыки

— Когда музыканты работают под твоим руководством долгие годы, с ними легче найти общий язык, они лучше понимают дирижера, у оркестра выстраивается единый творческий стиль. И это по достоинству может оценить публика. Приятно, что оба концертных абонемента с участием нашего симфонического оркестра раскупаются быстро.

Мы стараемся, чтобы на каждом концерте слушатели не только прикоснулись к классическим шедеврам, но и прониклись исполнением, которое насыщено нашими чувствами, переживаниями, мыслями. Язык музыки абстрактен, однако, несмотря на это, я вижу понимание в глазах людей, сопереживание на их лицах и благодарность за то, что мы вкладываем в работу силы своей души. В каждом выступлении стараемся передать нашим слушателям переживания и мысли, которые посвящены самым животрепещущим вопросам человеческого бытия.

«России есть чем гордиться»

— Абонементы составляются очень тщательно. Мы обдумываем кандидатуру каждого приглашенного солиста, каждую программу. Не забываем и о юбилеях наших композиторов. России есть чем гордиться. В прошедшем сезоне мы отпраздновали 110-летие со дня первого исполнения Симфонии №2 Сергея Рахманинова. В программу входила также рапсодия на тему Паганини, которую исполнил молодой солист Мирослав Култышев.

Хочется отметить концерт прошедшего сезона, в котором приняла участие уроженка Самары, лауреат премии «Грэмми» 2010 года Екатерина Лехина. Она теперь солистка Большого театра, выступает на многих сценических площадках мира. Тем не менее наше творческое сотрудничество не останавливается.

Кроме того, у нас давал концерт с оркестром замечательный баритон, обладатель Гран-при XV Международного конкурса имени Чайковского Ганбаатар Ариунбаатар (Монголия).

Талантливый органист и композитор из Франции Тьерри Эскеша привез нам премьеру — Концерт №1 для органа с оркестром собственного сочинения. А выдающийся пианист Вадим Руденко играл с оркестром концерт Грига в программе, созданной по творчеству этого норвежского композитора. В концерте, посвященном Бетховену, солировал изысканный скрипач, заслуженный артист РФ Алексей Лундин — первый скрипач оркестра «Виртуозы Москвы». Оркестр исполнил Седьмую симфонию великого композитора.

Кроме того, каждый год мы приглашаем моих коллег — известных дирижеров оркестров. Таких как Владимир Понькин, Димитрис Ботинис, Валентин Урюпин, Мурад Аннамамедов.

Нельзя пройти мимо замечательного исполнения двойного концерта Брамса Сергеем Ролдугиным и Павлом Милюковым. Оркестр же играл в этот вечер непростую, особенно в плане художественного исполнения, Девятую симфонию Франца Шуберта, которая называется «Большой симфонией». По сравнению с Восьмой («Неоконченной»), абсолютно гениальной, Девятая представляется более традиционной. Поэтому всегда встает вопрос, как ее исполнить, чтобы она звучала ярко, интересно и содержательно. Думаю, нам это удалось. Музыканты говорили мне: «На репетициях нам казалось, что симфония не пойдет. А на концерте она вдруг раскрылась». Это самое главное. Симфоническое исполнительство отличается от индивидуального. Солист-инструменталист должен и в своей домашней работе достигать максимального результата. С оркестром это не проходит. Если я из музыкантов вытащу все эмоции на репетиции, на концерте ничего не получится. Здесь важна стратегия.

«Нельзя себя только хвалить, но верить в свои силы мы обязаны»

— Завершили мы абонемент концертом, посвященным 180-летию открытия Павловского железнодорожного вокзала. Почти два века назад там разворачивались очень важные музыкальные события. В течение 10 лет в российскую столицу приезжал Иоганн Штраус. Император Николай I приглашал его и столько ему платил, что Штраус бросал Вену, Европу и мчался в Россию. Он пропагандировал железнодорожный транспорт, который только-только появлялся. Вся великосветская публика ехала на поезде из Санкт-Петербурга в Павловск, чтобы послушать концерты Иоганна «Страуса», как тогда говорили.

Кроме того, Штраус еще и пропагандировал музыку русских композиторов. Абсолютно осознавая степень своей популярности и любви публики, он вставлял в свои концерты новые произведения российских авторов. У нас в стране все время ощущается нехватка веры в свои силы. Мы оглядываемся на Европу и думаем: «Вот где-то там есть жизнь, а у нас не то». Нам очень не хватает сбалансированного отношения к себе: нельзя себя только хвалить, но верить в свои силы мы обязаны.

Классика над Чемпионатом

— Проведение Чемпионата мира в нашей стране — уникальный шанс показать всему миру, чего стоит Россия. Иностранцы, конечно, догадываются, что в Москве и Санкт-Петербурге есть симфонические оркестры. Но они есть и в других городах, например в Самаре.

Меня обрадовало, что нашему коллективу предоставили возможность принять участие в культурной программе фан-зоны на площади Куйбышева. Это пропаганда российской музыкальной культуры и среди иностранных гостей, и среди наших соотечественников, и среди самарцев, которые, возможно, впервые услышали симфонический оркестр. В программе была популярная классика: Чайковский, Глинка, Штраус, Брамс.

К сожалению, нас поставили первыми в череде солистов. И когда мы играли, публика только начинала собираться. Выступление не получилось таким пропагандистским, как нам бы хотелось. Мне кажется, в этом есть просчет.

О будущем сезоне

— В следующем сезоне нас тоже ждет много юбилеев. К 180-летию со дня рождения Жоржа Бизе мы исполним программу «По страницам оперы «Кармен» с ведущими солистами российской оперы.

Приедет любимец самарской публики пианист Александр Ардаков, уроженец нашего города, который был солистом Московской филармонии, а сейчас работает в Лондоне. Он будет играть концерт Шумана.

Выступит с оркестром Денис Шаповалов — лауреат первой премии на конкурсе имени Чайковского. В программе вечера: симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада» и Концерт № 1 для виолончели с оркестром Шостаковича (к 130-летию со дня премьеры сочинения).

В грандиозном концерте №2 Иоганнесса Брамса будет солировать выдающийся пианист современности Александр Гиндин. А оркестр исполнит симфоническую поэму «Жизнь героя» Штрауса (к 120-летию со дня премьеры сочинения). Это очень сложная программа.
Для публики, которая хочет отдохнуть, в первом абонементе задумана программа по страницам творчества Жака Оффенбаха. Прозвучат увертюры, арии и дуэты из его оперетт.

Второй абонемент открывается концертом, в котором участвуют дети выдающихся музыкантов России. Сын Александра Рудина — Иван, великолепный пианист, выступит вместе с дочерью Юрия Башмета Ксенией. Они сыграют концерт для двух фортепиано Франсиса Пуленка, который никогда у нас не звучал. Оркестр исполнит Франка и Равеля.

Будет очень приятная программа «Музыкальная Вена»: Моцарт, Бетховен и Штраус.

Кроме того, «Туманный Альбион», которой будет дирижировать английский дирижер Адриан Девис. Концерт «Путешествие из Петербурга в Москву» пройдет под руководством Георгия Клементьева. Программа «Две европейские столицы. Варшава -Будапешт» завершит второй абонемент.

Очень надеемся, что абонементы придутся по душе самарской публике. Безусловно, каждый концерт для меня — как первый и последний бой. Я выхожу, чтобы отдать все силы, которые у меня есть, все свои чувства и эмоции.

Читайте также:

Культура

Иногда мечты сбываются

«Актерский дом» — единственный в России многожанровый театрО его особенностях и планах на будущее рассказывает председатель Самарского отделения СТД, заслуженный артист России Владимир Гальченко. Дом актера на Вилоновской, 24 — не только официальная «рези­денция» Самарского отделения Со­юза театральных деятелей России. Уже более трех лет это еще и теа­тральная сцена. — Как вдруг возникла идея нового театра в Самаре?- У каждого человека, особенно творческого, есть заветное жела­ние. У актера это чаще всего мечта о несыгранной роли. Наша про­фессиональная жизнь, к сожале­нию, сильно связана с возрастом. Годы идут, артист «взрослеет», и с какими-то ролями ему приходится распрощаться навсегда. Одна из за­дач театрального Союза — помочь актерской мечте осуществиться. О создании подобного театра говори­ли давно. Ивот он появился. Ана­зван «Актерским домом» по двум причинам. Во-первых, это пере­кличка с местом, где театр нахо­дится, а во-вторых, слово «дом» в данном случае надо понимать в ис­тинном его значении. Здесь мы с коллегами общаемся, знакомимся с новичками, провожаем в последний путь ушедших из жизни товарищей. Это по-настоящему наш дом. Имы хотим, чтобы зрители приходили сюда как желанные гости. — «Актерский дом» прежде всего — актеры или все-таки ре­жиссер?- Артист — всегда главный че­ловек в нашем деле. Театр возник еще в Древней Греции, а профессии режиссера всего 100 лет. ИКон­стантин Станиславский, и Михаил Щепкин, и основатель русского теа­тра (которому, кстати, уже 270 лет!) Федор Волков — все они были арти­стами. Откуда возникла режиссер­ская профессия? «Товарищ мой Ва­ся, сядь в зал, посмотри на нас со стороны». Хотя, конечно, «Актер­ский дом» существует не только для артистов, но и для режиссеров, ко­торые хотят выразить себя посред­ством сцены.Механизм очень прост. Прихо­дит к нам в Союз режиссер или ак­тер со своей задумкой. Выслуши­ваем человека, обсуждаем идею спектакля. Как только состоялся творческий «сговор», определяем постановочную группу. Потом те­атр «одевает» персонажей — шьет им костюмы и строит декорации. Проходит три премьерных пока­за. Если замысел создателей нахо­дит отклик у самарских зрителей, то спектакль остается в афише. Ес­ли вдруг нет, объясняем: «Коллега, у вас была минута славы, но увы…» Получается, что зритель сам опре­деляет афишу. Иэто ему, думаю, очень интересно.- Акто у нас зритель? — Тот же, что и в других теа­трах. Ведь в «Актерском доме» представлены почти все театраль­ные коллективы Самары. Анаша публика любит ходить, что назы­вается, «на артиста». Это лишнее подтверждение тому, что у нас те­атральный город. Кстати, во всех городских театрах спектакли на­чинаются в шесть часов вечера, а в «Актерском доме» — в семь. Если человек, например, с нашим биле­том по привычке завернет в дра­му, у него будет целый час, чтобы дойти до Дома актера.- Мечта — это, конечно, хоро­шо, но, к сожалению, не всегда можно найти средства на ее во­площение… Как финансируется ваш «малый» театр?- Он находится на полной са­моокупаемости, его никто не до­тирует. Союз театральных деятелей одолжил «Актерскому дому» денег, чтобы помочь выпустить первый спектакль — «Сконапель истоар» по «Мертвым душам» Гоголя. Позже тот деньги вернул, а потом уже на­чал их сам зарабатывать: и на афи­ши, и на программки, и на зарплату артистам и режиссерам по догово­рам… Правда, Союз предоставля­ет театру сцену безвозмездно — ведь это все-таки наше «дитя».- Свою актерскую, или, мо­жет быть, режиссерскую, мечту вы не планируете воплотить на этой сцене?- Нет. Иэто принципиальное решение. «Актерский дом» созда­вался при моем непосредственном участии, не хотелось бы его ис­пользовать в личных целях.- Ну а что с репертуаром?- «Актерский дом» — единствен­ный в России многожанровый те­атр. Есть и кукольные постанов­ки, и пластические, и разговорные истории. Была даже своя опера «Служанка-госпожа». Вчетвертом сезоне мы выпустили знаменитую пьесу Григория Горина «Забыть Ге­рострата». Эта пьеса написана в 60-е годы и как любая политиче­ская должна была умереть. Но это­го не случилось. Популярность ее у зрителей (на февраль уже нет би­летов) вызывает у нас двоякое чув­ство. С одной стороны, мы рады, что эта замечательная работа вер­нулась на сцену. Ас другой — очень грустно от того, что ничего в нашей стране с тех пор, по большому сче­ту, не изменилось.- В заключение, как всегда, о планах…Есть несколько проектов. Спектакль по рассказам Аверченко будет ставить Екатерина Максимо­ва (режиссер из Санкт-Петербурга, которая делала у нас «О вреде таба­ка» по Чехову). Также имеем в ви­ду хорошую пьесу «Эти свободные бабочки», рассчитанную на моло­дую аудиторию. Над ней работа­ет самарский постановщик Оксана Штанина. Надеюсь, эти задумки осуществятся. Иприглашаю всех самарцев к нам в гости

Культура

Зимняя «Груша»

В преддверии зимнего фестиваля о его и своей истории нам рассказал солист Грушинского трио О Валерии Грушине …Валера утонул в августе 1967- го. Мы долго его искали – до 7 но­ября, пока по реке не пошла шуга, но так и не нашли. А на следующий год наши товарищи во главе с Вита­лием Шабановым отправились на место трагедии, чтобы установить там памятник. В память о друге в 1968 году мы провели первый фе­стиваль, совместно с политехниче­ским институтом и туристами го­рода. Ведь Валера был личностью незаурядной и широко известной в туристских кругах. Фестиваль про­шел в центре Жигулей. На следую­щий год решили найти другое кра­сивое место, до которого было бы удобно добираться. Нашли подхо­дящее в Мастрюках. На озере уста­новили сначала сцену-плот, а по­том уже и знаменитую гитару. «Поющие бобры» В этом трио пели Валерий Гру­шин, Вячеслав Лунев и я. Снача­ла нас называли «Веселые бобры», потому что мы исполняли мно­го веселых песен. Потом их запас как-то иссяк, в репертуаре появи­лись лирические композиции. И мы стали называться Поющими. А Бобры – потому что, во-первых, по сути и были похожи на бобров – трудяги, туристы-водники, а во- вторых, ходили в модных в то вре­мя толстых свитерах. После гибе­ли Валеры мы пели некоторое вре­мя с Володей Кривцановым, тоже студентом авиационного институ­та, но потом жизнь нас разбросала. Грушинское трио После большого перерыва в творческой деятельности я обра­тил внимание на прекрасный кол­лектив – квартет клуба им. Груши­на. Так получилось, что там ока­залось вакантным место мужско­го голоса, и я, к большой своей ра­дости, стал петь с ребятами. Годы шли, и в конечном итоге мы оста­лись с Ольгой Ермолаевой и Алек­сандром Исаевым и превратились в трио. На одном из фестивалей не­мецкие гости пригласили нас вы­ступить в Германии. И тогдашний ближайший отпуск мы использо­вали для поездки в эту страну. Там нас называли Грушин трио. Са­марским зрителям понравилось, и с той поры мы стали Грушинским трио. Нам посчастливилось в те­чение двадцати лет открывать гру­шинские фестивали. Начиная с 1984 года мы с ребя­тами ежегодно даем большие, став­шие уже традиционными концер­ты в Самаре, гастролируем по дру­гим российским городам. Дважды выступали перед любителями ав­торской песни в Америке и Кана­де. Недавно, кстати, нам позвони­ли и опять пригласили на гастроли в США. Приятно, что и на далеком континенте нас помнят и ждут. О зимнем Грушинском Фестивалю уже лет тридцать. Он появился, потому что год казал­ся всем любителям авторской пес­ни слишком большим сроком для ожидания встречи с друзьями. В то время зимний Грушинский был не­сколько другим. Сейчас все гости разъезжаются по гостиницам и вечерами устраи­вают в номерах концерты для тес­ного круга слушателей. А раньше мы вставали на лыжи, переходи­ли на ту сторону Волги. В Жигулях ночевали в какой-нибудь избуш­ке, пели песни у костра. Теперь же людям нужны комфортные усло­вия, удобства. В прежние време­на было проще – поставил палат­ку, «включил» костер и «…пой пес­ню, пой…». Что же дальше? Считаю, что на нашем фести­вале могут присутствовать и рок- исполнители. В разумных преде­лах, конечно. Эта музыка ближе и понятнее молодежи, не стоит за­крывать глаза на тенденции вре­мени. Ведь можно через Шевчука и «ГрАссмейстера» говорить о ве­щах, которые нам близки и дороги. Виталий Шабанов, ветеран– организатор фестивалей, в книге, посвященной Грушинскому, еще двадцать лет назад писал: «В чем сила фестиваля? В возможности провести, как сейчас говорят, «все­союзную песенную тусовку»? Вряд ли. Дело, думается, в туристской его сути. Фестиваль не может быть сам по себе, как не может быть са­мо по себе любое живое дело. Он неотделим от туризма как вида спорта или просто отдыха». В наше время ситуация, конеч­но, изменилась: и зрители, и ис­полнители порой не имеют ника­кого отношения к туризму. Но тем не менее организаторы ставят па­латки, организуют кострища, про­водят спортивные мероприятия, фотовыставки. Уцелело туристиче­ское ядро фестиваля, которое и со­храняет его особую атмосферу. Это люди, которые с удовольствием бе­рут рюкзаки, едут за тысячи кило­метров, сплавляются по горным рекам и «рубят ступени», как пел Высоцкий. Нельзя сказать точно, сколь­ко лет будет существовать Грушин­ский. Но, думаю, долго. По край­ней мере, пока фестиваль пестуют люди, сохраняющие его истинный дух, их сподвижники. Сейчас это – Грушинский клуб, его президент и те, кто лично знал Валеру. Учился с ним, дружил, ходил в походы и пел песни у костра.

Культура

Как начинали законодатели мод

Парни просто сочиняют музыку, но называют себя уникальными Стадионов они не собирают, и толпы фанатов у них нет. Их музыку и модной назвать нельзя. Группе «Риволи» в марте исполнится год, а песен у них – на целый альбом. Играют они, как сами говорят, «шум­ный» рок. Поют обо всем, что могут видеть и чувствовать двадцатилетние парни. Об амбициях, заставляющих верить в то, что из андеграунда можно вырасти до законода­теля мод, рассказывают Леня, Вова и Нико­лай. «В каморке, что за актовым залом, ре­петировал школьный ансамбль…». Строчка из известной песни пришла на ум, когда мы с гитаристом группы «Риволи» Леонидом подходили к репетиционной базе. Думаю, не все имеют представление о том, где репети­руют настоящие и будущие герои самарской музыкальной сцены. Череда гаражей, каждый из которых про­нумерован. Из каждого доносятся переборы электрогитар, от низких частот баса дрожат стекла у стоящих рядом машин. Внутри каж­дого такого гаража – два этажа и три-четыре комнаты с аппаратурой. Стены обиты звуко­изоляционными материалами, но это мало помогает: комнаты проходные. Люди с ин­струментами снуют туда-сюда. Но музыкан­ты, как кажется, друг другу не мешают. Они уже научились слышать друг друга в шуме и гаме. Привыкли к тому, что одни, к примеру, играют фолк, а другие – агрессивный рок. У них просто нет другого выхода: личная ре­петиционная база – невиданная роскошь, в этих гаражах – треть самарских музыкантов и тех, кто называет себя таковыми. Время – деньги. На сегодняшнюю репе­тицию отведено два часа. Поэтому, пока мы ждем Колю и Вову, Леня сразу приступает к делу: настраивает гитару и микрофоны, по­додвигает ближе обогреватель: на улице – минус двадцать пять, а гараж не отапливает­ся. Подтягиваются остальные. Группа «Ри­воли» в сборе. Все трое – абсолютно разные люди. У Коли ярко выражены лидерские задатки. Он стал заниматься музы­кой, потому что только в этом уви­дел свое будущее. Не все из его окружения верят в такую перспективу, но Коля упрям. Леня взял в руки гитару, когда впервые уви­дел и услышал группу Franz Ferdinand, — за­хотелось быть, как «те ребята из телевизо­ра». Три года фанатично играл, потом по­знакомился с Николаем. Играли в разных группах, потом решили создать свою. К уве­ренности Николая и настойчивости Лени скоро подключилось спокойствие Владими­ра. …Час репетиции пролетает незаметно. Характеры парней проявляются и в их игре. Но в отличие от лебедя, рака и щуки из из­вестной басни, двигаются они в одном на­правлении. И довольно успешно. Первую демо-версию песен записали больше полуго­да назад. Теперь качество записи их не устра­ивает: за это время ребята «подчистили» ме­лодии, стали профессионально учиться вока­лу. Осталось накопить денег на новую запись. — А музыке вы никогда не учились профессионально? Николай: Неплохо выучить музыкаль­ную грамоту, чтобы знать, чем ты вообще занимаешься, как в теории выглядит музы­ка. Но лучше учиться самому. Все великие – самоучки-новаторы. А музыкальной школой можно вообще отбить желание заниматься творчеством. Леонид: Наш преподаватель по вокалу говорит, что полезно знать, как правильно извлекать А и О, чтобы делать это все рав­но по-своему. Процесс создания музыки всегда меня интересовал. Сама не видела, но ребята рас­сказали, что это довольно занимательно. Николай: Бывает, что у нас заранее нет ничего определенного в голове. Мы с Леней бе­рем гитары, Вова задает ритм. Можем спеть что-то в микрофон. Ничего не записываем, только запоминаем. А если что-то не запом­нится – значит, это не так уж важно. Бы­вает, что кто-то из нас приносит готовую песню, а остальные уже придумывают свою партии. На постылый вопрос «к какому сти­лю вы себя относите?» ребята от­вечают, что ни в какие рамки себя загонять не хотят. «Музыка без начинки, но с красивой оберткой – не для нас. Нам все равно, что нужно массе сейчас, — говорят парни. — И вопрос не в том, какими мы хотим быть: модными или нет. Мы хо­тим быть законодателями мод. Все законо­датели моды поначалу были в андеграунде. Но рано или поздно становились первыми в своем деле. А пока же мы шумно играем рок и нам это нравится». Тексты и музыка «Риволи» действитель­но самобытны. В Самаре много коллекти­вов, которые играют в стиле танцевального рока, инди-попа. Музыка веселая и уже при­вычная, но этих троих парней с их филосо­фией под эту гребенку зачесать не удается. Вот Колю порой вдохновляют на творчество произведения Лермонтова и Блока. Много ли у современных групп образов, взятых у писателей-классиков? Репетиция заканчивается. И нас уже теснят следующие музыканты. Через пять минут студия будет принадле­жать им. Но тут во всем гараже гас­нет свет. В голове как в калейдоскопе мель­кают жуткие мысли – сейчас что-то загорит­ся. Выход только один, он далеко, а концен­трация людей на квадратный метр слишком высока. Свет тут же включается, и музыкан­ты как ни в чем не бывало берутся за инстру­менты. «Такое случается», — поясняют мне. Музыка делается в экстремальных условиях. И вообще трудностей хватает. И четы­рех часов в неделю недостаточно, чтобы ре­зультат был еще весомее. И финансы подчас поют романсы. Даже среди близких людей ребята не всегда находят поддержку. Вот, к примеру, родители Вовы его занятия музы­кой несправедливо причисляют к пустой трате времени. Но вот о чем ребята пока не беспокоятся, так это о собственном продвижении в массы. «Мы сначала должны стать музыкально со­вершеннолетними, а уже после этого думать о рекламе», — здраво рассуждает Леня. Так что к цели своей ребята движутся небольши­ми шажками. Но, думаю, упорство и талант помогут им добиться успеха. «Вот такая вот музыка. Такая, блин, веч­ная молодость…», как поют Чиж и КО.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации