Чтобы помнили

16.09.2014

59

Автор:

Чтобы помнили

В исторической среде — уникальность нашего города и душа его горожан

К своему 428-му дню рождения, который широко отметили в минувшие выходные, Самара получила три поистине роскошных подарка. На Полевом спуске восторжествовала историческая справедливость, установлен долгожданный памятник основателю города — князю Григорию Засекину, о необходимости которого говорили все, кому не безразличен город. Еще один сюрприз преподнесли археологи. На Хлебной площади найден уникальный артефакт — крепость начала XVIII века. Ну и совсем скоро во всем своем былом великолепии предстанет особняк Путилова, дом, который поражает не только архитектурной ценностью, но и богатейшей биографией. Историки любят повторять: городу ровно столько лет, сколько помнит. А это ведь не так просто -помнить. Это целая наука. Почти искусство — не забывать о своих корнях. О трех эпохах в жизни Самары теперь не просто будет сложно забыть, к ним — самое главное -можно еще и прикоснуться.

Чтобы помнилиИнга Пеннер,
АВТОР И ВЕДУЩАЯ
ПРОГРАММЫ
«ПРИ СВОЕМ МНЕНИИ»,
«САМАРА-ГИС»

 

Дерево прекрасно сохранилось, особенно там, где песок, -вместе с Сергеем Зубовым, он и кандидат исторических наук, и заведующий археологической лабораторией СамГУ, и главный здесь на раскопках, мы осторожно передвигаемся между бревнами, сложенными в строгие прямоугольники. Мы можем увидеть и потрогать самое ранее сооружение города Самары, древнее у нас ничего нет.

Эту крепость, как свидетельствуют архивы, 1706 года постройки, археологи два года искали. История находки — почти детектив. Карты, документы, конечно, подсказали место раскопок. Но все равно в тот день, когда бурильная установка на глубине пяти метров наткнулась на что-то твердое, — поняли, как им все-таки повезло.
 
— 50 метров в одну сторону, 50 метров в другую, все, уже нет культурного слоя, — рассказывает старший научный сотрудник Николай Лифанов. — А вот этот пятачок земли оказался насыщенным находками.
 
Чтобы помнилиЧтобы открыть исторические находки миру, археологам пришлось в буквальном смысле прорываться сквозь толщи веков и помойные ямы. Снимать четыре слоя асфальта, под которым обнаружилась брусчатка XIX века, и убирать наследие конца века XX — канализацию, судя по всему, каких-то кафе. В городе и копать-то особо негде, говорят археологи. Вот, к примеру, та же крепость, которую строил основатель города князь Григорий Засекин. Она здесь недалеко. Метрах в двухстах. Но там находится завод клапанов. Там не начнешь раскопки.
 
Археологи поражаются уникальной строительной схеме крепости, удивляются прочности постройки, толщина одной стены доходит до метра. Предположительно, здесь располагался цейхгауз, то есть артиллерийские склады. Где-то здесь триста лет назад ступала нога первого российского императора.
 
— Петр Первый вместе с императрицей Екатериной были в Самаре в 1722 году, — рассказывает Сергей Зубов, — и он был здесь в крепости как человек неравнодушный к таким сооружениям. Этот объект уникален еще тем, что находки начала XVIII века по пальцам сосчитать можно. В России много кремлей, прекрасно сохранившихся, в том числе и деревянных. Но все они стоят на поверхности земли, а такого, чтобы объект был неизвестен и вдруг открыт, — второй случай. Первый был в Санкт-Петербурге.

Там тоже находили строения Петровской эпохи.
 

Теперь этот дар из прошлого нужно сохранить, говорят специалисты. Сергей Зубов предупреждает: «Если мы сейчас не примем решение о консервации, то буквально через неделю все рассыплется в труху, потому что дерево без доступа воздуха сохраняется очень хорошо. Но сейчас, когда воздействует окружающая среда, нужно срочно проводить консер-вационные работы».
 
Алла Демина, советник главы г.о. Самара, говорит: «Не каждый день, не каждое десятилетие делаются такие открытия. Замечательно то, что как только Дмитрий Игоревич Азаров о нем узнал, сразу сюда приехал. И отрадно, что прозвучала мысль о том, что объект нужно консервировать. Я думаю, после того, как мы нашли остатки крепости, и власть, и мы все должны пересмотреть вопросы о дальнейшей судьбе исторической части города». А историк Глеб Алексушин предлагает: «Создание на этом месте музея было бы очень правильным решением. От речного и железнодорожного вокзалов недалеко, его вполне можно включить в туристические маршруты. Возить сюда школьников, которые, увидев остатки крепости, уж поверьте, запомнят историю своего края гораздо лучше, чем историю тех же египетских пирамид. Открытие крепости здорово меняет отношение к тому, чем была Самара в те годы. Нам есть что показать. Казань сделала тысячелетие на одной найденной на раскопе монетке, а у нас целый пласт фортификационных сооружений XVIII века, поэтому, я думаю, это как раз еще один повод сохранить старую Самару».
 
Чтобы помнилиПрецедент уже создан. На улице Алексея Толстого идут масштабные реставрационные работы. Шаг за шагом специалисты возвращают особняку Путилова его прежний облик, который он, казалось, утратил навсегда. На старых фотографиях видно, как амбициозный прожект самарского дворянина — построить дом, равных которому не было в Самаре, — воплотился в жизнь. Его архитектура характерна для классицизма. У здания четкий монолитный объем параллелепипеда, фасад симметричен. Со стороны улицы у главного входа — четырехколонный накладной портик, который даже в полуразвалившемся виде неизменно восхищал, говорит Глеб Алексушин.
 
Решение городских властей отреставрировать здание без преувеличения можно назвать историческим. Из бюджета было выделено 39 миллионов рублей, а перед строителями поставлены жесткие сроки — успеть до 30 октября.
 
Автор проекта реставрации Наталья Басс уверена: должны успеть. Главный фасад (со стороны улицы Алексея Толстого) вот-
вот предстанет во всем своем великолепии. Сочетание белого и персикового цветов. Так, оказывается, здание, которое перекрашивали девять раз, выглядело изначально. И для того чтобы это узнать, потребовалось провести целое расследование. Образцы брали из-под карниза окон, там краска никогда не скалывалась.
 
Особняк Путилова хоть и порадовал реставраторов своей прочностью — в доме нет трещин, несмотря на то, что здесь капитального ремонта никогда не было, -но зато и поставил перед специалистами еще одну сложную задачу. Лепнина, главное украшение памятника, настолько тонка, изящна, что требует ювелирной работы. Некоторые рисунки собирались из 20-30 фрагментов. Причем по тем образцам, что уцелели.
 
— Я очень благодарна жителям, — говорит Наталья Басс, — что терпят этот грохот с утра до вечера. Этот дом, говорят историки, потерять было бы больнее всего. Здесь располагался первый литературный самарский музей с уникальными экспонатами, типа кушетки, на которой, по легенде, любил возлежать Гоголь. Здесь бывал высший свет Самары, включая семейство Алексея Толстого, заезжали и московские большие чины, Петр Столыпин, возможно, Сергей Витте. Да что там министры, если даже сам император-Освободитель почтил своим посещением особняк. С того самого балкона, что восхищает и поныне, Александр Второй обратился к собравшимся, рассказывает историк Михаил Перепелкин.
 
— Утрать мы этот памятник, и нам негде было бы рассказать о Романовых. Мне кажется, весь этот особняк мог бы стать музеем. Фондов бы хватило. Если бы на первых порах хотя бы часть здания была музифицирована, это было бы прекрасно. Ведь у самар-цев появилась бы возможность посмотреть тот зал, где самарские дворяне устраивали балы.
 
Внутри и впрямь есть что посмотреть. На потолке в одной из квартир сохранилась потрясающая лепнина. Попасть же на балкон, где выступал император, увы, не удалось. В Самаре есть примеры, когда на месте бывших коммуналок создавались уникальные объекты. Тот же дом Алексея Толстого как музей существует только с 1983 года.
 
— Здесь сохранилась лепнина. Части интерьера. Если бы появились желание и осознание необходимости, это можно было бы сделать. Я очень благодарен городским властям, которые решились на реставрацию, может, они и останутся в истории города потому, что не дали этому памятнику исчезнуть, — говорит Михаил Перепелкин.
 
— Подобное решение впервые осуществляется в нашем городе, — говорит Глеб Алексушин. — Это образец поведения, и остальным главам города будет на что ориентироваться. Им будет не так легко отказать общественности в восстановлении старых архитектурных особняков. Тем более что особняк Путилова не единственный, который нужно сохранить.
 
— У нас очень интересный город, уникальный, — уверена советник главы города Самары Алла Демина. — У нас сохранилась историческая среда. Это душа города и горожан.
 
От горожан и их отношения к тому, что оставили нам предки, тоже очень многое зависит. В следующий раз я расскажу о людях, которые не просто любят старый город, но и на собственные деньги реставрируют те дома, в которых живут. Они не олигархи, не наследники миллионов, они просто из тех, кому не все равно, какой увидят Самару те, кто будут жить в ней после нас. Так что продолжение следует.

Читайте также:

Политика

Глава Тольятти Сергей Анташев подал в отставку после встречи с Дмитрием Азаровым

Глава Тольятти Сергей Анташев подал в отставку в четверг, 18 февраля. Это произошло после встречи с губернатором Дмитрием Азаровым, сообщает […]

Финансы

В следующем году на меры соцподдержки выделят до 22,3 млрд рублей

Это на 2 млрд рублей больше, чем в этом году, и на 5 млрд рублей, чем в докризисном 2019.

Проекты город

Подведены предварительные итоги реализации нацпроектов

С докладами выступили руководители профильных ведомств.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации