Самарчанка Луиза Лукина — о любви фельдшерицы и делегата «Красного Креста» в годы «голодного Поволжья»

12.08.2017

89

Автор: Татьяна Гриднева

Самарчанка Луиза Лукина - о любви фельдшерицы и делегата «Красного Креста» в годы «голодного Поволжья»

Для ученых-историков поистине бесценны свидетельства членов семей участников героической кампании по борьбе с голодом в Поволжье в 20-х годах прошлого века. Недавно мне довелось побеседовать с жительницей нашего города Луизой Августовной Лукиной. Она дочь самарской фельдшерицы и делегата шведского «Красного Креста», которых свели вместе трагические события тех давних лет.

Отважная медсестра
Луиза Августовна родом из самарской семьи, которая помнит свою историю со времен Екатерины II. Ее предок Сергей Марычев основал поселение в Самарской губернии, которое до 60-х годов прошлого века так и называлось — Марычовка. Ее дед Владимир Коркин — человек широких либеральных взглядов, интеллигент, дружил с известным писателем Николаем Гариным-Михайловским. А мама, Маргарита Коркина, была одной из первых выпускниц самарской фельдшерско-акушерской школы.

Начиная с 1914 года Маргарита Владимировна работала в военных госпиталях, организованных в нашем городе с началом Первой мировой войны. В семье сохранились трогательные стихи, которые раненые офицеры, прибывавшие с фронта, посвящали красавице-медсестре. А потом, в пору революции и Гражданской войны, она была незаменимой помощницей знаменитого самарского врача Александра Николаевича Тимофеева. Вместе с ним работала в больнице Пирогова. И именно он научил ее выхаживать тифозных пациентов во время эпидемии.

Самарчанка Луиза Лукина - о любви фельдшерицы и делегата «Красного Креста» в годы «голодного Поволжья»

Поэтому в начале 20-х годов, когда шведский «Красный Крест» набирал местный персонал, 25-летняя Маргарита была уже очень опытным медиком. К тому же дворянка знала несколько иностранных языков. Лучшей кандидатуры шведам было не найти.

Самарчанка Луиза Лукина - о любви фельдшерицы и делегата «Красного Креста» в годы «голодного Поволжья»

По словам Луизы Августовны, Рита Коркина начинала свое участие в борьбе с голодом в селе Воскресенка. В той самой детской больнице, которую организовала героическая шведская медсестра Карин Линдскуг, умершая в Самаре от тифа (о ней «СГ» рассказывала недавно в публикации «Дорогие сестры»).

Мама Луизы бок о бок с Карин сражалась с эпидемией, вспыхнувшей среди истощенных детей. А потом ухаживала за заболевшей шведской подругой и тяжело переживала ее безвременную кончину.

Помимо работы в детской больнице русская медсестра должна была объезжать охваченные голодом деревни, собирать уцелевших детей. Во время этих рейдов она познакомилась с сопровождавшим ее в опасных экспедициях капитаном Августом-Хилдингом Муландером. У Луизы Августовны сохранился снимок, на котором ее отец и мать сидят в кабине «форда», выезжающего в район Уральска.

Необычная свадьба
Самарчанка и швед быстро поняли, что у них много общего. Оба были отважными людьми, обладавшими передовыми взглядами, высоким чувством долга и сострадания. У Луизы Августовны хранится благодарственное письмо от жителей Русских и Мордовских Липягов в адрес капитана Муландера.

Дочь вспоминает эпизод из совместной работы родителей. Члены шведской миссии обходили одну из мертвых деревень. И уже не надеялись найти никого из живых. Как вдруг чуткая Маргарита услышала слабый писк. Она удивилась, не понимая, откуда взяться котенку в селении. Но все же пошла на затихающий звук. В руках мертвой женщины она нашла чуть живого младенца. И потом сутками выхаживала эту крошку-девочку, сидя у ее колыбельки. Нужно было капать в ротик голодному и обезвоженному существу каждые пять минут капельку сладкой воды. Таким же образом приходилось возвращать к жизни и других дистрофичных детей. Еще тяжелее была работа со взрослыми жертвами голода.

Но в каком бы аду ни приходилось жить родителям Луизы, молодость брала свое. Их любовь с каждым испытанием только крепла. Свадьбу Муландер и Коркина сыграли в 1922 году. С разрешения шведского короля с одной стороны и вождя революции Владимира Ленина с другой. Венчание состоялось в храме Христа Спасителя на Соборной площади (разрушен в 1932 году). Оно привлекло много народа. Люди искренне радовались за своих благодетелей, несли цветы. Бабушки и дедушки Луизы Августовны и с русской, и со шведской стороны благословили брак. Скандинавские родственники прислали поздравительное письмо, в которое была вложена фотография. На ней брат Августа поднимал над родным домом флаг в честь молодоженов. И все члены шведской миссии вместе с самарскими коллегами дружно отметили бракосочетание четы Муландеров за большим столом.

Справка «СГ»

Шведский «Красный Крест» работал исключительно в Самаре. В 1921 году он направил в наш город экспедицию из девяти человек и груз продовольствия. Когда в декабре шведы приехали в Самару и увидели творившийся здесь кошмар, то срочно запросили добавочных ассигнований и увеличения штата. Правительство Швеции выделило три миллиона крон. В стране начались благотворительные сборы в пользу голодающих в России. Активное участие приняла Шведская Коммунистическая партия (SKP), а также Союз промышленников Швеции (SAF). Они собрали еще примерно 100 тысяч крон, плюс город Стокгольм добавил 200 тысяч крон. Провинция Эстергетланд на свои средства открыла в Самаре детдом, снабдив его персоналом и продуктами.

Окончание следует.

Самарчанка Луиза Лукина - о любви фельдшерицы и делегата «Красного Креста» в годы «голодного Поволжья»


ТЭГИ:

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации