Поэт Роман Ненашев о современных авторах и стихах

25.01.2018

247

Автор: Маргарита Петрова

Фотограф: Екатерина Елизарова

Поэт Роман Ненашев о современных авторах и стихах
Беседовать в кафе ему мешала музыка. «Особенно с русскими словами». Человек, для которого речь — это нечто большее, чем просто передача информации, самарский поэт Роман Ненашев в самом конце прошлого года стал победителем Кубка мира по русской поэзии. Конкурс проходил с 1 сентября по 31 декабря 2017 года на страницах портала Stihi.lv.

Не соревнование, а продвижение
 
— Первый Кубок состоялся в 2012 году. Цель его — не соревнование стихотворений между собой, а продвижение поэзии. Он помогает открывать новые имена. Проходит анонимно — посылаешь только текст (от одного до трех). Нет фамилии, есть только номер написанного участником стихотворения. Прежде чем принять участие в Кубке, нужно пройти отборочный тур.
 
Там две соревновательные системы: топ-10, где я занял первое место, и плей-офф, где я стал вторым. На конкурс было представлено 367 произведений. Из них жюри отобрало 32. По системе плей-офф тексты делились на пары и соревновались между собой. По большему количеству голосов определяли, кто проходит, кто нет. А параллельно каждый судья составлял свой личный топ-лист из 10 стихотворений. По большему количеству баллов в системе топ-10 определялись лауреаты.
 
— Это был ваш первый поэтический конкурс?
 
— Не первый, но я редко участвую в них. До этого — в Волошинском.
 
— Кто был в жюри?
 
— Среди 40 человек, вошедших в состав жюри, были и пишущие поэты, и критики, и редакторы «толстых» журналов.
 
Сам конкурс хорош своей анонимностью. Жюри воспринимает исключительно текст, нет никакого личного отношения к автору. Мне импонирует его просветительская цель.

— Что вас ожидает после победы?
 
— Публикация в «Литературной газете», куда я уже послал подборку, в журнале «Дружба народов» и других изданиях.
 
— А какие у вас еще планы?
 
— Поэзия, мне кажется, такое дело, где сложно с уверенностью говорить о каких-то планах. Сегодня ты пишешь, а завтра ты можешь уже не писать.
 
«Хотя казалось бы — это просто слова на бумаге»

— У вас уже есть публикации?
 
— Да, в двух антологиях, двух-трех сборниках. Все остальное – на страницах интернета. Сначала была цель — печататься, распространяться, теперь уже нет. Это, скорее, частное дело. Мир настолько большой и разнообразный, что занимать мегаломанскую позицию, по-моему, странно.

— Когда вы читаете свои стихи на публике, вы стараетесь представить это в виде маленького театрализованного представления?
 
— У меня сдержанная манера исполнения. Такое внутреннее состояние — отстраненность. Одним это мешает воспринимать, другим — помогает. Театрализованное исполнение стихов порой помогает скрывать их недостатки. Недостаточно яркие образы, например, могут компенсироваться экспрессивным исполнением. Или текст протанцовывается и слушатели первым делом обращают внимание на танец. Причем танец как в прямом, так и в переносном смысле.

— На какие темы чаще всего пишете?
 
— На разные — от философской лирики до ироничных откликов на темы повседневности.

— Вы помните момент, когда ощутили, что хотите не просто писать стихи, но и представлять их людям?
 
— Я как-то зашел на один поэтический сайт, почитал, что пишут люди, понял, что у меня выходит не хуже и выложил свои стихи. Но со временем это стремление к публичности прошло. Мне кажется, что чем меньше сейчас заполняешь собой медиапространство, тем весомее и чище может звучать твой голос.
 
— У вас есть любимые поэты?
 
— Раньше были. Когда знаешь не так много поэтов, можно выделить для себя любимого. Сейчас просто под настроение попадают отдельные стихотворения. Из ныне живущих авторов могу назвать Александра Еременко, Алексея Цветкова, Михаила Щербакова. Из классиков – Бориса Пастернака, Михаила Лермонтова, Евгения Баратынского.

— Что для вас поэзия?
 
— Точно не ремесло. И не хобби. Часть освоения мира, может быть. Позволяет увидеть сферы, которых ты до создания стихотворения не касался или воспринимал по-другому. В процессе написания ты сам можешь удивиться тому, что только что написал. Поворот мысли. Поэзия — это еще один дополнительный инструмент для познания мира и языка.
 
— Пишете по старинке ручкой на бумаге? Фиксируете внезапные мысли на обрывках?
 
— Я обычно запоминаю внезапно пришедшие строчки. Раньше писал исключительно ручкой, теперь некий гибрид — сочетаю бумагу и компьютер. При написании иногда требуется интернет, чтобы быть более точным в высказывании. То, за чем раньше шли в библиотеку.

— У вас есть друзья среди поэтов? Вам с ними проще общаться?
 
— Наверное, сложнее. Труднее вести вдумчивую беседу. Если лет в 20 можно свободно болтать о чем угодно, то потом все постепенно меняется. При общении с друзьями-поэтами иногда мешает стремление некоторых из них выражаться более витиевато, чем того может требовать предмет разговора, в связи с чем простые вещи могут обрастать какими-то сказочными сложностями.

— Существуют ли признаки хорошего стихотворения?
 
— Для меня таким признаком является то, что при чтении внутри возникает нечто большее, чем просто восприятие слов, которые ты читаешь. Не в смысле, что автор передает тебе какой-то образ и ты его ясно видишь. Образ может быть и совершенно неясным. Но ты внезапно начинаешь чувствовать что-то, чего раньше, может быть, не чувствовал. Реальность немного меняется. Хотя казалось бы — просто слова на бумаге.

Справка "СГ"
Роман Ненашев родился в 1976 году в Самаре, окончил Литературный институт им. А. М. Горького (семинар Г. Н. Красникова). Стихи печатались в антологии «Русская поэзия. XXI век», в антологии военной поэзии «Ты припомни, Россия, как всё это было!..», в журналах «Аргамак», «День и ночь», в сетевых журналах.
 
Работает аналитиком в информационно-аналитическом агентстве.
 
Стихотворение-победитель:

Было страшно и неправильно…
 
Было страшно и неправильно,
 
было так, как не должно –
 
и последняя испарина,
 
и лицо как полотно.
 
Ты-то думал, что короткую
 
спичку вытянет другой
 
и судьба с пустой коробкою
 
на тебя махнёт рукой.
 
Всё шарады будут, ребусы,
 
всё подсказочки к концу
 
да весенние троллейбусы
 
по Садовому кольцу.
 
И казалось, что безбрежная
 
жизнь качается в окне
 
и не в силах центробежная
 
сила вынести вовне.
 
Но она, конечно, вынесла
 
то, что выдано в кредит,
 
и сквозь дыры в шторе вымысла
 
вечность сонная сквозит.
 
И при каждом дуновении
 
ледяного ветерка
 
штора вздрогнет на мгновение –
 
и колышется слегка.
ТЭГИ:

Читайте также:

Лента новостей

Самарские школьники могут бесплатно посетить экскурсии по музеям и местам боевой славы

Такую возможность предоставляет Всероссийский патриотический проект «Дороги Победы».

Новости

В Самарской области организуют дистанционные религиозные службы

Трансляция служб начнется со следующей недели. В пятницу, 27 марта, губернатор Дмитрий Азаров объявил о введении дополнительных мер в Самарской области по […]

Общество

В пансионатах, приютах и детских домах Самары ввели карантин

Все новые социальные услуги граждане смогут получать удаленно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации