Общество

Создатель Самарского знамени

Художник Николай Симаков разработал эскиз полотнища для вышивальщиц — монахинь Иверского монастыря

 
Соратник Петра Алабина
 
В Самарском областном художественном музее хранится написанный маслом автопортрет Николая Евстафьевича Симакова: высокий лоб интеллигента, мягкая бородка и пушистые усы, большие живые глаза пытливо всматриваются в зрителя. Таким был этот друг и соратник Петра Алабина. Портрет передала в музей в 1900 году вдова художника, Е.Д. Симакова, урожденная Минаева. Она играла большую роль в жизни мужа, была активной общественной деятельницей. К сожалению, в печати и документах фигурируют лишь ее инициалы.
 
Интересно, что даты жизни художника в Самаре установлены по сообщениям местных газет, связанным с общественной деятельностью его жены. Например, есть информация, что в 1868 году Е.Д. Симакова вместе с Ольгой Григорьевной Аксаковой и супругами Алабиными участвовала в музыкально-литературном вечере в пользу пострадавших от голода, а в 1880 году она передала в дар Самарской публичной библиотеке 185 книг.
 
Учившийся в Императорской академии художеств, Николай Симаков получил звание свободного художника в 1860 году именно за мастерски выполненный портрет своей жены. В 1863 году Симаков выставил на Академической выставке портрет славянофила и крупного общественного деятеля Юрия Федоровича Самарина и картину «Вакханка».
 
Однако художника больше привлекают рисование, техника акварели, а также изучение этнографии, в частности старинных орнаментов.
 
В 1870-1875 годах художник занимался исследованием народного искусства чувашей Самарской губернии. За время жизни в Самаре он подготовил большеформатный альбом «Чувашские узоры» (1875 год), который хранится в Научной библиотеке Российской Академии художеств (Санкт-Петербург) и содержит 31 лист цветных акварелей, копии более 100 образцов орнаментального искусства: резьбы по дереву, вышивки, узорного ткачества, шитья бисером и серебром,
узорного вязания (фрагменты наличника, женских и девичьих рубах, головные уборы тухья, сурпан, поясное украшение сара). Но научные исследования денег не приносят, поэтому Николай Евстафьевич работает в Самаре на государственной службе под началом Петра Алабина.
 
Как создавалось знамя
 
Несомненно, супруги Симаковы были в близкой дружбе с Варварой и Петром Алабиными, благословившими двух своих сыновей на участие в освободительной борьбе сербов на Балканах, и разделяли их патриотические и гуманистические настроения. С восторгом приняли Симаковы идею Алабиных послать поднявшему восстание болгарскому народу знак искренней поддержки.
 
Зная склонность Симакова к орнаменталистике, Петр Владимирович поручил ему сделать эскиз будущей реликвии болгарских повстанцев. Николай Евграфович принялся за изготовление Самарского знамени в 1876 году. Любовь художника к народному искусству проявилась в орнаментах для Самарского знамени и его символике. Сшитое из двух полотнищ шелковое трехцветное российское знамя вобрало в себя много символов: на одной стороне в центре вышитого золотом византийского креста были славянские просветители Кирилл и Мефодий, на другой стороне, также в золотом кресте, — образ Иверской Божией Матери. К древку были прикреплены ленты, на одной из которых было написано: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его», на другой — «Болгарскому народу. Город Самара».
 
Знамя вышивали монахини Иверского монастыря. Самарская городская управа уплатила за эскиз и материалы для стяга, а также за позолоченные гвозди для древка, кисти и чехол в общей сложности 320 рублей 50 копеек. Монашки от оплаты своего труда отказались, сказав, что «рады быть полезны в то время, как другие жертвуют деньги». Варвара Васильевна Алабина собственноручно вышила лик Богородицы.
 
Знамя было сделано очень быстро, на едином дыхании. Но его передачу повстанцам пришлось отложить на год, так как восстание болгар 1876 года османы потопили в крови.
 
12 апреля 1877 года Россия вступила в войну с Турцией. И уже 20 апреля в Самаре состоялся крестный ход, во время которого Самарское знамя пронесли по главным улицам города. В Воскресенском соборе епископ Герасим провел обряд освящения знамени, после чего оно было передано делегатам от Самары — городскому голове Ефиму Кожевникову и гласному городской думы Петру Алабину. И знамя отправилось на Балканы.
 
Жизнь во имя искусства
 
Особое место в жизни Симакова занимает участие в 1879 году в Самарской научной экспедиции, во время которой он изучал орнаментальное искусство народов России, собрал большую коллекцию рисунков орнамента из Средней Азии, отчасти изданных потом в сборнике «Искусство Средней Азии» (Санкт-Петербург, 1882 год). В 1883 году по итогам работы в составе Самарской экспедиции в Санкт-Петербурге он издал еще один альбом — «Русский орнамент в старинных образцах художественно-промышленного производства». Эти альбомы являются ценнейшим источником сведений и для современных художников и этнографов.
  
Большая дружба связывала Симакова с другим художником, прикомандированным к экспедиции, — Николаем Каразиным.

Причем по заданию руководителя экспедиции Великого князя Николая Константиновича Романова Каразин занимался во время путешествия к Амударье бытовой живописью, а Симаков — археологией и историей искусства. И потом, живя в Петербурге, художники продолжают приятельствовать.
 

Покинув Самару, Николай Симаков работал помощником секретаря Императорского общества поощрения художеств. Его в это время возглавлял также родившийся в Симбирской губернии Дмитрий Васильевич Григорович — автор знаменитой повести «Гуттаперчевый мальчик». Раскритикованный славянофилами за слишком жесткое изображение беспросветной крестьянской жизни в первой своей повести «Деревня», Григорович надолго совершенно замолкает и уходит с головой в работу Общества поощрения художеств. Николай Симаков стал правой рукой Григоровича. Вместе они сделали многое для поддержки и развития российского изобразительного искусства.
 
Симаков также заведовал детской рисовальной школой при Петергофской гранильной фабрике и даже в конце жизни был ее директором. Построенная еще в XVIII веке, фабрика прославилась обработкой драгоценных и полудрагоценных камней.

Здесь было организовано мраморное и паркетное отделение для исполнения мозаичных полов в «античном стиле» для Исаакиевского собора, Петергофа, Нового Эрмитажа. С середины XIX века Петергофская фабрика стала завоевывать мировую славу: ее работы экспонировались на международных и отечественных выставках и неизменно получали почетные награды: медали, адреса, дипломы. В советское время фабрика была ликвидирована.

Справка "СГ":

Согласно отчетам Самарского губернского музея, в его собрании ранее находился также бюст Николая симакова, исполненный Леопольдом Бернштамом, известным российским скульптором-портретистом, который с 1885 года был заведующим художественной частью музея гревена в париже. Однако где бюст находится сейчас — неизвестно.

Биографическая справка:

Николай Евграфович Симаков — художник, этнограф. родился в 1828 году в симбирске. Учился в императорской академии художеств. работал помощником секретаря императорского общества поощрения художеств, заведовал детской рисовальной школой при петергофской гранильной фабрике, затем был директором этой фабрики. скончался в петергофе 24 марта 1886 года, похоронен в санкт-петербургском некрополе. Творчество художника мало исследовано.

Фото:

1. Самарское знамя.
2. Передача Самарского знамени ополченцам.
3. Вход русских освободителей в Стара Загору.
4. Автопортрет Николая Симакова. Из фондов Самарского областного художественного музея.

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение