Ольга Чубарова, Cheese People/Бабба. Съемки в «Хардкоре», летающий тапок на «Метафесте», планы на будущее

20.01.2018

Loading

Автор: Кирилл Ляхманов

Ольга Чубарова, Cheese People/Бабба. Съемки в «Хардкоре», летающий тапок на «Метафесте», планы на будущее

В первой половине этого года увидят свет новые альбомы группы Cheese People и проекта «Бабба». Sgpress.ru пообщался с солисткой коллективов Ольгой Чубаровой.

— Как ты отметила Новый год? Отошла от праздников?

— Дома, с мужем, с подругой. Хорошо, что он прошел. Слишком много приготовлений. Не хочу Новый год. Слишком много напряга.

— Зовут вашу группу на какие-то массовые праздники, корпоративы?

— Да, конечно. Это первый Новый год дома. Предыдущие два года отмечали в Москве. Играли в парках с Cheese people прямо в новогоднюю ночь.

— Организатором выступала мэрия Москвы?

— Да. Наш продюсер тогда, Лисичкин (Глеб Лисичкин – музыкальный продюсер. – Sgpress.ru), занимался как раз распределением выступающих групп по паркам или что-то типа того. Я так поняла, что как раз с его подачи мы два года выступали в Москве.

— Были же и подобные выступления в Самаре?

— Нет. В Самаре так часто не зовут. В Москве играем на День города. То есть в Москве нас уже считают местной группой, которая играет по праздникам в парках. А в Самаре нет. Было выступление на Дне дружбы народов недавно. И это все было как-то странно: в «Волгаре» с какими-то каверщиками. Странное мероприятие было.


— Хорошо ли оплачиваются такие выступления по сравнению с концертами в клубах?

— Мы, честно говоря, не задираем никогда. Нам хватает. Нам в целом интересно поехать и здорово провести время.

— Ты начинала свое музыкальную карьеру с церковного хора. Как ты туда попала?

— Я не то чтобы начинала. Я просто училась в церковной школе в Самаре, в 54-й, и очень хотелось петь еще до того, как я познакомилась с ребятами.

— Как ты попала в Cheese people?

— Через институт. Вернее, через подготовительные курсы в институт. Я там познакомилась с девочкой, которая меня познакомила с «Шиповником» (Юрий «Шиповник» Момсин – один из первых участников группы. – Sgpress.ru), который познакомил меня с Антоном (Антон Залыгин – композитор, гитара, сооснователь Cheese People — Sgpress.ru).

— Таким образом ты попала в самарскую музыкальную тусовку.

— Да, с начала 11 класса я начала работать с ребятами. А на втором курсе у нас уже начались активные гастроли, и я ушла из института.


— То есть у тебя нет высшего образования?

— Нет.

— Это не мешает?

— Да нет. А сейчас кому-то мешает отсутствие высшего образования? На самом деле я теперь полностью уверена, что оно ничего не дает.

— А на кого ты училась?

— На психолога. В Госе.

— Как давалась учеба?

— Да нормально. Мне все давалось достаточно легко, но мне все это было неинтересно. Многие моменты для меня были слишком спорными, чтобы просто молча принимать их, зубрить и рассказывать. У меня на все было свое мнение. Преподавателям это не нравилось. Поэтому меня частенько валили. Я три раза оставалась на втором курсе.

— Почему пошла на психолога?

— Родители посчитали, что нужно, наверное, пойти на психолога. Это классическая история, когда родители за тебя выбирают место учебы. Я хотела пойти в «кулек»( Самарский государственный институт культуры. – Sgpress.ru). На самом деле не знаю, дал бы мне что-нибудь сейчас «кулек» или нет. По крайней мере, это действительно то, что мне было интересно на тот момент. Но родители сказали: вот будешь массовиком-затейником, будешь копейки получать и отправили на психологию. В итоге я вообще без высшего образования.

— Как так получилось, что Cheese people практически только выстрелили здесь и сразу поехали за границу?

— На самом деле мы не вот только выстрелили. Хотя да. В 2007-м у нас в Москве началась вся движуха. В 2008-м мы поехали в Европу. Но это нормально. Когда ты на волне, тогда и едешь.

— В каких странах были?

Два раза были в Литве. Первый – в 2008 году на фестивале Be together. В 2009-м – в рамках уже мини-тура. Тогда еще в Финляндии в четырех городах у нас были концерты. Выступали в Эстонии и Польше. По-моему, все. В 2010 году еще играли в Австрии, в Вене. Это было какое-то русско-австрийское мероприятие, типа обмена культурным опытом. Все было достаточно вяло. Мне, если честно, не понравилось.

— После этого появилась Япония?

— В Японии мы не были.

— Но у вас там издавался диск. Как так получилось? Японцы проявили интерес, или это была ваша инициатива?

— Японцы проявили интерес. Я не очень в курсе всей этой истории. По-моему, в танцевальном автомате запускалась Uaaa…a!. И вот как-то им вроде зашло, и они решили издать релиз японский для своих.

— И вы с этого получили деньги?

Я не знаю. Время такое было. Как-то было не до денег. Интереснее было выступать.

— Помнишь ли ты, на что ты потратила свой первый заработок от концерта?

— Да. На свой самый первый гонорар, я еще жила с родителями, я затарила холодильник дома.

— А первая серьезная покупка с концертного заработка?

— Телефон. Я его купила в Питере. Не помню, в каком году. Это был один из первых концертов там. Мы получили первый хороший гонорар, и я себе купила телефон новой модели, приехала в Самару, и через три дня около моего дома мне подставили нож к горлу и отняли этот телефон. Самара.

— Ну, и в Питере такое тоже могло произойти.

— Да. В Питере тоже можно отловиться.

— В интервью Defuzz примерно восемь лет назад ты говорила: «Русский трудный. Тяжело написать неместечковый текст, это стоит большого труда. Я так не умею. Я хочу, чтобы были тексты на русском, но для этого надо приглашать кого-то, чтобы кто-то нам помог. Хотелось бы поработать с кем-то из андеграундных исполнителей. Моя мечта, чтобы это был, может быть, Сергей Бабкин». Сейчас Cheese people пишет новый альбом. И там будут песни на русском языке.

— Все песни на русском языке. Я научилась писать на русском. Как бы проект «Бабба» был для меня таким толчком. Мы с Аллой (Алла Четаева – диджей, музыкант. Играет в составе Bajinda Behind The Enemy Lines. Второй участник проекта «Бабба»– Sgpress.ru) начали работать, поняли, что 100% песни будут на русском языке, и я просто как-то отбросила все предрассудки и поняла, что классно пишу на русском.

— Получается, ты доросла?

— Да. Я считаю, что до такого надо дорасти, когда уже все складывается в голове так, что и на бумаге складывается.

— Ты сильно изменилась по сравнению с 2007 годом.

— Похудела?

— Да. Как?

— Вообще меня удивляет этот вопрос. В этом нет ничего особенного. Что, люди не имеют тенденцию меняться? Иди в спортзал и не жалей себя. Нет никаких специальных диет. Просто безуглеводочка. Я хожу на кикбоксинг и на фитнесс.

— То есть теперь, если кто-то попробует отнять телефон, у него возникнут проблемы?

— Да, я двоечку пропишу.

— Новый альбом в каком виде выйдет?

— Выложим его на iTunes.

— А есть ли в этом смысл? Ведь в течение недели записи появятся и на трекерах, и в соцсетях?

— А какая разница? Люди с айфонами все равно слушают iTunes. У тебя есть подписка, и ты все равно слушаешь iTunes. Дело же не в том, что кто-то купит. Просто это удобно для людей. Все-таки у нас сейчас процентов 70 населения пользуются продукцией Apple. Поэтому тут без вариантов. Все равно надо выпускаться. Естественно, это будет и Google Music, и «ЯндексМузыка», и «Вконтакте». Все будет, понятное дело. Но iTunes просто нужен.

— То есть вы не нацеливаетесь на извлечение дохода с этого?

— Мы по-прежнему нацеливаемся на гастрольные заработки. То, что отобьет сведение, то, что отобьет все, что позволит нам держаться на плаву и дальше заниматься музыкой слишком, сильно не заморачиваясь в плане зарабатывания денег на жизнь.

— Какие концерты тебе запомнились больше всего?

— На самом деле ты же понимаешь, что за десять лет гастролей у меня было столько выступлений, очень классных концертов. Начиная от каких-то маленьких баров на три человека, заканчивая огромными площадками типа «Кубаны» (международный мультиформатный музыкальный фестиваль в России и Латвии. – Sgpress.ru) с несколькими тысячами человек. Есть запоминающиеся, есть — нет. Ну, и если они запомнились, значит, была причина. Например, в Польше мы играли для четырех человек. Потому что была плохая реклама. Естественно, я запомнила это выступление. Потому что это был кошмар, конечно — для четырех человек играть. Но они были в восторге, рубились как могли. В то же время я помню фестиваль в Москве от HTC, огромный фестиваль. Мы играли с Лагутенко, с его новым проектом. Нас круто приняла публика. Потом были восторженные отзывы о том, что Cheese People, как всегда, порадовали.

— А ты помнишь историю с прилетевшим на сцену тапком?

— Да. Это было на фестивале «Метафест», здесь, у нас. Слава Богу, он в меня не попал. Но было смешно.

— Какая реакция у тебя была в этот момент. Это было во время исполнения песни?

— Да. Какая реакция? Первая – увернуться. Потом, ты же понимаешь, что там есть пьяные люди, заезжие, с глубинок, с окраин. Понятное дело, что специфическая манера вокала. Мы много играли по глубинкам. Есть смешное видео: мы играли на дне города Кинеля, по-моему. Там старая бабушка в толпе меня пародировала все время. Все смеялись, снимали на камеру. Реально смешно, потому что для людей это дико. То, что непонятно – дико, хочется, чтобы ушло из их жизни. Поэтому и тапочек прилетел.

— Изменилась ли культура вашей публики за 10 лет? Появляются ли новые лица?

— У нас всегда идет обновление. С Cheese People теперь пришли мои поклонники  в «Баббу», и наоборот. У нас теперь все слилось воедино. В основном это 20-летние ребята. Время идет. Наши ровесники обзаводятся семьями, серьезными работами, проблемами, кучей детей и перестают ходить на концерты. Это нормально. Основная публика – молодые люди, которым хочется тусоваться.

— История с попаданием ваших песен в рекламы и сериалы. Как это произошло?

— С рекламой это Лисичкин тогда вроде сделал. Потом мы выпускались и переиздавались на «Снегирях» (российский независимый лейбл звукозаписи, основанный в 1998 году. – Sgpress.ru). Через них уже попали в кино. Там такая схема работает: авторы фильмов выходят на лейбл, и уже лейбл предоставляет контент. Учитывая то, что у них грустный контент в плане, что все очень спокойное, серьезное, взрослое, поэтому, видимо, мы, как единственная эхехей-группа на этом лейбле, и зашли для киношников. Как-то так.

— А ты сама смотрела эти сериалы?

— Нет. Но половина моих знакомых смотрела. Кто-то говорил: «Вот я смотрю «Маргошу», «Я смотрю Барвиху». Я говорю: «Отлично!». Как бы я знала, что там эти песни есть. Знаешь, как-то тогда у меня было столько всего: концертов, движа. На самом деле было не до этого. Это все воспринималось как само собой разумеющееся. Просто шло параллельно, и я не придавала этому никакого значения. Есть и есть.

— А нет ли желания записать саундтрек для какого-то фильма? Может, кто-то к вам выходил с предложением?

— У нас были совместные работы с короткометражками. С Мишей Шимаровым (самарский музыкант, участник группы до февраля 2016 года. – Sgpress.ru) делали трек для короткометражки. Нас попросила одна девочка, которая представилась знакомой Ильи Найшуллера (российский режиссер фильмов и клипов, продюсер, музыкант. – Sgpress.ru). Мы как раз тогда с ним познакомились. Она рассказала, что снимает короткометражку. Прислала какой-то жуткий русский рэп про аборты и сказала, что ей надо выходить на какой-то европейский фестиваль, попросила перевести текст на английский. Я перевела этот талмуд. Миша сделал офигенную аранжировку, мы все записали. После этого она сказала, что все слишком андеграундно и попросила отдать только текст, чтобы девочка с русским акцентом попела. Я, конечно же, сказала: «Нет, либо платите деньги». Потому что сделали все это мы бесплатно. Тоха у нас сейчас делает для Егора Чичканова (самарский режиссер, живет и работает в Санкт-Петербурге. — Sgpress) музыку в его короткометражки. Писать саундтреки для большого кино нам никто не предлагал.

— Ты упомянула Илью Найшуллера. Фильм «Хардкор». Я удивился, когда узнал, что ты там снималась. На какой минуте, секунде тебя можно увидеть?

— На самом деле я не знаю, либо все плохо получилось, либо надо было сильно подрезать фильм. Для меня специально делали макет оторванной руки, специально пригласили девочку с собачкой, которая эту руку оттаскивает. Сцену снимали в несколько дублей на Арбате. Главные герои дрались, один стрелял в голову другому. Вместо него появлялась кукла, у нее разрывалась голова. В общем, происходил такой взрыв. Взрывом мне, героине с собакой, отрывало руку, и собака уносила ее в дальнюю даль. А я в это время громко кричала. Короче, мы снимали два раза эту сцену. Весь день на это был потрачен. Когда мы смотрели фильм, в итоге я оказалась где-то сзади, замыленная, просто слышен мой крик, и собака убегает с рукой. То ли пришлось сократить фильм, то ли я плохо сыграла, не знаю.

— А как ты попала туда?

— Мы познакомились с Ильей на фестивале то ли в Перми то ли в Екатеринбурге. Он рассказал, что снимает клипы. Предложил нам снять клип. Мы, естественно, благополучно это профукали.

— Он просил за это денег?

— Нет. Просто хотел сделать нам клип. Мы выступали на «Пикнике «Афиши» (ежегодный музыкальный фестиваль в Москве. – Sgpress.ru). Он приезжал, показывал заготовки для своего первого клипа от первого лица. Мы что-то там промямлили. А потом мы ездили играть на его свадьбе. Собственно, это должен был быть бартер. Мы играем на его свадьбе, а он снимает нам клип. В итоге, с клипом не получилось, но он меня потом пригласил в «Хардкор». Для меня это был отличный опыт. Было интересно сняться в настоящем большом кино, хоть и в эпизодической роли. Это очень круто.

— Есть желание повторить?

— Да. Мы недавно снимали клип в Москве, который не получился. Он снимался достаточно профессионально. С нами работал очень крутой оператор Батыр Моргачев (оператор сериалов «Инспектор Купер», «Школа», «Адвокат» и др. – Sgpress.ru). К сожалению, с монтажом случились проблемы. Монтажер не захотел переделывать свою работу. Из-за этого получился конфликт. К сожалению, клип не выйдет в свет. Но команда, работавшая там, была очень профессиональная. Я почувствовала себя как на съемках фильма.

— О чем был клип? Судя по фото, какой-то треш.

— Там участвовали выдуманные персонажи, все драные, грязные, в лохмотьях. Был специфичекий выбор нарядов и внешнего облика артистов и моего в частности. Изначально все было, как по сломанному телефону. Когда все обговаривалось, мы были в Самаре, они в Москве. Когда я приехала на съемки, я офигела от всего этого трешака. Отснялась за два дня. Долго ждали монтажа, а он оказался негодный.

— Клип будет пересниматься?

— Да, но уже на другую песню.

— Последний ваш клип на песню Big deal?

— Да, его снимал Кирилл Соколов. Это режиссер короткометражек из Питера. Мы сами в съемках не участвовали. Кирилл нам сам написал. Предложил снять клип на нашу песню. Я прислала ему список треков. Он выбрал Big deal и отдал потом готовый клип.
 

— Это было бесплатно?

— Да. Кирилл это сделал для своего портфолио.

— Ты встречалась и встречаешься с большим количеством известных, интересных людей. Кто еще это был, кроме того же Найшуллера? Может, выступали вместе с кем-то?

— Выступали много с кем. Из самых крутых для меня лично звезд, с кем мы познакомились, это было еще на заре нашей карьеры, мы сразу же познакомились с Нилом Дэвиджем из Massive Attack (британская группа, образованная в 1988 году, пионеры музыкального стиля trip-hop. — Sgpress.ru). Он просто пришел на наш концерт. Его привела наша общая знакомая. Она из Самары изначально, а сейчас — звукорежиссер Massive Attack, ну, или была во всяком случае. Они тогда как раз приехали в Москву и заглянули на наше выступление. С отечественными со многими перезнакомились и выступали. С Лагутенко, «Машей и медведями». С последними у нас конфликт.

— Из-за чего?

— Неважно, но мы не в суперклассных отношениях.

— Это на концерте произошло?

— Да это на каждом концерте происходит. Их менеджер не может угомониться по поводу одного случая, который произошел в Перми. Каждый раз, когда мы встречаемся на любом фестивале, ему, не самой группе, что-то постоянно от нас надо. И последний раз у нас Миша с ним чуть даже не подрался. Больше мы не виделись, и надеюсь, что не увидимся больше. Сейчас запишем такой альбом, что больше не будем в этой плеяде. Мы ушли в электронщину.

— Сравнительно давно вы ничего не выпускали.

— Ну, как давно? В 2015 году вышел Sacrifice.

— Ну, сравнительно давно. С чем это связано?

— В 2016 году мы хотели начать работу над новым альбомом, но у нас погиб Миша. Спустя какое-то время мы с Антоном начали думать, что делать дальше, остались вдвоем и начали делать новый материал.

— Были ли Мишины наработки?

— Нет, были наши наработки с Антоном. Миша выступал, должен был выступать в новом альбоме в качестве аранжировщика, грубо говоря. Вести в нужном направлении. А сейчас у нас получается Антон – композитор, а я его веду в нужном направлении.

— Миша погиб в феврале. Тогда все пытались узнать, что же все-таки произошло?

— Он неудачно упал. Вот и все.

— Где помимо Cheese people участвовал Миша?

— Он много где играл в самарских группах. Он очень много работы делал еще и параллельно для отечественных звезд. Он мне показывал аранжировки для Лазарева, для каких-то фильмов он делал саундтреки, прописывал там целые оркестры, делал что-то для мультиков. Он был топовый чувак.

— Кого еще из самарских музыкантов современных ты бы выделила? Ведь про самарский музыкальный рынок никто особо ничего не знает из широких масс.

— Я, честно говоря, не знаю, что происходит на самарском рынке. Я рада за тех, у кого что-то получается. Я жду не дождусь, когда Bajinda (Bajinda Behind The Enemy Lines, самарская инди-группа. – Sgpress.ru) доделает то, что они делают. А я знаю, что они делают, и делают хорошо и продуктивно.

— У них появился солист?

— Я думаю, что у них все случится скоро в этом плане. Это не моя группа, я уж всех секретов не буду раскрывать. Еще я рада за Пашу (Паша Тетерин, музыкант, бывший фронтмен группы Bajinda Behind The Enemy Lines. – Sgpress.ru), что он нашел свою стезю. Мы все вместе играли, в смысле не вместе с ним, а на одном мероприятии – Moscow Music Week. Мы с Аллой играли на шоу-кейсе фестиваля «Боль». Паша играл на шоу кейсе RnB в «16 тоннах» (московский клуб. – Sgpress.ru). Здорово, что он делает то, что востребовано. Так-то, кроме нас больше никого и не зовут. Больше я самарских групп не видела на этой сцене.

— А что скажешь про VLNY?

— Они на комете сейчас вместе с Лисичкиным. Получили вот четвертый раз «Серебряную козу»(премия самарского интернет-журнала «Большая деревня). Но это не мой формат музыки, так скажем. Они больше для девочек.

— По поводу Паши: тебе больше нравится то, что он делал с «Бажиндой», или же его нынешний сольный проект?

— Это совершенно разные вещи.

— Как мне кажется, в «Бажинде» он прямо мочил. То, что он вытворял на сцене, было просто мегакруто. Сейчас ощущение, что он стал спокойнее.

— Слушай, ну, и мне тоже сейчас надоело зажигать на сцене, в плане орать, глотку драть. С Cheese People у нас сейчас будет совершенно другой альбом, электронный. У нас так-то каждый альбом разный. Но точно больше никакого рока не будет. Гитары на сцене не будет. Надоело уже.

— Проект «Бабба» об этом же?

— Не совсем. «Бабба» — спокойная электронная музыка. Cheese People неспокойная, но электронная.

— Кому больше интересны выступления «Баббы»? Девушкам или парням?

— Вообще непонятно сейчас.

— Много народа вы собираете?

— Я могу сказать так: если люди приходят на концерт, никто с него не уходит. На «Боли» у нас был полный зал. Маленький, но полный. Люди нам еще минут 10 кричали: «Еще, еще». Очень зашло. Знаем точно, что были люди, которые пришли конкретно на нас. Там была длинная очередь, наверное, метров 500. Из очереди нам кричали: «Девчонки, без нас не начинайте!» Все, кто случайно туда зашел, они не ушли. То есть понравилось, все кайфанули. В Самаре мы играли последний раз на Tuborg- вечеринке, был бесплатный вход, пришло много молодежи от 18 до 23. Совсем юные ребята. Мы волновались, что не зайдет, а зашло так, что нам подпевали, сидели друг у дружки на шее, скандировали, кричали, веселились. Как это еще не все знают о нас, а те, кто узнают, тем заходит.

— У вас в открытый доступ выложено четыре песни.

— Да, через месяц мы выпускаем альбом.

— Сколько треков?

— По-моему, девять. Столько же мы играем на концертах. Параллельно мы расширяем список, будем добивать синглами. На английском языке выпустим пару треков. Это для тех иностранцев, кому интересно будет послушать и понять хотя бы примерно, о чем песня. Я же перевожу по тексту.

— А откуда ты знаешь английский?

— Я училась в английской гимназии, в «Перспективе». Мама — учитель английского. Муштрованная с детства я в этом плане.

— В сеть выложено два видео ваших выступлений. Одно в «Звезде», и одно на открытой площадке Литературного музея. Первое выглядит как-то мрачновато. Это специально такая задумка. Тексты-то у вас вполне позитивные, юморные.

 


— Это было вообще первое выступление. Мы искали себя и вообще не понимали, как мы будем выглядеть. Мы пригласили визажиста, она посчитала, что нам нужно сделать вот это кабуки на лице. Мы спорить не стали.

— В Литературном музее все было намного живее.

— Ну, да, тут мы уже разыгрались. На первом выступлении все-таки был мандраж. Над этой программой мы работали год. Начали в январе 2016-го.

— Где бы ты хотела сыграть, где еще не выступала?

— Больше всего на свете я люблю фестивали. Есть очень много фестивалей, на которые хотелось бы попасть. Мне, например, очень хочется попасть на «Пикник «Афиши». Я там всего раз выступала с Cheese people в рамках трибьюта Лагутенко. Хочется и с «Баббой», и с Cheese People попасть туда. Главное — выпустить альбомы до лета.

— Попробуем мини-блиц. «Пушка» или «Сипа»?

— «Сипа»

— Почему?

— Я там время все свое подростковое проводила. Сейчас там никто не тусуется. Эпоха уже прошла. Молодежь изменилась, интересы поменялись. Неинтересно больше стоять толпой на улице и выпивать. Это хорошо. У меня племянница того возраста, когда я начала тусоваться на улице. Им уже это все неинтересно. Они более рафинированные, не пьют, не курят, сидят в кофейнях, у них другие интересы. Наверное, это здорово.

— «Пятнашка» или «стошка»?

— Без понятия вообще. Не бываю на окраинах, живу всю жизнь в центре.

— «Звезда» или «Подвал»?

— Ни то, ни то сейчас. Раньше, когда не было выбора, и то, и то. «Звезда» сейчас живет тем, что туда привозят группы хоть какие-то, пусть это «металл» в основном. Металлистов у нас дай Боже. Ну, и рэп, естественно. «Звезда» осталась единственная площадка в городе. Вот так все и играем в «Звезде». И с «Баббой» у нас все концерты там. С Cheese People презентация нового альбома будет в «Звезде». Больше негде.

— Дата известна?

— Еще пока нет.

— Как ты относишься к современной русской рэп-волне? Не было ли у вас желания включиться?

— В такую волну мы не включимся. Мы слишком взрослые.

— Но Шнур вот попытался.

— Ну, это смешно получилось. У меня в «Баббе» есть что-то околорэповое, но это звучит как женский, девчачий речетатив, что ли. Что-то скорее из 90-х. Мы не будем стремиться к этому современному движению. Пусть дети этим занимаются.

— Видно, что идет все по спирали. Раньше какое-то время рэп также был популярен в массах. Потом эта тема затухла. Был инди-рок, повальное увлечение которым тоже сошло. Сейчас уже видно, что вот эта рэп-волна спадает. Что дальше будет в тренде?

— 2000-е возвращаются. Это что-то около полурэп, софтовое RnB плюс все-таки вернется клубное движение 2000-х, в плане музыкальной направленности. Конечно же, не оно, но около того. На самом деле, ничего не повторяется. Все всегда новое. Просто оно имеет отголоски старого. За основу берется что-то старое, и из него делается новое. Ведь и рэп современный совершенно другой. Такого же у нас в России не было никогда. Это же совершенно другое, западное. Для всех это в новинку.
 

Читайте также:

Культура

Иногда мечты сбываются

«Актерский дом» — единственный в России многожанровый театрО его особенностях и планах на будущее рассказывает председатель Самарского отделения СТД, заслуженный артист России Владимир Гальченко. Дом актера на Вилоновской, 24 — не только официальная «рези­денция» Самарского отделения Со­юза театральных деятелей России. Уже более трех лет это еще и теа­тральная сцена. — Как вдруг возникла идея нового театра в Самаре?- У каждого человека, особенно творческого, есть заветное жела­ние. У актера это чаще всего мечта о несыгранной роли. Наша про­фессиональная жизнь, к сожале­нию, сильно связана с возрастом. Годы идут, артист «взрослеет», и с какими-то ролями ему приходится распрощаться навсегда. Одна из за­дач театрального Союза — помочь актерской мечте осуществиться. О создании подобного театра говори­ли давно. Ивот он появился. Ана­зван «Актерским домом» по двум причинам. Во-первых, это пере­кличка с местом, где театр нахо­дится, а во-вторых, слово «дом» в данном случае надо понимать в ис­тинном его значении. Здесь мы с коллегами общаемся, знакомимся с новичками, провожаем в последний путь ушедших из жизни товарищей. Это по-настоящему наш дом. Имы хотим, чтобы зрители приходили сюда как желанные гости. — «Актерский дом» прежде всего — актеры или все-таки ре­жиссер?- Артист — всегда главный че­ловек в нашем деле. Театр возник еще в Древней Греции, а профессии режиссера всего 100 лет. ИКон­стантин Станиславский, и Михаил Щепкин, и основатель русского теа­тра (которому, кстати, уже 270 лет!) Федор Волков — все они были арти­стами. Откуда возникла режиссер­ская профессия? «Товарищ мой Ва­ся, сядь в зал, посмотри на нас со стороны». Хотя, конечно, «Актер­ский дом» существует не только для артистов, но и для режиссеров, ко­торые хотят выразить себя посред­ством сцены.Механизм очень прост. Прихо­дит к нам в Союз режиссер или ак­тер со своей задумкой. Выслуши­ваем человека, обсуждаем идею спектакля. Как только состоялся творческий «сговор», определяем постановочную группу. Потом те­атр «одевает» персонажей — шьет им костюмы и строит декорации. Проходит три премьерных пока­за. Если замысел создателей нахо­дит отклик у самарских зрителей, то спектакль остается в афише. Ес­ли вдруг нет, объясняем: «Коллега, у вас была минута славы, но увы…» Получается, что зритель сам опре­деляет афишу. Иэто ему, думаю, очень интересно.- Акто у нас зритель? — Тот же, что и в других теа­трах. Ведь в «Актерском доме» представлены почти все театраль­ные коллективы Самары. Анаша публика любит ходить, что назы­вается, «на артиста». Это лишнее подтверждение тому, что у нас те­атральный город. Кстати, во всех городских театрах спектакли на­чинаются в шесть часов вечера, а в «Актерском доме» — в семь. Если человек, например, с нашим биле­том по привычке завернет в дра­му, у него будет целый час, чтобы дойти до Дома актера.- Мечта — это, конечно, хоро­шо, но, к сожалению, не всегда можно найти средства на ее во­площение… Как финансируется ваш «малый» театр?- Он находится на полной са­моокупаемости, его никто не до­тирует. Союз театральных деятелей одолжил «Актерскому дому» денег, чтобы помочь выпустить первый спектакль — «Сконапель истоар» по «Мертвым душам» Гоголя. Позже тот деньги вернул, а потом уже на­чал их сам зарабатывать: и на афи­ши, и на программки, и на зарплату артистам и режиссерам по догово­рам… Правда, Союз предоставля­ет театру сцену безвозмездно — ведь это все-таки наше «дитя».- Свою актерскую, или, мо­жет быть, режиссерскую, мечту вы не планируете воплотить на этой сцене?- Нет. Иэто принципиальное решение. «Актерский дом» созда­вался при моем непосредственном участии, не хотелось бы его ис­пользовать в личных целях.- Ну а что с репертуаром?- «Актерский дом» — единствен­ный в России многожанровый те­атр. Есть и кукольные постанов­ки, и пластические, и разговорные истории. Была даже своя опера «Служанка-госпожа». Вчетвертом сезоне мы выпустили знаменитую пьесу Григория Горина «Забыть Ге­рострата». Эта пьеса написана в 60-е годы и как любая политиче­ская должна была умереть. Но это­го не случилось. Популярность ее у зрителей (на февраль уже нет би­летов) вызывает у нас двоякое чув­ство. С одной стороны, мы рады, что эта замечательная работа вер­нулась на сцену. Ас другой — очень грустно от того, что ничего в нашей стране с тех пор, по большому сче­ту, не изменилось.- В заключение, как всегда, о планах…Есть несколько проектов. Спектакль по рассказам Аверченко будет ставить Екатерина Максимо­ва (режиссер из Санкт-Петербурга, которая делала у нас «О вреде таба­ка» по Чехову). Также имеем в ви­ду хорошую пьесу «Эти свободные бабочки», рассчитанную на моло­дую аудиторию. Над ней работа­ет самарский постановщик Оксана Штанина. Надеюсь, эти задумки осуществятся. Иприглашаю всех самарцев к нам в гости

Культура

Зимняя «Груша»

В преддверии зимнего фестиваля о его и своей истории нам рассказал солист Грушинского трио О Валерии Грушине …Валера утонул в августе 1967- го. Мы долго его искали – до 7 но­ября, пока по реке не пошла шуга, но так и не нашли. А на следующий год наши товарищи во главе с Вита­лием Шабановым отправились на место трагедии, чтобы установить там памятник. В память о друге в 1968 году мы провели первый фе­стиваль, совместно с политехниче­ским институтом и туристами го­рода. Ведь Валера был личностью незаурядной и широко известной в туристских кругах. Фестиваль про­шел в центре Жигулей. На следую­щий год решили найти другое кра­сивое место, до которого было бы удобно добираться. Нашли подхо­дящее в Мастрюках. На озере уста­новили сначала сцену-плот, а по­том уже и знаменитую гитару. «Поющие бобры» В этом трио пели Валерий Гру­шин, Вячеслав Лунев и я. Снача­ла нас называли «Веселые бобры», потому что мы исполняли мно­го веселых песен. Потом их запас как-то иссяк, в репертуаре появи­лись лирические композиции. И мы стали называться Поющими. А Бобры – потому что, во-первых, по сути и были похожи на бобров – трудяги, туристы-водники, а во- вторых, ходили в модных в то вре­мя толстых свитерах. После гибе­ли Валеры мы пели некоторое вре­мя с Володей Кривцановым, тоже студентом авиационного институ­та, но потом жизнь нас разбросала. Грушинское трио После большого перерыва в творческой деятельности я обра­тил внимание на прекрасный кол­лектив – квартет клуба им. Груши­на. Так получилось, что там ока­залось вакантным место мужско­го голоса, и я, к большой своей ра­дости, стал петь с ребятами. Годы шли, и в конечном итоге мы оста­лись с Ольгой Ермолаевой и Алек­сандром Исаевым и превратились в трио. На одном из фестивалей не­мецкие гости пригласили нас вы­ступить в Германии. И тогдашний ближайший отпуск мы использо­вали для поездки в эту страну. Там нас называли Грушин трио. Са­марским зрителям понравилось, и с той поры мы стали Грушинским трио. Нам посчастливилось в те­чение двадцати лет открывать гру­шинские фестивали. Начиная с 1984 года мы с ребя­тами ежегодно даем большие, став­шие уже традиционными концер­ты в Самаре, гастролируем по дру­гим российским городам. Дважды выступали перед любителями ав­торской песни в Америке и Кана­де. Недавно, кстати, нам позвони­ли и опять пригласили на гастроли в США. Приятно, что и на далеком континенте нас помнят и ждут. О зимнем Грушинском Фестивалю уже лет тридцать. Он появился, потому что год казал­ся всем любителям авторской пес­ни слишком большим сроком для ожидания встречи с друзьями. В то время зимний Грушинский был не­сколько другим. Сейчас все гости разъезжаются по гостиницам и вечерами устраи­вают в номерах концерты для тес­ного круга слушателей. А раньше мы вставали на лыжи, переходи­ли на ту сторону Волги. В Жигулях ночевали в какой-нибудь избуш­ке, пели песни у костра. Теперь же людям нужны комфортные усло­вия, удобства. В прежние време­на было проще – поставил палат­ку, «включил» костер и «…пой пес­ню, пой…». Что же дальше? Считаю, что на нашем фести­вале могут присутствовать и рок- исполнители. В разумных преде­лах, конечно. Эта музыка ближе и понятнее молодежи, не стоит за­крывать глаза на тенденции вре­мени. Ведь можно через Шевчука и «ГрАссмейстера» говорить о ве­щах, которые нам близки и дороги. Виталий Шабанов, ветеран– организатор фестивалей, в книге, посвященной Грушинскому, еще двадцать лет назад писал: «В чем сила фестиваля? В возможности провести, как сейчас говорят, «все­союзную песенную тусовку»? Вряд ли. Дело, думается, в туристской его сути. Фестиваль не может быть сам по себе, как не может быть са­мо по себе любое живое дело. Он неотделим от туризма как вида спорта или просто отдыха». В наше время ситуация, конеч­но, изменилась: и зрители, и ис­полнители порой не имеют ника­кого отношения к туризму. Но тем не менее организаторы ставят па­латки, организуют кострища, про­водят спортивные мероприятия, фотовыставки. Уцелело туристиче­ское ядро фестиваля, которое и со­храняет его особую атмосферу. Это люди, которые с удовольствием бе­рут рюкзаки, едут за тысячи кило­метров, сплавляются по горным рекам и «рубят ступени», как пел Высоцкий. Нельзя сказать точно, сколь­ко лет будет существовать Грушин­ский. Но, думаю, долго. По край­ней мере, пока фестиваль пестуют люди, сохраняющие его истинный дух, их сподвижники. Сейчас это – Грушинский клуб, его президент и те, кто лично знал Валеру. Учился с ним, дружил, ходил в походы и пел песни у костра.

Культура

Как начинали законодатели мод

Парни просто сочиняют музыку, но называют себя уникальными Стадионов они не собирают, и толпы фанатов у них нет. Их музыку и модной назвать нельзя. Группе «Риволи» в марте исполнится год, а песен у них – на целый альбом. Играют они, как сами говорят, «шум­ный» рок. Поют обо всем, что могут видеть и чувствовать двадцатилетние парни. Об амбициях, заставляющих верить в то, что из андеграунда можно вырасти до законода­теля мод, рассказывают Леня, Вова и Нико­лай. «В каморке, что за актовым залом, ре­петировал школьный ансамбль…». Строчка из известной песни пришла на ум, когда мы с гитаристом группы «Риволи» Леонидом подходили к репетиционной базе. Думаю, не все имеют представление о том, где репети­руют настоящие и будущие герои самарской музыкальной сцены. Череда гаражей, каждый из которых про­нумерован. Из каждого доносятся переборы электрогитар, от низких частот баса дрожат стекла у стоящих рядом машин. Внутри каж­дого такого гаража – два этажа и три-четыре комнаты с аппаратурой. Стены обиты звуко­изоляционными материалами, но это мало помогает: комнаты проходные. Люди с ин­струментами снуют туда-сюда. Но музыкан­ты, как кажется, друг другу не мешают. Они уже научились слышать друг друга в шуме и гаме. Привыкли к тому, что одни, к примеру, играют фолк, а другие – агрессивный рок. У них просто нет другого выхода: личная ре­петиционная база – невиданная роскошь, в этих гаражах – треть самарских музыкантов и тех, кто называет себя таковыми. Время – деньги. На сегодняшнюю репе­тицию отведено два часа. Поэтому, пока мы ждем Колю и Вову, Леня сразу приступает к делу: настраивает гитару и микрофоны, по­додвигает ближе обогреватель: на улице – минус двадцать пять, а гараж не отапливает­ся. Подтягиваются остальные. Группа «Ри­воли» в сборе. Все трое – абсолютно разные люди. У Коли ярко выражены лидерские задатки. Он стал заниматься музы­кой, потому что только в этом уви­дел свое будущее. Не все из его окружения верят в такую перспективу, но Коля упрям. Леня взял в руки гитару, когда впервые уви­дел и услышал группу Franz Ferdinand, — за­хотелось быть, как «те ребята из телевизо­ра». Три года фанатично играл, потом по­знакомился с Николаем. Играли в разных группах, потом решили создать свою. К уве­ренности Николая и настойчивости Лени скоро подключилось спокойствие Владими­ра. …Час репетиции пролетает незаметно. Характеры парней проявляются и в их игре. Но в отличие от лебедя, рака и щуки из из­вестной басни, двигаются они в одном на­правлении. И довольно успешно. Первую демо-версию песен записали больше полуго­да назад. Теперь качество записи их не устра­ивает: за это время ребята «подчистили» ме­лодии, стали профессионально учиться вока­лу. Осталось накопить денег на новую запись. — А музыке вы никогда не учились профессионально? Николай: Неплохо выучить музыкаль­ную грамоту, чтобы знать, чем ты вообще занимаешься, как в теории выглядит музы­ка. Но лучше учиться самому. Все великие – самоучки-новаторы. А музыкальной школой можно вообще отбить желание заниматься творчеством. Леонид: Наш преподаватель по вокалу говорит, что полезно знать, как правильно извлекать А и О, чтобы делать это все рав­но по-своему. Процесс создания музыки всегда меня интересовал. Сама не видела, но ребята рас­сказали, что это довольно занимательно. Николай: Бывает, что у нас заранее нет ничего определенного в голове. Мы с Леней бе­рем гитары, Вова задает ритм. Можем спеть что-то в микрофон. Ничего не записываем, только запоминаем. А если что-то не запом­нится – значит, это не так уж важно. Бы­вает, что кто-то из нас приносит готовую песню, а остальные уже придумывают свою партии. На постылый вопрос «к какому сти­лю вы себя относите?» ребята от­вечают, что ни в какие рамки себя загонять не хотят. «Музыка без начинки, но с красивой оберткой – не для нас. Нам все равно, что нужно массе сейчас, — говорят парни. — И вопрос не в том, какими мы хотим быть: модными или нет. Мы хо­тим быть законодателями мод. Все законо­датели моды поначалу были в андеграунде. Но рано или поздно становились первыми в своем деле. А пока же мы шумно играем рок и нам это нравится». Тексты и музыка «Риволи» действитель­но самобытны. В Самаре много коллекти­вов, которые играют в стиле танцевального рока, инди-попа. Музыка веселая и уже при­вычная, но этих троих парней с их филосо­фией под эту гребенку зачесать не удается. Вот Колю порой вдохновляют на творчество произведения Лермонтова и Блока. Много ли у современных групп образов, взятых у писателей-классиков? Репетиция заканчивается. И нас уже теснят следующие музыканты. Через пять минут студия будет принадле­жать им. Но тут во всем гараже гас­нет свет. В голове как в калейдоскопе мель­кают жуткие мысли – сейчас что-то загорит­ся. Выход только один, он далеко, а концен­трация людей на квадратный метр слишком высока. Свет тут же включается, и музыкан­ты как ни в чем не бывало берутся за инстру­менты. «Такое случается», — поясняют мне. Музыка делается в экстремальных условиях. И вообще трудностей хватает. И четы­рех часов в неделю недостаточно, чтобы ре­зультат был еще весомее. И финансы подчас поют романсы. Даже среди близких людей ребята не всегда находят поддержку. Вот, к примеру, родители Вовы его занятия музы­кой несправедливо причисляют к пустой трате времени. Но вот о чем ребята пока не беспокоятся, так это о собственном продвижении в массы. «Мы сначала должны стать музыкально со­вершеннолетними, а уже после этого думать о рекламе», — здраво рассуждает Леня. Так что к цели своей ребята движутся небольши­ми шажками. Но, думаю, упорство и талант помогут им добиться успеха. «Вот такая вот музыка. Такая, блин, веч­ная молодость…», как поют Чиж и КО.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации