Под конец нашего цикла прогулок, который продолжается без малого год, конечно, осталось самое интересное: единственная пешеходная улица города — Ленинградская. По ней пройдем, стараясь найти здесь что-то новое.
1. Ж/д переход. Путь в Запанской. 2. Развалюхи. 3. Дом №77. 4. Сквер Высоцкого. 5 Старейший «Дом обуви». 6. «Опера» и дядя Степа. 7. Квартал-двор. 8. Дом Великого князя (№20). 9. Дом с рыцарем. 10. «Парус» и «Бурлаки».
Названия
В сознании горожан старое название Ленинградской — Панская. Этому, конечно, способствует увековеченность в народном названии района за Панской — Запанской. Но у этой улицы было гораздо больше названий: Проломная, Сенная, Хлебная, Москательная, Панская, Советская, Петроградская (с апреля 1918-го), Ленинградская (с июля 1926-го). Зная происхождение этих названий, можно представить себе и то, как менялась эта улица с развитием Самары. Сначала Проломная, проходящая сквозь город, ведущая к «пролому», — проезду через защитный вал на месте современного пересечения с Галактионовской. Потом Сенная и Хлебная — по основной торговле, которая велась на окраине Самары. Потом Москательная — улица бытовой химии, лаков и красок. По традиции из-за запаха и пожароопасности москательщики селились на крайней улице города. Поэтому следующей Москательной стала улица Льва Толстого. Потом Панская — улица господ, точнее, панов. В Самаре тогда жило много поляков, и название улицы это отразило. Затем Советская, Петроградская и Ленинградская — улица в честь главных событий нашей истории прошлого века. И статус самой центральной и достопримечательной.
Переезд
Конец улицы Ленинградской — это пешеходный нерегулируемый переход через железнодорожные пути, дорога в тот самый Запанской. Это перекресток с улицей Арцыбушевской.
Развалюхи
До перекрестка с улицей Ленинской ничего парадного на Ленинградской нет — остатки старой застройки, в которых русские маргиналы потихоньку вытесняются среднеазиатскими общинами, но дворы еще сохранили колорит и выглядят фактурно. Начиная с Ленинской дома становятся капитальнее. Это памятники, у каждого из них своя история. Пара последних кварталов — прекрасный потенциал для развития Ленинградской. Тем более что предпосылки к этому есть.
Дом №77
Мы уже писали об этот доме — Ленинградская, 77. Здесь продолжает свою жизнь лофт, собравший под крышей творческую молодежь и не только. Обстановка творческая и дружественная, погружение происходит быстро. Тату-студии, перформансы, концерты, книжные лавки, кофейни и фотостудии — настоящий кластер хипстерской жизни.
Сквер Высоцкого
До этого был сквером Специалистов — в честь одноименного дома. А до революции, точнее, до появления автомобилей, эта территория, примыкающая к Троицкой церкви, была занята Сенным рынком. Торговля сеном занимала гораздо больше места, чем современные бензозаправки. Вокруг сквера — здания разного уровня историчности. В доме на улице Высоцкого, в Alliance Francaise, был президент Франции Жак Ширак. Рядом располагается редакция нашей газеты. В доме №73 на Ленинградской жил знаменитый футболист Галимзян Хусаинов. Знаменитый настолько, что про него в 1970-е рассказывали анекдоты. А на Галактионовской — построенный на месте Троицкой церкви и частично из ее кирпича Дом специалистов. На нем много мемориальных досок — тут и артисты, и летчики, и другие герои советской эпохи. В центре сквера памятник Высоцкому, хотя как раз Владимир Семенович здесь не бывал.
Пешеходность
От угла с Галактионовской улица становится пешеходной. Длина самарского Арбата невелика — всего четыре квартала. Транспорт здесь ходил всегда — троллейбусы и автобусы с вокзала, например, шли по Ленинградской. Остановки были около «Юности» и «Спорттоваров», и для коренных самарцев первое время в диковину был сам факт гуляния по оживленной некогда улице. Как если бы сделали бульвар из проспекта Ленина или Кирова. То, что улица была пешеходной, в 1990-е привело к появлению здесь огромного рынка. Трудно себе представить, но лет двадцать назад пройти эти четыре квартала было очень сложно из-за обилия палаток, киосков, тележек, столов с товарами и людей вокруг.
Дом обуви
Панская-Ленинградская уже сто с лишним лет назад была главной торговой улицей. На углу с Молодогвардейской обратите внимание на «Дом обуви». Это, наверное, старейший в городе магазин, не менявший своего профиля. Первый обувной здесь открыли в конце XIX века, а при советской власти обувной тут был всегда. Завидная стабильность, хотя специально к этому никто и не стремился.
«Опера» и дядя Степа
В этой части Ленинградской историческая среда в основном сохраняется, но есть и вкрапления современности. Первое — это ТЦ «Опера», здание которого, наверное, можно было бы назвать самарским постмодерном с итальянским влиянием. Оно вызывает разные оценки, но новый ансамбль улицы уже сформирован. Дополняет его новая достопримечательность Ленинградки — дядя Степа, статуя работы Зураба Церетели. Ее тоже оценивают по-разному, но натертые до блеска части скульптуры и постоянное скопление детей, живых, не бронзовых, подтверждают, что дядю Степу полюбили. К сожалению, со стены дома на Ленинградской сняли декоративную конструкцию с крейсером «Аврора» и красной гвоздикой. Этот советский стрит-арт был посвящен 50-летию революции и совсем чуть-чуть не дожил до векового юбилея. Они с дядей Степой неплохо смотрелись бы вместе.
Во дворы
Наши архитекторы много говорят о ценности самарских дворов и особенной их атмосфере. Прогуливаясь по Ленинградской, вы можете проверить сами, насколько в этих дворах уютно. Сверните во двор, в котором торгуют картинами. Практически весь квартал — это один огромный двор. Здесь много разных зданий, стилей и всяких неожиданностей. От зеленых в конце ноября туннелей до редких теперь голубятен и неплохих образчиков нашего стрит-арта. По этим дворам можно бродить часами, выходя на разные улицы и возвращаясь вглубь.
Дом №20
Квартал между Фрунзе и Куйбышевской — это сплошь памятники и достопримечательности. О них и так все известно. А вот на углу со Степана Разина стоит один из самых загадочных домов старой Самары. Его возраст никто, глядя на дом №20 на Ленинградской, не угадывает. А ведь это одно из старейших зданий в городе. До революции оно было двухэтажным, построено больше 150 лет назад. И это здание тесно связано с историей правящего дома. Здесь жил член императорского дома Романовых, Великий князь Николай Константинович, который из-за неудачного романа попал в опалу и покинул двор.
Спуск
Ленинградский спуск до середины 1980-х превращался каждую зиму в горку. Машины здесь ездили очень редко, и детвора со всего района каталась на санках и лыжах. В принципе транспорт ездил, но его было так мало, что дети строили на перекрестке со Степана Разина трамплин. Сейчас этот спуск сильно изменился, прежде всего из-за того, что снесены дома на четной стороне улицы.
Дом с рыцарем
Еще одна достопримечательность новейшей эпохи. Здесь все слилось воедино. Желание нашей элиты показать всем свое богатство-аристократизм и отгородиться от плебса. Аристократизм должен подтверждать итальянский доспех, сделанный для туристов, с цитатой из книги пророка Иезекиля — «Живя живи». Раньше детей, которые пытались фотографироваться с рыцарем, отгонял охранник, а рядом с пафосным лозунгом висела прозаическая бумажка про «не влезать» и видеокамеру.
Парус над Волгой
Заканчиваем мы наше путешествие на безлюдной при нынешней погоде, но очень живописной набережной. Красота осенней Волги прекрасно сочетается с камнем набережной и фонтаном-памятником «Самара», который все называют «Парус». Он был поставлен в 1986 году, к 400-летию Куйбышева-Самары. Автор проекта — главный архитектор авиационного завода Николай Никитин. Первоначально памятник высотой 13 метров и весом 16 тонн был изготовлен из напряженного бетона, но в 2012 году его заменили металлическим.
Час пешком
Час пешком
Час пешком
Комментарии
0 комментариев