Как самарские музыканты международный авторитет страны укрепляли. Часть 2

30.07.2017

74

Автор: Татьяна Гриднева

Как самарские музыканты международный авторитет страны укрепляли. Часть 2
28 июля 1957 года в Москве открылся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Он стал первой брешью в образовавшемся после Второй мировой войны «железном занавесе». В рамках фестиваля состоялся конкурс любительских джазовых коллективов страны, лучшим из которых был признан оркестр Центрального дома работников искусств под руководством Юрия Саульского. В том смотре участвовал и эстрадный коллектив клуба имени Революции 1905 года из Куйбышева. 

Дружной семьей

Главным, что объединяло Риту и Геру Комардиных, скрашивало все невзгоды, было прекрасное чувство юмора. Как и у мамы Георгия. Сохранился старый альбом, в который свекровь с любовью вклеивала фотографии сына. Вот он солирует на саксофоне, вот Гера с друзьями, подпись: «С успехом дали концерты в Москве». А вот весь ансамбль в фойе клуба железнодорожников, Гера с Ритой в центре, подпись: «Дружный музыкальный коллектив клуба 1905 года». А вот Комардин выходит из поезда после выступления в столице. «Я приехал из Москвы, привез жене колбасы» — комментирует мама.

Да, колбаса в то время была дефицитом. Время тяжелое, послевоенное. Директор клуба железнодорожников следил, чтобы музыканты были сыты. Ведь они прибегали голодными — с учебы или после работы, а по окончании репетиций еще играли на танцах. Директор Константин Васильев загодя покупал им продукты. И не скупился на контрамарки для девушек музыкантов. А жен, которых билетеры знали в лицо, и вовсе пускали просто так.

— Клуб был для нас всех вторым домом, жили одной дружной семьей, — вспоминает Генриетта Евгеньевна. — Мы, жены и невесты музыкантов, старались накормить их в перерывах между репетицией и танцами.

Генриетта Евгеньевна вспоминает, как часто по просьбе руководства железной дороги музыканты участвовали в выездных агитбригадах и выступали на станциях, в сельских районах нашей области. Ведущим концертов всегда был Георгий Комардин — не только талантливый музыкант, но и юморист, пародист.

Музыканты оркестра — аккордеонист Каждан, барабанщик Иванов, саксофонисты Сарыгин, Лебедев, трубачи Коган и Адамуля — никогда не отказывались от этих трудных поездок. Рита запечатлевала на пленку буквально все — от аншлагов на концертах в сельских Домах культуры до сцены выталкивания застрявшего автобуса из непролазной грязи. Увлеченная фотографией, она была летописцем большой дружной джазовой семьи.

И сердце не выдержало…

Однажды, вспоминает Генриетта Евгеньевна, директор клуба Васильев пришел к ребятам с предложением, от которого невозможно отказаться. Участвовать в подготовке к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Нужно заметить, что вся страна тогда жила в ожидании этого события планетарного масштаба. Готовилась к нему. Спланировали, что сначала оркестр покажет себя в столице на Дне железнодорожника, а затем примет участие в конкурсе джаз-коллективов.

Все с радостью согласились. Владимир Малышев с удвоенной энергией принялся за репетиции. Разучивали произведения Глена Миллера, Дюка Эллингтона, а популярные мелодии из кинофильма «Серенада солнечной долины» оркестр играл уже давно.

— Володя, который был гораздо старше других участников коллектива, так старался и волновался, что не выдержал этого напряжения и после одной из репетиций умер от сердечного приступа, — рассказывает Генриетта Комардина. — Оркестр поехал в Москву осиротевшим. Руководителем был назначен Владимир Ефимов, но, конечно, вся ответственность легла на плечи моего Геры, ведь он пользовался у музыкантов большим авторитетом. Даже получил грамоту как лучший участник коллектива.

Триумф в Зеленом театре

— В 1956 году мы отправились на празднование Дня железнодорожника в столицу, — рассказывает Генриетта Евгеньевна.

Несмотря на тяжелое время, руководство Куйбышевской железной дороги выделило средства на пошив концертных костюмов, шикарных рубашек салатного цвета и на покупку стильной обуви для оркестрантов. А еще выделили мягкий вагон, в котором по прибытии в столицу музыканты жили. Помощником, идейным вдохновителем и костюмером музыкантов была, конечно, Рита. В Москву оркестр провожало все руководство железной дороги во главе с начальником.

— Ребята, не подведите, возвращайтесь с победой! — таков был их наказ.

И все двадцать музыкантов не подвели. В канун Всесоюзного дня железнодорожника в Зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького в Москве состоялся большой концерт в двух отделениях, среди его участников был и эстрадный оркестр клуба станции Куйбышев. Дирижировал Владимир Ефимов.

Из программки концерта, которую сохранила вдова Комардина: «Произведения: «Марш» композитора В. Бокова, вальс Б. Мокроусова «Осенние листья». Солист А. Шехтман». Куйбышевский оркестр пригласили также аккомпанировать выступлению танцоров из Ташкента.

Вели концерт популярные Миров и Новицкий. На сцену выходили оркестр Утесова, танцоры братья Гусаковы и другие именитые исполнители. Нашим ребятам было очень лестно очутиться в такой прославленной компании. И, в свою очередь, они выступили успешно.

Как это по-русски?

Оркестр из Куйбышева был замечен столичным руководством. Весной 1957 года на областном смотре, проходившем в рамках всесоюзного, куйбышевский джаз-коллектив получил диплом II степени. И через пару месяцев джазмены погрузились в уже знакомый мягкий вагон, чтобы снова ехать в Москву. На фестиваль!

— Столица поразила нас своим убранством, оживлением, царившим на улицах, сердечным весельем и радостной атмосферой, — вспоминает Генриетта Комардина.

Она показывает привезенные с фестиваля фотографии: оркестранты позируют на набережной Москвы-реки, у фонтанов ВДНХ. А вот самые ценные снимки: во время концерта, на сцене, украшенной эмблемой фестиваля.

Лучшие джазовые и эстрадные коллективы страны играли на Красной площади, на площади Свердлова (ныне Театральной), в Сокольниках, Центральном парке имени М. Горького и в других местах. Везде были сооружены летние сцены.

Куйбышевский коллектив выступал на ВДНХ, Воробьевых горах, в парках. Успех был огромный. Работы выпало много, однако иногда музыкантам удавалось улучить время и побродить по фестивальной Москве.

— Для советских людей в то время иностранцы были в диковинку, — с улыбкой рассказывает Генриетта Евгеньевна. — Увязывались за ними, заприметив на улице. Вслушивались в чужой язык, разглядывали одежду, старались объясниться. И наши красавцы-волгари в своих пошитых в Куйбышеве шикарных костюмах тоже привлекали всеобщее внимание — их принимали за… зарубежную делегацию!

Юмористы Комардин и Адамуля, чтобы поддержать ситуацию, принимались изъясняться между собой на импровизированном «иностранном». Толпа слушала затаив дыхание, пока вдруг кто-то из музыкантов не выдерживал и не брякал что-нибудь по-русски. Следовал оглушительный хохот. На всю жизнь куйбышевские музыканты сохранили воспоминания о самых счастливых днях в своей творческой жизни. Тех самых, которые они провели в Москве 1957 года.

Фестиваль молодежи и студентов стал не только первой ступенькой оттепели, открывшей нашу страну миру, но и началом расцвета джаза в СССР. И свою толику в это великое дело внесли музыканты из нашего города. 

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть последняя

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 4 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 3 

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации