«Звездные» уроки

24.03.2016

27

Автор: Ирина Шабалина

«Звездные» уроки

Профориентация школьников и выпускников средних специальных учебных заведений на предприятиях

 
В Самаре все активнее проводится целевая профориентационная работа со школьниками и молодежью: ребят настраивают на освоение рабочих профессий и инженерных специальностей. В преддверии 55-летия полета человека в космос особое внимание уделяется подготовке кадров для ракетостроительной отрасли.
 
Станки требуют новых знаний
 
— Сегодня в производственных цехах устанавливается очень сложное современное оборудование. Оно требует специальных навыков, серьезной подготовки, постоянного обучения, переобучения. У нас на предприятии у таких станков трудится немало специалистов с высшим образованием. Стали рабочими, потому что это интересно, перспективно и востребованно, — рассказывает старший мастер производственного обучения отдела подготовки кадров АО «РКЦ «Прогресс» Нина Лунева.
 
«Звездные» урокиНа предприятиях, подобных «Прогрессу», создана четко работающая система подготовки. С новичками оформляется ученический договор. Сроки обучения зависят от профессии: токарное, фрезерное, слесарное дело предстоит осваивать пять месяцев, электромонтажное — три. Операторы станков с программным управлением обучаются четыре месяца.

Во время обучения выплачивается стипендия. В цехе, где ждут молодого рабочего, за ним обязательно закрепляется наставник. Всего на предприятии сейчас передают свое мастерство более 100 наставников. Основные часы учебной трудовой смены новички проводят у станка, плюс к этому запланированы теоретические занятия. 200 новых рабочих подготовило заводское учебно-производственное подразделение в 2015 году — с учетом потребностей предприятия. В этом году станочников требуется не меньше.
 
Производственная практика
 
На «Прогрессе» проходят практику учащиеся Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения имени Д.И. Козлова.
 
— В последнее время многие из тех, кто в прежние годы ушел с завода, возвращаются на производство. Понимают, что здесь — стабильный государственный заказ, белая зарплата, социальные гарантии, сплоченный трудовой коллектив, — отмечает тенденцию Нина Лунева. — И выпускники техникумов, как видим в последнее время, после окончания обучения все чаще остаются на производстве. Уходят, пожалуй, только те, кто понял, что заводская профессия — не для него.
 
Третьекурсник Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения Олег Арешин уже для себя решил окончательно, что придет работать на «Прогресс»:
 
— У меня родители на этом предприятии работают. Я здесь после девятого класса во время летних каникул в цехе слесарному делу обучался. Понравилось. Поступил в профильный техникум, потом думаю окончить аэрокосмический университет и прийти на завод, чтобы заниматься радиоаппаратурой, связью. Космическая связь — направление очень интересное, здесь всегда находишься на передовых позициях и науки, и производства.
 
Кстати, во время летних каникул на предприятие устраиваются работать многие дети заводчан в возрасте 14 — 18 лет. Здесь они знакомятся с заводом, где трудятся родители, и получают первый реальный заработок. Многие из тех, кто проверил себя в каникулы на производстве, затем целенаправленно идут в профильные техникумы и вузы.
 
В тесной связке со школами
 
Школьные уроки технологии (труда) в заводских учебных мастерских — это тоже веяние времени. Учебно-производственное подразделение «Прогресса», например, наладило самые прочные связи с самарской школой №89, чтобы мальчишки со школьной скамьи обучались настоящим мужским профессиям. В распоряжении школьников — несколько мастерских и отличный интерактивный класс, оснащенный новейшей техникой. Их проводники в профессию — опытные мастера производственного обучения. Более 160 ребят проходят за год через такой вид профориентации.
 
Мастер производственного обучения Александр Титов поддерживает восьмиклассника школы №89 Диму Чурилова:
 
— Молодец, у тебя молоток из заготовки лучше всех получился. Это первое серьезное слесарное упражнение. Давай думай, не пойти ли после школы к нам на завод, раз тебе с металлом нравится работать.
 
Во фрезерной мастерской мастер производственного обучения Михаил Польский разъясняет азы профессии девятиклассникам. Все эти мальчишки уже побывали в музее истории завода, посмотрели фильм о предприятии, занимаются раз в неделю в производственных мастерских и, судя по всему, завод уже становится для них близким и понятным. Тем более что они учатся точить детали для настоящих космических ракет.
 
ФАКТ:
 
2 апреля в РКЦ «Прогресс» пройдет ежегодный конкурс «Лучший молодой рабочий» по номинациям «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Слесарь механосборочных работ», «Токарь», «Фрезеровщик». Фотографии победителей конкурса традиционно появятся на Доске почета предприятия к Дню космонавтики 12 апреля.
 
СПРАВКА "СГ":
 
Под эгидой молодежного центра «Самарский» продолжается реализация городского проекта «Кадры». Его цель — популяризация рабочих профессий и инженерных специальностей среди молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет. По составленному графику на площадках образовательных учреждений города проходят открытые уроки с участием представителей промышленных предприятий. В пяти школах такие встречи уже состоялись. Ближайшие пройдут 31 марта в школе №174 и 6 апреля в школе №175.

«Звездные» уроки

Читайте также:

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Общество

Как домашние животные спасают брак и снижают стресс

«Мы испытываем чувство близости, когда смотрим в глаза своему питомцу или гладим его»

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 марта 2024 года

Рассказываем о нововведениях, которые вступили в силу этой весной

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации