Тамара Федотова: «9 Мая мне всегда особенно грустно…»

31.03.2015

48

Автор:

Тамара Федотова: «9 Мая мне всегда особенно грустно...»
— О том, что мама участник войны, я узнала, только уже став взрослой, лет в 25-30, — говорит одна из дочерей, Наталья. — Она никогда не говорила об этом…
 
— А что говорить, им и неинтересно это, — считает наша героиня Тамара Ивановна Федотова. — У меня муж прошел войну от Москвы до Берлина. Он, как 9 Мая наступало, усаживал дочерей и начинал им рассказывать. Я и не вмешивалась.
 
Когда мы в Куйбышев приехали, я и на учет не встала. Лишь случайно на работе поделилась, что на фронте была, — это распространили. И спустя какое-то время мне орден Ленина присвоили, затем медаль Жукова дали, потом и другие награды.
Очень скромная наша героиня. Хотя в свои 90 лет ей есть чем гордиться и о чем рассказать: большинство дат и событий далеких сороковых Тамара Ивановна помнит, словно это было вчера, она много читает исторической литературы, смотрит телевизор, несмотря на серьезную травму, старается ходить и, что возможно, делать самостоятельно.
 
Война изменила жизнь…
 
Родилась Тамара Ивановна в Москве в первый день весны. Из четверых детей в семье она была самой младшей.
 
— Меня все любили, — вспоминает героиня. — Детство было хорошее. Пока война не пришла. Я тогда окончила девять классов, перешла в десятый. Мы с подругой собирались в парк Горького, и в это время объявили о начале войны. С того момента нам часто приходилось прятаться в метро, так как немец ровно через месяц начал бомбить Москву. А затем делал это регулярно — ровно в десять часов вечера.
 
После школы Тамара мечтала поступить в медицинский. Но война нарушила планы. В декабре 1942 года для учеников провели экзамен и выдали справки о среднем образовании. Школу же заняли под госпиталь. Как рассказывает Тамара Ивановна, они — бывшие школьницы — ходили туда помогать. А потом узнали, что управление гидрометеослужбы проводит набор учащихся на шестимесячные курсы. И юная Тамара с подругами пошли учиться на метеонаблюдателей, не испугавшись, что после окончания курсов могут призвать в армию.
 
Тамара Федотова: «9 Мая мне всегда особенно грустно...»Но родителям об этом не сказала. А когда принесли повестку, для мамы и папы это был очередной удар. Ведь сыновей Александра и Владимира на тот момент уже забрали на фронт (Александр погиб в 1942 году, Владимир вернулся без правой руки).
 
— Мы с подружкой Катей Борисовой оказались в 267-й штурмовой дивизии. Наблюдали погоду, облачность, давление, температуру, все заносилось в специальную книгу, затем это расшифровывалось, наносилось на карту, и начальник выходил с докладом о погоде командиру дивизии генерал-майору Борису Александровичу Смирнову. Кстати, он из Куйбышева родом.

Согласно нашим сводкам летчики вылетали на задания. Мы постоянно наступали. Шли по юго-западному фронту. Помню Запорожье, Одессу, Кривой Рог, Николаев. Мы переезжали машинами, другой раз самолетами.
 

Увидеть довелось…
 
Как рассказала Тамара Ивановна, по дороге им не раз доводилось видеть сожженные, разрушенные немцами деревни, города, от которых лишь пепел остался. Но останавливался штаб чаще в достаточно крупных селениях. В войну Тамара Ивановна не голодала. Не то что дома в предвоенные годы, когда ввели продовольственные ограничения, и затем после Победы.
 
— Когда я вернулась осенью 1945 года в Москву, есть вообще было нечего. Мама даже продала привезенную мной красивую кожаную курточку, чтобы купить продукты.
 
А военные годы героине запомнились постоянными бомбежками и постоянной близостью смерти.
 
— Хорошо помню одну молодую женщину, которая все время горько плакала по сыну. Ему было 12 лет. Он подорвался на мине. Смерть мы видели постоянно. Наши бомбардировщики летали на задание. Летчик в закрытой, а стрелок в открытой кабине. И когда возвращался самолет, летчик был жив, а стрелок, в числе которых были и девушки, либо ранен, либо мертв.
 
Так смертью храбрых пал и полюбившийся Тамаре летчик Сережа Бурназян.
 
Война сводила и разлучала людей. Вот и первая любовь героини осталась лишь в военных воспоминаниях.
 
Тамара Федотова: «9 Мая мне всегда особенно грустно...»Возвращение в Москву
 
Постоянными перемещениями, как рассказывает Тамара Ивановна, их дивизия добралась до границы.
 
— До Румынии, — уточняет она. — Хорошо принимало нас население. «Стругури, стругу-ри», — кричали мальчишки, что по-румынски означало «виноград». И угощали нас сладкими гроздьями из больших плетеных коробок. Затем были Болгария, Югославия, Венгрия и Австрия. Наш фронт тогда был 3-й Украинский. А вот в Венгрии нас плохо приняли. Там нам и отступать пришлось. Но ничего. 8 мая 1945 года для нас война кончилась. Все веселились и плакали. Я в первый раз видела, чтобы мужчины плакали: кто от радости, кто от того, что встречать-то некому — все погибли.
 
После Победы Тамара Ивановна продолжала работать в Румынии, затем в сентябре попросилась домой. По возвращении в Москву пошла учиться на курсы машинописи. После их окончания ей предложили работу в Центральном банке Москвы. Сначала машинисткой, потом делопроизводство добавили и перевели секретарем самого Владимира Геращенко.
 
— А в 1950 году я вышла замуж за капитана Николая Алексеевича Федотова. Познакомила нас мама, которая сама его случайно в военкомате встретила, и он ей понравился. Мы стали дружить. Собирались пожениться, но ему пришлось ехать в двухгодичную секретную командировку. Это потом я узнала, что он был в Семипалатинске, где атомную бомбу испытывали.

Когда вернулся, поженились. Но так как в Москве было много иностранцев, а его деятельность была секретной, нас направили в Куйбышев. Затем были Саратов, Пенза, Ульяновск, Казань. В 1966 году — в Германию. Вернулись мы в Куйбышев в 1970-м году. И я пошла работать в медицинское училище. Муж ушел в отставку. Жили рядом со штабом. Театр, Дом офицеров, библиотека -все под боком. Мы были заядлыми театралами, часто ходили на премьеры. Супруг очень любил наших дочерей — Наташу и Марину, внуков.
 

И ей его не хватает, 9 Мая всегда грустит, вспоминая о нем…
 
В медицинском колледже на ответственных должностях Тамара Ивановна проработала до 1985 года, а затем ушла, чтобы помочь дочери растить внука. Сейчас в Москве растет ее правнучка Полина. Младшая дочка реализовала мечту мамы — стала врачом.
 
Все родные ее очень ценят и любят.
 
— Счастье, что много родных, что тебя любят, — говорит Тамара Ивановна. — А какой праздник мне на 90-летний юбилей организовали. Большой стол, множество гостей, огромный букет роз, большое количество подарков. Среди них и подарочные исторические книги. Нравится мне это. У меня уже больше 90 выпусков журнала «Династии России» собралось. Все перечитала. Да я вообще всю жизнь читать люблю.
 
У Тамары Ивановны много и других увлечений, заслуг. Не зря в детских садах, школах и техникумах Ленинского района до сих пор помнят ее, рады бы видеть снова, но полученная недавно травма не позволяет Тамаре Ивановне свободно перемещаться.

А разговаривать с ней одно удовольствие.

Читайте также:

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Общество

Как домашние животные спасают брак и снижают стресс

«Мы испытываем чувство близости, когда смотрим в глаза своему питомцу или гладим его»

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 марта 2024 года

Рассказываем о нововведениях, которые вступили в силу этой весной

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации