Лента новостей

В галерее «Виктория» открылась выставка индустриального пейзажа

О своем детстве в городе Дзержинске Нижегородской области и о судьбе его градообразующего предприятия повествует живописец Павел Отдельнов, выставка работ которого открылась в галерее «Виктория».

В 2013 году завершилась почти 75-летняя история завода «Капролактам» — некогда флагмана советской химической индустрии. Сейчас на его месте — руины. Они хранят голоса работавших там людей. Поэтому, несмотря на безлюдность запечатленных художником пейзажей, в картинах чувствуется палитра переживаний их автора.

— Павел Отдельнов — известный современный художник. Из всех техник, которые предлагает искусство, он отдает предпочтение наиболее традиционной — живописи, а из живописных жанров выбирает индустриальный пейзаж, — рассказывает сотрудник галереи «Виктория» Сергей Баландин.

Полотно Павла Отдельнова «Белое море. Черная дыра» дало название всему проекту. Речь идет о заброшенных шламоотстойниках, которые при консервации завода собирались превратить в источник сырья для асфальта. Да так и не осуществили проект. И это настоящее экологическое бедствие.

Замысел художника поддерживают написанные прямо на стенах выставочного пространства цитаты из книги бывшей сотрудницы исследовательской лаборатории «Капролактама» Лии Аронович «Заводские анекдоты». В своих записках она как раз и повествует о безрезультатной попытке осушить шламоотстойник.

Названия картин лаконичны: «Переход», «Общее фото», «Цех 102».

Покинутые пространства, хранящие в себе следы присутствия людей, когда-то здесь бывших, но ушедших, завораживают зрителя. Это исчезающая реальность, застрявшая на пороге бытия и небытия. Попытка живописного изображения этих ставших ненужными производственных пространств кажется художнику последним шансом удержать ускользающую натуру.

А в отдельном зале идет фильм, снятый в бывших заводских цехах. Во время просмотра понимаешь, что ностальгия по предприятию живет в душах работавших там людей и что его руины на самом деле еще более живописны, чем на картинах художника. Актовый зал с мозаичным портретом Ленина на стене, с украшенной гербом СССР трибуной и красными креслами. Покрытые ржавчиной, но хранящие остатки краски установки по производству химических веществ. Душевая с распахнутыми ящичками для одежды, незамысловато украшенными портретами киноактрис из «Огонька»…

Разве вы не вздохнете, глядя на все это?

И все же в фильме звучит нотка оптимизма. Один из жителей моногорода показывает на постепенно затягивающий индустриальные шрамы молодой лесок, начинающий заполнять оставленную после себя людьми рукотворную пустыню. Видимо, природа способна переварить даже такое экологическое бедствие.

Павел Отдельнов приехал на открытие своей выставки в Самаре. Публика устроила с ним живой диалог. Художник пробыл в нашем городе несколько дней и прочитал вместе с самарским критиком Константином Зацепиным лекцию «Живопись в инсталляционной ситуации».

Выставка продлится до 17 сентября. 0+

Справка «СГ»
Павел Александрович Отдельнов (родился 19 июня 1979 года в Дзержинске Нижегородской области) — российский художник, член секции живописи Московского союза художников. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Mосковском музее современного искусства. Художник входит в «Топ-100 признанных российских художников», финалист премии Кандинского (2014), номинант премии Московской бьеннале современного искусства (2015) и обладатель премии имени Сергея Курехина (2016).

Метки

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение