Старая Новая бухта. Берег реки Самары

Мы продолжаем проект «Час пешком», который стартовал на страницах «СГ» неделю назад. Каждую субботу публикуем небольшие очерки о туристических маршрутах нашего города. Путешествие по ним не займет много времени и не потребует специальной подготовки. Это не экскурсии, скорее, познавательные прогулки, которые, быть может, откроют вам что-то новое в истории родного города.

Длина маршрута: 1,5 километра
Время гуляния 40 минут

Сегодня мы предлагаем проложить экскурсионный маршрут в ту часть старой Самары, которая вот- вот начнет стремительно меняться. Наш путь лежит на берег реки, давшей имя городу, к Новой бухте, туда, где сейчас строится Фрунзенский мост. Это масштабное строительство изменит всю округу, поэтому сейчас самое время взглянуть на потаенный уголок, о котором многие самарцы и не знают вовсе. А ведь этот район может многое рассказать о нашей истории. Когда-то здесь билось сердце самарской экономики.

Две недели форы

Река Самара вскрывалась ото льда раньше Волги. Поэтому несколько дней преимущества, которые получали корабли, грузившиеся на пристанях Самарки, по сравнению с кораблями на великой русской, были очень важны. За эти несколько дней можно было подвезти зерно с верховьев, перегрузить его на расшивы, и как только откроется большая вода, сразу же двинуться вверх по Волге — туда, где ждут покупатели, готовые заплатить за первые партии хорошую цену. Именно поэтому весь берег Самары был заставлен впритык, один к одному, дощатыми амбарами, а на самой реке зимовали и готовились к навигации сотни и сотни судов.

Последний овраг

Чтобы попасть на берег Самары, нужно спуститься по Молодогвардейскому спуску, который ответвляется от одноименной улицы и уходит вниз. Это все, что осталось от оврага, когда-то доходившего от берега Самары до пересечения с Панской, которая, в свою очередь, тоже проложена поверх оврага, но только шедшего от Волги. Где-то рядом с современной статуей дяди Степы эти овраги встречались. И, по мнению некоторых самарских ученых, именно здесь, на склоне оврага, там, где сейчас Молодогвардейский спуск, были первые поселения, задолго до появления крепости Самара. В овраге можно было прятаться от конницы кочевников, овраг не просматривался со стороны Волги — тихое место для лихих людей.
Колорит отчасти сохранился и сейчас: здесь настоящие фавелы. Им совсем немного осталось, этим трущобам, потому что даже по сравнению со старой застройкой этого района тут царит безумная архитектура и невообразимые конструкции на склоне.

Жизнь дороги

Спустившись вниз, мы увидим старые рельсы, заржавелые стрелки и остатки переезда. Это старейшая городская ветка железной дороги, которая ведет от вокзала к порту. Ее построили вдоль берега Самарки сразу же, как только до города дотянулась «чугунка». Так что этой стрелке почти полтора века, но поезда по ней иногда ходят. Очень-очень редко. Говорят, один блогер неделю ждал в засаде, но так и не дождался. И тем не менее они ходят! И будут ходить: ветка имеет стратегическое значение, и даже Фрунзенский мост ее не нарушает.

Кстати, сейчас самое время пойти и посмотреть на масштаб строительства Фрунзенского моста. Скажем по секрету, со стороны реки, особенно в выходные, можно подойти к стройке совсем близко и сделать историческое селфи на фоне строящегося моста. Почувствовать масштаб. Потому что через пару лет тут все будет совсем по-другому.

Великая стройка прошлого

Продолжаем двигаться по Молодогвардейскому спуску и вступаем на территорию Новой бухты. Вся эта часть речного берега — искусственная. А сама Новая бухта — это великая стройка столетней давности. Если вернуться в те времена, когда здесь кипела жизнь, нужно вспомнить: Самара река, может, и невеликая, но с характером. И поэтому ранний ледоход на реке сопровождался всякими неприятностями: суда во время ледохода срывало с якорей, уносило на Волгу, расшвыривало по акватории… в общем, сплошной убыток и нервы. Зимние стоянки для кораблей на Самаре появились много веков назад, но искусственные бухты начали строить только в XIX веке. Сначала построили Старую бухту, она чуть выше по течению. Но она была маленькой и быстро заболачивалась. Поэтому в 70-е годы позапрошлого века начали строить Новую. И построили с огромными тяготами, но только к началу Первой мировой.

Корабли и лодки

Корабли и сейчас зимой стоят и ремонтируются здесь. Конечно, огромных хлебных барок — расшив — тут теперь не увидишь, но воспользовавшись зимой и льдом на реке (помним про технику безопасности!), можно подойти поближе и посмотреть, например, на то, как устроены подводные крылья у «Метеора».

А если пройти еще дальше по Молодогвардейскому спуску, то упремся в ворота стоянки лодок и охранника. С охраной можно договориться, тем более что вы все равно идете не к лодкам. Ну или пройти тропинкой в обход охранника, который сделает вид, что ничего не замечает.

Парк социалистического периода

Здесь вы увидите прекрасный артефакт уже советской эпохи — несколько портовых кранов, сделанных в 60-е годы прошлого века в ГДР. Огромные металлические монстры, размером с Годзиллу. Предупреждаем: залезать на краны опасно для жизни! Тем более что даже от кабины вид совершенно фантастический. Да и сами краны больше похожи на ретрофутуристические арт-объекты, а не на средства производства. Они стоят здесь уже много лет совершенно бесхозные и, наверное, никогда не оживут. Но, запрокинув голову и глядя на них снизу вверх, легко представить, как наклоняется к тебе гигантский металлический клюв.


Коса и камень

Дальше попадем на длинную косу. Здесь тоже можно полюбоваться строительством Фрунзенского моста и, если обойти строящуюся опору, оказаться в удивительном месте. Это длинная искусственная коса, которая, собственно, и отделяет бухту от Самарки. Насыпана она была больше ста лет назад. Здесь до сих пор лежат старые заржавелые рельсы, стоят огромные каменные и бетонные конструкции непонятного назначения. Здесь тоже есть артефакты, и довольно неожиданные. Например, серые массивные брикеты с надписью ПАЗ — это асфальт столетней давности, произведенный на заводе в Батраках — нынешнем Октябрьске. Вся эта коса — сложное инженерное сооружение, которое местами выглядит почти древним, но вполне надежным. Сейчас эта часть косы не используется вовсе и заросла деревьями.


Самарские дали

Если пройти этот лес до самого конца, то окажешься на очень интересной видовой точке. С самого края мыса открывается прекрасный вид на старый мост через Самару, особенно красивый в закатные часы. Ну а если посмотреть направо, то увидишь две башни элеватора, которые отсюда выглядят совершенно фантастически. Будто остатки какой-то гигантской крепости, бетонный донжон на границе времени.

И хотя отсюда прекрасно видно, как несутся по мосту машины, и даже можно рассмотреть вокруг другие признаки эпохи, время тут идет по-другому. Огромная рукотворная Новая бухта — это уникальное место и в истории нашего города, и в истории реки, давшей этому городу имя.

Сейчас уникальный момент в истории этого места. Заканчивается одна эпоха и начинается другая. Очень скоро все это исчезнет или изменится до неузнаваемости, но сейчас еще можно успеть прогуляться по берегам Самары, которые еще не соединил Фрунзенский мост.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение

Close