Пить или не пить. В Самаре находится одно из старейших отделений сообщества анонимных алкоголиков в России

10.09.2017

303

Автор: Светлана Келасьева

Пить или не пить. В Самаре находится одно из старейших отделений сообщества анонимных алкоголиков в России

11 сентября отмечается Всемирный день трезвости. А 14-го Самарское сообщество анонимных алкоголиков (АА) отпразднует свое 27-летие. Хотя его старейшины утверждают, что обществу уже лет 30, поскольку функционировать оно начало задолго до своего официального появления.

Посиделки в стенах психушки
В середине 80-х в Самаре еще никто представления не имел ни о каких анонимных алкоголиках. В Америке это течение развивается с 1935 года, но россиянам в советские времена любые западные веяния были недоступны. Алкоголиков тогда лечили в психиатрических больницах. Для исцеления недуга применялись два метода: медикаментозное лечение, призванное вызвать страх и заглушить тягу к спиртному, и трудотерапия.

Александр Голомазов работал врачом в наркологическом отделении областной психиатрической больницы. Было несложно: все лечение подробнейше расписано, только выполняй. Согласно предписанию, Александр травил больных медным купоросом, вызывая рвоту и отрицательное отношение к выпивке. Затем их возили «исправляться» на строительство каких-либо важных объектов. Безнадежных и не желающих лечиться отправляли в лечебно-трудовой профилакторий, за колючую проволоку, под пристальное наблюдение врачей в погонах.

Так продолжалось около пяти лет, пока к Александру в отделение не попал пациент по имени Владимир, который почему- то стал рассказывать врачу о своей жизни.

— Я никогда не пытался откровенничать с больными, не лез к людям в душу, — вспоминает Александр Голомазов. — Считал, что это слишком интимная область. Да и не умел я этого делать. Володя же неожиданно открылся мне и рассказал такие вещи, что у меня внутри все перевернулось. Возникло глубокое сопереживание этому человеку, захотелось что-то для него сделать. Не напичкать лекарствами согласно инструкции, а помочь реально.

Потом была еще одна беседа с Владимиром, и еще… Александр обнаружил, что внутреннее состояние алкоголиков никому не интересно и это в корне неправильно.

Психотерапевтов в Самаре в те годы тоже было не много, тем не менее Голомазову удалось выйти на известного и ныне врача Михаила Покрасса, который показал, что такое групповая психотерапия.

Александр стал общаться с больными уже несколько иначе, применяя психотерапевтические методы. И люди потянулись к нему. Тогда еще речь не шла ни о каком сообществе. Они собирались вечерами, пили чай, иногда пели песни и очень много говорили по душам. Делились самым сокровенным, сопереживали друг другу, сочувствовали, сострадали.

Такие встречи продолжались на протяжении нескольких лет. А в 1990 году из Санкт-Петербурга приехал знакомый Александра, тоже страдающий алкоголизмом. Он-то и поведал, что подобная методика давно и успешно практикуется во всем мире, называется сообществом анонимных алкоголиков. А в доказательство подарил врачу брошюрку, рассказывающую об этой программе.

Чай вместо спиртного
Валерий был признан врачами безнадежным алкоголиком и бесперспективным пациентом. Он несколько раз лежал в психиатрической больнице, врачебная комиссия рекомендовала направить его в лечебно-трудовой профилакторий. Как рассказал сам Валерий, к группе Голомазова примкнул только потому, что там можно было пить чай — удовольствие, запрещенное пациентам клиники. Алкоголь Валерий употреблял с детства и о трезвости никогда не грезил.

— На этих собраниях нам не читали лекции, не учили нас жить, мы просто разговаривали обо всем — о работе, о женах. Но в основном о том, кто как и сколько пил. Потом группа переместилась из стен больницы в другое место, и я ходил на встречи скорее из уважения к врачу и к ребятам, которые меня туда звали. В этом новом месте не изменилось ничего. Только к чаю прибавилась свечка, которую мы зажигали в начале встречи — в память о тех, кто не смог излечиться, и как символ того, что из темноты есть выход. Эта традиция сохранилась до сих пор.

Программу анонимных алкоголиков Валерий, как и многие его товарищи, сначала воспринял в штыки. Зачем нам какая-то американщина, если мы и так не пьем?

Однако со временем пришло осознание того, что нельзя больше топтаться на месте, надо двигаться дальше. Изучили брошюру, а по- том решились и написали письмо в Америку, в штаб анонимных алкоголиков. И неожиданно получили ответ — очень теплое письмо, а еще — диплом и три книги о программе.

Таким образом в Нью-Йорке 14 сентября 1990 года было официально зарегистрировано Самарское отделение сообщества анонимных алкоголиков. Это было третье отделение в России, после Москвы и Санкт-Петербурга.

Что касается Валерия, то он по сей день посещает занятия группы. За последние 29 с половиной лет не выпил ни грамма спиртного.

Понять страдающего может только страдающий
Сейчас Самарское сообщество анонимных алкоголиков мало чем отличается от других подобных отделений. Оно существует без наркологов, психологов и психотерапевтов. По словам Александра Голомазова, они им и не нужны — врачом в таком варианте является программа «12 шагов». А еще — сами зависимые, друг для друга.

— Понять страдающего может только тот, кто сам страдал, — считает Голомазов. — Конечно, у каждого алкоголика есть семья, близкие, друзья. Но по-настоящему его понять может только тот, кто сам прошел через этот ужас. Все остальные говорят о том, что нужно бросить пить, заняться детьми, начать бегать на лыжах — им это кажется очевидным. Но что чувствует зависимый человек, что он испытывает, они не могут понять.

По словам Голомазова, программа уникальна тем, что она ничего не запрещает. Но алкозависимые сознательно выбирают этот путь — долгий путь — к трезвости, поскольку чувствуют искреннюю помощь и поддержку своих товарищей. Ведь это так важно — высказаться и не услышать осуждения. Да и примеры «ветеранов», которые не пьют уже не один десяток лет, тоже вдохновляют.

Шаг, еще шаг
Сегодня в разных районах Самары действуют 20 групп анонимных алкоголиков. Прийти сюда может любой человек, имеющий желание бросить пить. Никаких денег платить не придется — организация существует на добро- вольные пожертвования, ни вступительных, ни членских взносов здесь нет.

В основе деятельности сообщества лежит программа «12 шагов», каждый последующий шаг невозможен, если не сделан предыдущий. С какой скоростью человек будет «шагать», зависит от множества факторов. Иногда, чтобы сделать самый первый — признать свое бессилие перед алкоголем и потерю контроля над собой, требуется несколько месяцев или даже лет. Многие приходят, уходят, возвращаются. Начинают все сначала.

Некоторые шаги предполагают обращение к богу как высшей силе. Однако речь не идет о христианстве, мусульманстве или какой-то иной религии. Сектантами эти люди тоже не являются. Признать высшей силой можно своего наставника, природу — все, что сильнее вас и способно удержать от выпивки.

Кстати, и «шагать» вовсе не обязательно. Весельчак и балагур Александр посещает группу уже около 20 лет. Он сделал только первый шаг, но и ни капли спиртного за все это время не выпил. Говорит, что когда-нибудь, возможно, и пошагает. Но пока ему просто приятно находиться среди этих людей, которые помогли многое понять и осознать. И если раньше он гордился тем, что может выпить больше всех, то теперь предметом гордости является, например, способность дольше всех просидеть в проруби на Крещение.

К слову, публика в группах собирается весьма разномастная, но в большинстве своем очень добродушная. Мужчин, конечно, больше, чем женщин, но и представительницы прекрасного пола здесь не редкость. Сюда приходят и холеные интеллигенты, и люди, откровенно достигшие своего «дна».

Помогли тебе, помоги другому
— Наша цель — не только оставаться трезвыми, но и помочь другим зависимым обрести трезвость, научить их с этой трезвостью жить, что тоже непросто, — рассказывает член общества Сергей, который не пьет уже девять лет. — В свое время я доставил много горя своим родителям, детям, близким. Сейчас возмещаю причиненный им вред, стараюсь окружить их теплом и заботой. Но многое вернуть уже нельзя. Поэтому добиться прощения Бога, как я его понимаю, могу только одним путем — помогать тем, кому это нужно. Зачастую как раз тем, которые отвратительно выглядят и дурно пахнут. Но они больные люди. Им нужна помощь, без которой они скорее всего погибнут. В этом заключается суть выздоровления — я перестаю быть безразлично равнодушным! Проявление моего искреннего участия позволяет вырвать отчаявшегося человека из лап смерти. У нас действует система наставничества, когда те, кто уже много лет сохраняет трезвость, помогают победить недуг новичкам, разъясняют им принцип каждого шага. Нам, наставникам, это нужно ничуть не меньше, чем им.

Получить информацию о Самарском сообществе анонимных алкоголиков можно на сайте aasamara.ru и по телефонам: 231-44-13, 8-937-992-44-13.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации