Свидетели времени

28.03.2015

191

Автор:

Какую роль сыграла Куйбышевская студия кинохроники в годы Великой Отечественной войны

Не надо слов

Во время войны в Куйбышев из Москвы были эвакуированы не только министерства, дипломатические миссии, оборонные заводы и Большой театр, но и Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ). Она разместилась вместе с Куйбышевской студией кинохроники на ул. Молодогвардейской, 66. Именно отсюда уходили на войну фронтовые бригады кинооператоров, сюда стекались отснятые боевые репортажи.

— Из них составлялись боевые киносборники, которые показывали во всех кинотеатрах СССР. Из них складывалась кинолетопись Великой Отечественной, — подчеркивает киновед Вера Мордвинова. — Из этих материалов монтировались фильмы, в том числе и «Великая Отечественная война» Романа Кармена, который в США показывали под названием «Неизвестная война».

Отсюда спецпочтой за рубеж отправлялся киножурнал «Советский Союз». Он предназначался союзникам СССР — Великобритании и США. Здесь монтировались и документальные фильмы о подвигах на фронте и в тылу.

Съемочные группы, отправляющиеся на фронт, формировал замдиректора ЦСДФ Василий Каштелян, который впоследствии остался в Куйбышевской студии кинохроники и был ее директором.

Куйбышевские операторы внесли огромный вклад в создание кинолетописи войны. Например Александр Казначеев в 1940 году сделал фильм «День мира», в 1941-м — «День войны», в 1943-м — «Керченский пролив», а в 1944-м — фильмы «Война в Пруссии», «Битва за Кавказ», «Битва за Севастополь».

Николай Киселев снимал и парад на площади Куйбышева 7 ноября 1941 года, и подписание пакта о капитуляции Германии. В 1942 году он создал фильмы «Польская часть в СССР», «Чехословацкая часть в СССР», в 1944-м — «От Вислы до Одера», «Берлин». Военные и трудовые подвиги снимали Василий Косицын, Николай Голубев, Гарей и Гильван Амировы, Леонид Барышев, Константин Мотков, Петр Оппенгейм, Сергей Авлошенко. Более ста операторов погибли, многие получили ранения.

После войны страну надо было восстанавливать, и кинооператоры продолжили летопись.

— Кинооператор — всегда главный в документальном кино, потому что весь фильм мы видим его глазами, — подчеркивает Вера Мордвинова. — Изображение такое емкое, что людям, которые его видят, не надо с барабанным боем говорить высокие слова. Создатели кинохроники были в то время главными летописцами, свидетелями времени.

Летопись страны

Совместная работа с коллективом ЦСДФ оказала большое влияние на развитие Куйбышевской студии кинохроники, одной из старейших в стране. Она открылась в 1927 году. В то время жители города могли часто наблюдать такую картину: к подъезду кинотеатра «Художественный» подъезжал извозчик. Из дверей выходил человек с треногой и сундучками, грузился в коляску и отъезжал. Это был молодой кинооператор Марк Ципорин. Он приехал в Самару после окончания Ленинградского кинотехникума корреспондентом «Совкиножурнала». Через месяц к нему присоединился однокурсник Михаил Ротинов.

— Вдвоем они снимали сюжеты о событиях в городе и губернии, а затем отправляли эти материалы в Москву. Но местные власти предложили им показывать киножурналы в самарских кинотеатрах, — рассказывает Вера Мордвинова. — Марк Осипович вспоминал, что в их распоряжении была комнатка площадью четыре квадратных метра. Ее они и превратили в лабораторию. Днем снимали, вечером в кастрюлях, бачках обрабатывали материал, монтировали и через день-другой показывали в кинотеатрах перед фильмом. Зрители с восторгом себя узнавали.

Операторы снимали все события в губернии: электрификацию, строительство заводов, Сызранской ГЭС, отправку первого обоза с зерном, первую комсомольскую свадьбу в селе…

Фабрика кино

Куйбышевская студия кинохроники представляла собой сложный и упорядоченный механизм.

— На первом этаже, там, где сейчас магазин тканей, был цех обработки пленки. На втором этаже находился ОТК и просмотровый зал для цеха обработки, -рассказывает Вера Мордвинова.

Рядом располагалась химическая лаборатория, где готовили химикаты для обработки пленки. Дальше — руководство студией. Кроме того, на студии была оборудована студия звукозаписи. И при ней также был просмотровый зал. Во внутреннем дворе студии находился огромный цех осветителей. Здесь хранились осветительные приборы — диги, начиная от маленьких и заканчивая огромными, величиной со спутниковые тарелки и весом более 50 килограммов. Рядом с осветительным цехом располагались операторские кабины, где операторы готовили пленку для съемки.

Также на студии была фильмотека. Там при определенной температуре хранились копии фильмов и исходные материалы киножурналов. Исходники фильмов отправляли в хранилище Госфильмофонда СССР в подмосковный город Красногорск.

Как отмечает Вера Мордвинова, главный инженер Куйбышевской студии кинохроники Михаил Ельнер оказал большое влияние на развитие профессии кинооператора в нашем городе. Он вел фотокружок по Дворце пионеров. Многие будущие кинооператоры занимались у него, оканчивали ВГИК, потом приходили работать на студию.


СПРАВКА "СГ"

Вера Ивановна Мордвинова проработала в кино более 50 лет. После окончания ВГИКа вернулась по направлению Госкино на Куйбышевскую студию кинохроники. В 1974 — 1979 годах была главным редактором кинопроизводства Куйбышевского комитета по телевидению и радиовещанию для Центрального телевидения. С 1984 по 1993 годы — директор Поволжского отделения ВТПО «Киноцентр» Союза кинематографистов СССР. В 1993 году стала главным специалистом по кино в аппарате администрации Самары. Один из организаторов и художественный руководитель Всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль земли». Автор и ведущая телевизионной передачи о документальном кино «В поисках истины» и других телепрограмм.

Свидетели времени

Читайте также:

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Общество

Как домашние животные спасают брак и снижают стресс

«Мы испытываем чувство близости, когда смотрим в глаза своему питомцу или гладим его»

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 марта 2024 года

Рассказываем о нововведениях, которые вступили в силу этой весной

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации