Про русских и литературу

25.11.2014

83

Автор:

Про русских и литературу

Пять причин сходить на новый спектакль театра «Самарская площадь»

На премьере в Самаре присутствовал сам автор пьесы, врач-кардиолог Максим Осипов. Его размышления по этому поводу идут после доводов о том, почему следует посмотреть «Русский и литературу».

1. Современная пьеса

Художественный руководитель театра «Самарская площадь» Евгений Дробышев продолжает баловать зрителей современной драматургией. В марте 2014 года состоялась премьера «Танец Дели» по произведению Ивана Вырыпаева, к 70-летию победы в Великой Отечественной войне в «Самарской площади» планируют поставить пьесу Юрия Клавдиева «Развалины».
«Русский и литература» — драматургический дебют Максима Осипова, прозаика и эссеиста. Нельзя сказать, что в пьесе присутствуют прямые параллели с произведениями Островского, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Но автор, безусловно, хорошо знакомый с их текстами, беседует со зрителями, которые их тоже читали. И пьеса как-то невольно входит в контекст русской литературы. За всеми персонажами стоит интересная судьба, о некоторых нам рассказывают подробно, некоторые обозначают лишь намеком, но наблюдать интересно за каждым.

2. Актерские работы

Артисты театра «Самарская площадь» имеют комическое дарование, поэтому смотреть, как они играют на грани гротеска и пародии, — большое удовольствие. И как всегда герои получаются не одномерно смешными, а с оттенком грусти и жалости. Ксения Николаевна (Наталья Носова) — хозяйка города, «железная баба», переламывающая мужиков через колено, но в то же время страдающая мать и неприкаянная душа, ищущая ответов. Судья Рукосуев (Геннадий Муштаков) — в прошлом крепкий законник, не упускающий своего, теперь сдает позиции и сомневается во многом. Бывший муж Ксении Николаевны (Михаил Акаемов) — классический «красноносый» алкоголик, над которым зритель смеется ровно до тех пор, пока он не приоткроет душу, страдающую по дочери.

3. Молодые артисты

В этой пьесе заметно, как начинающие актеры развиваются и растут в профессии. Роман Лексин в роли милиционера, Екатерина Репина в роли секретаря Пахомовой, Анастасия Карпинская в роли парикмахерши — это не второй план спектакля, это интересные, яркие персонажи, которые в полной мере держат внимание зрителя.

4. Сцена объяснения учителя и Верочки

Наполненный романтикой дуэт учителя (Олег Сергеев) и Верочки (Вероника Агеева) предстает во всем поэтическом блеске в сцене, когда они, рассуждая о героях романа «Евгений Онегин», переходят на объяснение в своих чувствах. И постепенно на глазах публики преображаются в Онегина и Татьяну. «Как люди жили! Как тонко чувствовали!»

5. Русское триединство

Максим Осипов и вслед за ним Евгений Дробышев предлагают нам порассуждать на тему выбора пути. В спектакле (как, наверное, и в нашей жизни) перемешаны социализм, православие, ислам. Герои следуют по одному или другому, ни один из них не гарантирует ни легкого пути, ни правильности выбранной цели. Есть и еще одна «религия» — литература, которой в той или иной степени посвящают свою жизнь и Верочка, и учитель, и Рухшона ( Елена Остапенко). Но она, скорее, ставит вопросы, нежели отвечает на них.


КОММЕНТАРИЙ

Максим Осипов,
ВРАЧ-КАРДИОЛОГ, ПРОЗАИК, ЭССЕИСТ, ДРАМАТУРГ, АВТОР ПЬЕСЫ «РУССКИЙ И ЛИТЕРАТУРА»:

О постановке
• Спектакль — не мое произведение. Это произведение режиссера. Мои лишь слова. Театр — не исполнительское искусство, возможности интерпретации здесь чрезвычайно широки. У моих персонажей есть свобода становиться теми или другими и выглядеть по-разному. Спектакль по своей пьесе всегда смотришь с волнением. Первый раз, когда ставили мою пьесу в Омске, я присутствовал на репетициях. Как оказалось, это не было особенно нужно. Автор пьесы -фигура комическая. Он никому не нужен, все отлично обходятся без него. И только то обстоятельство, что он жив, не позволяет его игнорировать.

О пьесе и героях

• Эта была моя первая пьеса, я до сих пор продолжаю ее править. Последняя редакция была сделана в декабре прошлого года. И она еще будет меняться.
Повседневная жизнь держится на таких, как Ксения, которая перемалывает все, что ей попадается под руку: православие, социализм, ислам — все у нее принимает гротескные черты. У меня была повесть «Камень, ножницы, бумага». На ней основана пьеса «Русский и литература». Это, с одной стороны, способ бросить жребий, с другой — обозначение героев: камень — Рухшона, ножницы — Ксения, бумага — учитель. Ножницы режут бумагу, но тупятся о камень, а бумага заворачивает камень. Победа христианства никогда не может быть явной. «Сила моя в немощи совершается» — это парадоксальная вещь. Кто-то скажет, что учитель — носитель христианской морали, кто-то — что позитивного знания. Безусловно, он человек, знающий о существовании лучшего мира, духовного. Об этом мире знает и Рухшона, но он у нее другой. В отличие от Верочки, она окончила филологический факультет. Однако отказывается от русской литературы в пользу ислама.

О начальстве
• Некоторые критики сравнивают изображенных мной представителей трех ветвей власти с отцами города из «Ревизора». Могу сказать, что Гоголь описывал действительность, очень похожую на ту, которую я наблюдаю. За десять лет в России меняется многое, за двести — ничего.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации