Немцы в истории Самары. Часть 1

03.11.2016

1712

Автор: Татьяна Гриднева

Немцы в истории Самары. Часть 1

К 250-летию массового переселения выходцев из Германии на территорию России.

Там, где сердце

В Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина к 250-летию переселения германских подданных в Россию была развернута выставка «Немцы в российской истории», ранее проехавшая по многим городам нашей страны. Вниманию посетителей представили редкие экспонаты. Это копии документов, карт, гравюр и фотографий, хранящихся в архивах и музеях России и Германии, а также предоставленных региональным центром немецкой культуры «Надежда».

Самарцы смогли увидеть и предметы быта немецких колонистов, и реликвии, в числе которых Библия известного христианского реформатора Мартина Лютера.
В экспозиции также изделия народных мастеров. Например, знаменитые «шпрухи» — вышитые или вырезанные из дерева панно с мудрыми наставлениями, которые немцы обычно дарили новобрачным.

Мое внимание привлекла одна поговорка — «Родина там, где твое сердце». Для некоторых выходцев из Германии 250 лет назад родиной стала Россия.

Немцы в истории Самары. Часть 1

Призыв матушки Екатерины

Немцы добровольно прибывали в нашу страну на поселение по приглашению российских государей едва ли не с момента образования Московского государства. В основном это были квалифицированные специалисты: военные, медики, ремесленники, ювелиры, живописцы. Реформы Петра I резко увеличивают количество прибывших в Россию иностранцев, и прежде всего из германских государств. Немцы участвовали в создании регулярной русской армии, открытии и функционировании ряда учебных заведений, модернизации экономики, развитии российской науки и культуры.

Со времени Екатерины II и практически до 1870-х годов осуществлялось массовое переселение колонистов и компактное поселение их в различных регионах Российской империи (в Поволжье, Северном Причерноморье, Закавказье, под Санкт-Петербургом).

Еще в 1762 году Екатерина II издала манифест, в котором призывала свободно поселиться в новоприобретенных степных владениях, а в 1763 году предоставила поселенцам льготы. За казенный счет ехали в Россию неимущие. За ними сохранялась полная свобода вероисповедания с правом обращать в свою религию и даже закрепощать мусульман. Колонисты в течение 30 лет освобождались от любых налогов и податей, им давали земли и беспроцентные ссуды на постройку домов, закупку сельскохозяйственного инвентаря и скота. Каждому поселенцу правительство выделяло по 500 рублей. Из этой суммы оплачивался переезд, строился небольшой домик «о четырех светлицах и кухне».

Не случайно поволжские немцы-колонисты поставили бронзовый памятник матушке Екатерине в левобережном волжском городе Екатериненштадте (Баронск, Екатериноград, Марксштадт, Маркс), основателем которого был барон Борегард.

Образцовые крестьяне

Ко времени царствования Александра I в Самарском крае существовала 131 колония общей численностью свыше 135 тысяч человек. В состав недавно образовавшейся Самарской губернии вошли Николаевский и Новоузенский уезды (выделенные из Саратовской губернии), занимавшие площадь почти в 7 млн десятин. Именно на этой территории расположилась основная часть колонии. Из них в 26 проживали меннониты, в 105 — лютеране. Примечательно, что если саратовские колонии почти все носили русские названия, колонии заволжские, относящиеся к Самарской губернии, имели немецкие названия, напоминающие далекую родину выходцев: Шафгаузен, Люцерн, Унтервальден, Брокгаузен и др.

В середине XIX века сюда стали приезжать меннониты и данцигские немцы, обладавшие высокой культурой земледелия. Они сажали пшеницу и картофель, добиваясь огромных урожаев. Немцы приспособили свои хозяйства к условиям засухи и спасали тем самым себя от возможного неурожая и голода. Они первыми применили сельхозмашины и засевали землю устойчивыми к засухе семенами. Умение немцев хозяйствовать на земле ставилось в пример русским крестьянам, решившимся поддержать столыпинские реформы.

Немецкие колонисты также уважали Петра Столыпина. И однажды тот приезжал в Самарскую губернию именно по приглашению немцев-колонистов, живших на землях современного Кошкинского района. Они писали ему с просьбой посодействовать в деле государственной важности. Все это происходило в одной из самых крупных немецких колоний Самарской губернии — селе Александрталь, где и поныне стоят здания, хранящие историческую память о визите главы правительства. Деловые люди Губернские власти всячески поддерживали переселенцев. Разрешали открывать немецкие школы, строить молельные дома, кирхи. На улице Предтеченской (ныне Некрасовской) селились немцы. До сих пор сохранились их постройки с самобытными двориками, палисадничками, изящными верандами, соединенными между собой деревянными площадками. Немецкую слободу венчала лютеранская церковь — на улице Дворянской (Куйбышева).

Немцы в истории Самары. Часть 1

В 1858 году самарский купец Егор Никитич Аннаев, католик по вероисповеданию, решил построить костел. Работы выполнял архитектор Еремеев. Но в 1865 году царское правительство передало недостроенное сооружение немецкой лютеранской общине. Строительство возглавил купец Цельмер, который собирал пожертвования со всего Поволжья. 26 сентября 1865 года лютеранская кирха была освящена казанским дивизионным проповедником Пундани при ассистенции симбирского пастора Мейера.

В самом губернском городе вокруг лютеранской общины сформировался круг немецких предпринимателей, вошедших в экономическую элиту благодаря своим международным связям.

Известный самарский предприниматель и художник Константин Головкин пишет по этому поводу следующее: «Немцы открыли образцовые фирмы, где дела велись добросовестно. Логус имел в городе лучшее колбасное заведение; Христензен — Сарептский магазин; Братье Поппе — ювелирный и часовой магазин; Грау занимался книготорговлей; Миллер владел аптекой; Вундерих — хлебопекарней; Вейк — механическим заводом; Баар — гончарным и плиточно- изразцовым производством; Питц — пивзаводом, конкурируя с австрийцем Вакано. И это не говоря уже о таких крупных деловых людях, как Кеницер, Леман, Бенке, Ротман».

Читайте также:

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 2

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Исторические версии

Купцы Дунаевы и их самарские владения. Часть 1

Потомки грузинских князей, построившие здания мэрии и ЗАГСа

Комментарии

3 комментария

Виктор

Здравствуйте! У меня вопрос, есть ли ещё сёла посёлки или др.поселения в Самарской Области где компактно проживают российские немцы? Я уже 22 года живу в Германии ищу корни моего деда. С уважением Виктор.

04.09.2022 в 18:23

Виктор

Здравствуйте! У меня вопрос, есть ли ещё сейчас в Самарской Области

04.09.2022 в 18:14

Виктор

Здравствуйте! У меня вопрос есть лиещё

04.09.2022 в 18:12

Комментарий появится после модерации