Анна Житарь: «Все свои работы я одинаково люблю, но расстаюсь с ними легко»

14.11.2015

27

Автор: Анна Прохорова

Анна Житарь: «Все свои работы я одинаково люблю, но расстаюсь с ними легко»

Самарский ювелир умеет слышать, что говорят ей камни

Сегодня в коллекции авторских украшений Анны Житарь уже не одна сотня экземпляров. Ее знают ценительницы эксклюзивных колец, сережек, кулонов и браслетов, ее работы надевают в офис, в театр, на статусные приемы и деловые встречи. Как жизнь привела ее на путь столь изысканного вида творчества, Анна рассказывает сама.

— Как называется техника, в которой вы работаете, и как пришел интерес к ювелирному делу?
— Произошло все, как это часто бывает, случайно. В 2009 году я впервые прочла об этом в Интернете. Заинтересовала техника wire wrap, что означает «проволококручение». Попробовала делать украшения из медной проволоки и поняла, что это «мое». Помню, начало моей работы совпало с непростым периодом в жизни: на мне лежала забота о двух близких людях, я была буквально привязана к дому, и тогда мое новое увлечение меня просто спасло. Со временем мои интересы ширились, теперь я работаю с листовой медью и другими материалами.

— Сложно ли найти материалы для такого вида творчества? Это ведь не пряжа и не ткани…
— Поначалу для самых первых опытов что-то находилось дома — проволока, бусины, стеклянные элементы. Когда более сложные и дорогие работы потребовали материалов другого уровня, стала покупать в магазинах. При желании сегодня в Самаре найти материалы для любого вида ручного творчества — не проблема.

Анна Житарь: «Все свои работы я одинаково люблю, но расстаюсь с ними легко»— А откуда взялось умение?
— В Интернете размещено множество мастер-классов, я пересмотрела их огромное количество, старалась повторить не само украшение, а изучить и применить принцип.

— В какой момент возникла мысль поставить дело на коммерческую основу?
— Сначала я не планировала продавать свои работы, мне больше нравится их дарить. Но в 2010 году я попала на фестиваль «Живая Пермь», куда взяла несколько украшений. К этому моменту уже была создана группа в соцсети, продажи начались сами собой, появились первые заказы.

— Есть ли среди ваших клиентов постоянные?
— Их немного, люди приходят и уходят, но это совершенно нормально.

— Получается, что сегодня это ваша основная работа?
— Я воспитываю двух дочерей, и обстоятельства подталкивают меня к тому, чтобы выйти на «традиционную» работу. В этом случае совмещать ее с творчеством будет непросто. Ведь этим надо заниматься вплотную, часов по восемь в день, потому что работа автора — это не только само изготовление, но и продвижение, и общение с клиентами, и создание новых идей и образов, и закупки…

— А есть ли в Самаре сообщество мастеров этой техники и имеет ли смысл общаться с коллегами по цеху?
— В Интернете можно найти единомышленников, и общение с ними — это важный элемент развития. Чаще всего мастера делятся информацией охотно. Например, когда я училась паять ювелирной горелкой, совета спрашивала напрямую. И люди отзывались, тратили время, за что им огромное спасибо.

— Какие ваши основные инструменты?
— Это целый набор. Для гибки, придания формы служат плоскогубцы, круглогубцы разных видов и размеров. Для опиливания используются надфили, гравер с разными насадками, полировальные машинки. Для нагрева и паяния проволоки — ювелирная горелка.

— Анна, а как рождается идея будущего украшения?
— Чаще всего я иду от камня: от его характера, цвета, оттенка, формы. Или от сочетания камней. Вообще, бывает по-разному. Иногда делаю по эскизу или по образцу. А бывает, что срабатывает какое-то чувство, может быть, меры, может, вкуса. Иногда использую идеи, подсмотренные на интернет-ресурсах, часто зарубежных.

Анна Житарь: «Все свои работы я одинаково люблю, но расстаюсь с ними легко»— За рубежом такие украшения и такие мастера более востребованы?
— Если говорить о мастерах, то их много в Америке, в Польше, на Украине. Но есть и другое мнение. Многие считают, что это вообще исконно русское искусство и что проволококручение было распространено на Руси в XII-XIV веках так же, как скань или филигрань. Но новейшая тенденция, бесспорно, американская.

— Не задумывались ли о передаче опыта ученикам?
— Да, у меня был опыт проведения мастер-классов, причем не только в Самаре, но и в Тольятти, где совершенно спонтанно сформировалась группа, неожиданно для меня самой. Это довольно интересный опыт. Приятно видеть, когда под твоим руководством в чужих руках рождается изделие. Материалы ученикам я предоставляю сама. На первых порах мы используем стекло, недорогие камни, вроде тонированных агатов — весьма бюджетный вариант для дебютанта.

— Сколько времени нужно потратить начинающему мастеру на изготовление первого несложного украшения?
— Начинать я бы посоветовала с колец — это проще, чем все остальное. Думаю, самое общее представление о процессе, об основных приемах можно получить часа за три, не меньше. Но понятно, что в совершенствовании предела не существует, и постигать новые техники можно на протяжении всей творческой жизни.

— Планируете продолжать преподавание?
— Все бы ничего, но проведение мастер-классов и подготовка к ним требуют очень много времени, и его почти не остается собственно на авторскую работу. А мне все же хотелось бы оставаться в первую очередь именно мастером. Идей множество — только воплощай!

— Анна, у вас две дочки. Они избалованы мамиными авторскими подарками?
— Начну с того, что к моему рабочему столу им категорически запрещено подходить, поскольку там множество мелких предметов, инструменты. Если говорить о чисто женской тяге к украшениям, то старшая дочка, которой восемь лет, уже проявляет к этому интерес. Младшая — ей три с половиной года — тоже интересуется, но равно как и всем, что она видит вокруг себя.

Анна Житарь: «Все свои работы я одинаково люблю, но расстаюсь с ними легко»— Что вы чувствуете, когда украшение уходит от вас к новому владельцу?
— Я очень люблю все свои работы, но расстаюсь с ними с легким сердцем. Мне радостно, что кто-то получил частичку моего старания, терпения и мастерства.

— Что для вас сам процесс изготовления? Азарт, успокоение, своего рода медитация?..
— В последнее время удовольствие от процесса изготовления перешло в удовольствие от общения с камнями. Пока я работаю с камнем, то чувствую, что между нами происходит обмен энергетикой. Это довольно интересное состояние, когда камень будто сам подсказывает тебе, как он хочет расположиться в будущей композиции. Бывает, что некоторые из них лежат и ждут своего часа годами, но настает время, и он как бы сам просится в руки.

— Какие впереди планы?
— Хотелось бы окончить курсы для ювелиров — это поможет устранить пробелы в знаниях и навыках. Хорошо бы освоить технику горячей эмали на меди, которой отлично владеет знаменитый самарский мастер-эмальер Дина Богусонова. Интересно было бы попробовать литье — особая техника, позволяющая делать очень причудливые по форме изделия, когда полет фантазии буквально ничем не ограничен.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации