Мы продолжаем проект «Час пешком». Каждую субботу публикуем небольшие очерки о туристических маршрутах нашего города. Путешествие по ним не займет много времени и не потребует специальной подготовки. Это не экскурсии, скорее познавательные прогулки, которые, быть может, откроют вам что-то новое в истории родного города.
Длина маршрута 3,5 километра.
Время гуляния 50-60 минут.
Сто лет назад в Самаре было тревожно. Сгущались тучи над страной и над городом. И сейчас, в осенние дни, накануне юбилея октябрьской революции мы прогуляемся по адресам, которые были главными в те далекие дни 1917 года. Начнем, конечно, с дома, в котором вся наша история началась.
Дом-музей
Ленинский мемориальный комплекс, в который входит не только бывший дом Рытикова, но и целый квартал «реставрированной» старой застройки, и сам мемориал, и площадь вокруг него. Но смысловой и сакральный смысл места — это квартира-музей. Место, где молодой Ульянов решал свою будущую судьбу, ну и решил так, что весь мир повернулся и вздыбился. В музее, несмотря на вековой юбилей революции, немноголюдно, и в комнатах с «оригинальным» интерьером можно поразмыслить на тему глобальных изменений в истории, которые начались здесь, под такой же уютный скрип половиц.
Клуб 1905 года
Двигаемся дальше — по улице Ленинской в сторону клуба имени 1905 года, Пушкинского дома. Это еще один важный адрес в нашей революционной истории. Во время революции 1905 года в Пушкинском доме была штаб-квартира большевиков. В начале декабря они, не слишком скрываясь, вели подготовку к вооруженному восстанию. Губернатору пришлось вводить в город войска, окружать здание и долго вести переговоры. Как ни странно, во избежание кровопролития большевики сдались. Были биты, сам Пушкинский дом стал на время казармой, но славная страница уже была вписана.
Квартира Куйбышева
Совсем недалеко — дом Рыбакова, в котором в квартире Тейтеля еще в начале 1890-х бывал молодой Ульянов. А в 1916 году здесь же жил Валериан Куйбышев. Дом неплохо сохранился, он практически не перестраивался, прекрасен своей резьбой и отделкой даже без славной революционной истории.
«Аквариум»
Сейчас здание практически полностью реконструировано, но фасад в целом сохранен, поэтому можно понять, что сто лет назад это было одно из самых пафосных и шикарных зданий в Самаре. Поэтому после февральской революции именно сюда, в здание ресторана «Аквариум», имевшего не самую безупречную репутацию, въехали сначала рабочие профсоюзы, потом их потихоньку потеснили большевики. Здесь же располагалась редакция «Приволжской правды» — главного печатного органа большевиков в Самаре, который сыграл очень большую роль в установлении советской власти в городе.
Филармония
Историческое здание цирка «Олимп», в котором была провозглашена советская власть в Самаре, увы, не сохранилось. На его месте — мощный постмодернистский проект Юрия Храмова, в котором модерновые очертания старого здания угадываются, но, увы, только угадываются. Цирк «Олимп» был построен в 1907 году по проекту известного самарского архитектора Шиманского, поляка по рождению. Именно со сцены «Олимпа» Валериан Куйбышев провозгласил победу советской власти, и этот факт дал основание назвать потом, в 1935 году, наш город Куйбышевом.
В реальности все было не так гладко. В аграрной Самарской области съезд рабочих и крестьянских депутатов имел понятный крен в сторону крестьян. Поэтому хитрые большевики весь день переносили заседание и по времени, и по месту. Сначала объявляли собрание в «Белом доме», потом в кинотеатре «Триумф» и, наконец, в «Олимпе». Здесь уже большинство было за рабочими, которые поддерживали большевиков. Поэтому на съезде поддержали переворот, произошедший в Петрограде. Из 580 присутствующих за установление советской власти в Самаре проголосовал 441 человек. Так началась новая эпоха.
Штаб армии и квартира Фрунзе
Напротив филармонии стоят два здания, которые напоминают об этой новой эпохе. Это дом Губернской земской управы, построенный в русском стиле по проекту Зеленко, и соседний маленький домик без авторства. Здесь в 1918 году располагался штаб 4-й армии и Южной группы войск Восточного фронта, здесь Михаил Фрунзе разрабатывал планы разгрома Колчака.
Штаб охраны («Белый дом»)
По какому-то странному совпадению, особую роль в октябрьской революции 1917 года в Самаре сыграли дома, построенные по проекту Шиманского. В еще одном его здании, известном в Самаре как «Белый дом», располагался в те дни революционный комитет. До февральской революции в здании находилась резиденция самарского губернатора, его канцелярия и квартира. С 16 марта 1917 года здесь разместился комитет народной власти, а вскоре часть комнат заняли исполкомы Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Здесь же произошел взрыв, устроенный по безграмотности анархистами. Но в организации теракта обвинили белогвардейцев, и в Самаре началась первая волна террора. Дом был перестроен и надстроен, и советская власть сделала его своим штабом до 1984 года.
Губревком и губисполком
Большевики после захвата власти использовали для своих нужд только самые лучшие дома. И после взрыва в доме губернатора, в конце 1917 года, ревком переехал в дом Наумова. Это настоящий шедевр, спроектированный архитектором Щербачевым. В качестве образца для фасада он взял парижскую Гранд-опера. Благодаря тому, что с 1938 года в здании располагался Дворец пионеров, особняк Наумова неплохо сохранился.
Высечено в камне
Пройдем дальше по улице Куйбышева — Дворянской. Здесь, конечно, множество объектов связано с революционной историей. Струковский сад прекрасно помнит, как здесь встречался с революционно настроенной молодежью молодой Ульянов. А за углом — кухмистерская фон Вакано, которую вроде бы начинают потихоньку реставрировать, потому что и здесь Ульянов встречался с пытливыми умами за кружкой пенного. А дальше — бывший Коммерческий клуб, который вот-вот откроют после реставрации. Да-да, и в нем тоже встречался Ульянов с той же самой молодежью. А рядом есть простой и грозный памятник — надпись на фасаде нынешнего художественного музея, в котором когда-то располагался горком партии. Надпись гласит: «Есть одна священная война — это война трудящихся против эксплотаторов» (именно так и высечено — с ошибкой в последнем слове). Смысл этой фразы так прост и страшен, что начинаешь задумываться снова — как же мы все пережили эти сто лет? Сто лет, начавшиеся в нашем городе. Сто лет, которые должны закончиться.
Час пешком
Час пешком
Час пешком
Комментарии
0 комментариев