Там, на неведомых болотах…

10.07.2014

548

Автор:

Там, на неведомых болотах...

Почему самарский ученый предлагает заглянуть в эпоху первобытно-общинного строя?

Название «Самара» получило объяснение, причём окончательное, — так считает известный самарский краевед Анатолий Валентинович Виноградов, занимавшийся глубоким изучением древней топонимики (то есть географических названий) на языческой основе. Это принципиально новый подход, им же и разработанный, который показал свою эффективность при междисциплинарном исследовании. Историки полагали, что для расшифровки прежде всего необходимо было получше изучить старинные исторические архивы, письменные источники. Но древнейшие языческие названия возникли ещё в дописьменную эпоху, начиная с первобытнообщинного времени. И для их разгадки нужно было понимать языческую культуру, древнейшую идеологию, фольклор, мифологию, знать филологию, лингвистику и этнографию. Но и этого оказалось недостаточно, так как потребовалось глубоко разбираться во многих естественнонаучных дисциплинах, прежде всего — в зоологии и антропологии. А.В. Виноградов осуществил такое изучение и издал несколько многотомных книг. Ниже приводится фрагмент одной из них, где поясняется, что означает слово «Самара» (Виноградов А.В. «Языческие культовые места и топонимика Среднего Поволжья. Древнейшие природно-культурные заповедники». — Deutschland, Saarbmcken, Palmarium Academic Publishing, 2013: 128 с. Книга посвящена академику Б.А.Рыбакову. Серия «Затерянные миры» посвящается 100-летию выхода в свет книги А.Конан Дойла «Затерянный мир»).

Насколько взгляд глубок?

Там, на неведомых болотах...Этимологией топонима Самара (ныне это река, в народе называемая Самарка, левый приток Волги, и город в Среднем Поволжье) занимались многие краеведы и специалисты на протяжении многих лет. Предлагались различные трактовки, но никогда напрямую не предлагался вариант языческого (фольклорно-мифологического) происхождения этого названия. Конечно, такие примитивные пояснения некоторых краеведов, как образование топонима от одного из древних названий Волги (Ра) с приставкой «Сама», пора сдать в архив как курьёз. Варианты предлагались разные, чаще на восточной, тюркской основе, где основа топонима чаще разрывалась (сам + ар). В.Ф. Барашков предполагал, что «Самара» в переводе с монгольского (калмыцкого) могло означать «ореховая» (ореховая река с зарослями орешника по берегам) — от «самар» (орех); это одна из многих версий, далёких от верного толкования. Древние письменные и картографические источники, большей частью впервые опубликованные академиком Б.А. Рыбаковым, свидетельствуют о том, что в 922 году в Среднем Поволжье существовала река Самур (Ибн-Фадлан), поселение Самар — в 1367 году (братья Пиццигано) и 1459 году (Фра Мауро), в 1497 году — река Самара (Схема областного деления Московского государства), в середине 16 века — река Самар (Джен-кинсон, 1562 г.), крепость Самарский городок построена в 1586 году (Пекарский, 1872), в 1628 году — отмечена река Самара («Книга, глаголемая Большому Чертежу»), в 1706 году — поселение Самара при устье реки Самар (Г. Делиль). То есть исторические документальные сведения говорят о древнем существовании топонима Самара (в вариантах), по крайней мере в первом тысячелетии. Но известны сведения более древние, праисторические (доисторические, протоисторические), фольклорно-мифологические, которые свидетельствуют о значительно более древнем возникновении этого топонима (и его производных) в Волго-Уральском регионе; возраст его — тысячи, если не десятки тысяч, лет, и ареал его, возможно, простирался шире, на запад и восток.

Знакомые все лица!

Там, на неведомых болотах...На карте итальянцев братьев Пиццигано указано, что поселение Самар находилось в заболоченной местности, окружено ла-майраном, то есть болотом, трясиной по-латыни; очевидно, широкой поймой рек Волги и Самары со многими озёрами, болотами, протоками, ручьями, кустарниками. Сведения о наличии болотистой местности очень важны, многое объясняют и подтверждают.

Аналогичных топонимов известно много. Наиболее известна украинская река Самара; в Воронежской области есть река Сfмарка, на которой стоит город Павловск; село Самарово находится недалеко от Тюмени, и оно напрямую связано с городом Самарой, поскольку именно самар-цы, возглавляемые Ермаком, основали его и Тюмень; есть также многие похожие топонимы в Южной Азии. Но основа волжской, днепровской и воронежской Самары (Самарки) может быть иной; гидронимы могли произойти от мифологической основы (родственной антропоморфным Маре, Море, Марухе, Кикиморе, а также мари — болоту; этнонимам марийцы, мурома, меря, мордва, удмурты, маарах-вас-эстонцы). Соответственно и производные названия города Самары и Самарской Луки имеют те же языческие корни.

Название Морец, озера и посёлка южнее села Малой Глушицы в Самарской области, историки производят от «морцо» — мелководное озеро. В Шелехметско-Новинской пойме на Самарской Луке есть озеро Марец (с ответвлением Малый Марец). Название толковалось от «морцо» (маленькое море), «марь» (болото), «мор», «замор». У славян и иных народов (прежде всего финноугров) существовало ещё одно название Лешачихи — Мара (Маруха, Мора, Морока). Эта основа есть в словах «кошмар» и «морок» (обман глаз, иллюзия), морочить, а также марь, марево — болото и иллюзия, Моргана (фея Моргана, фата-моргана).

В Самарском регионе есть ещё Морьевский лес (сыртовая дубрава за пределами южной границы ареала, памятник природы) у бывшего посёлка Морьевка в Хворостянском районе. Болото Марец известно в окрестностях города Вышний Волочок Тверской губернии. В Пензенской области есть река Маруха (Шмаруха), левый приток Чембара в бассейне Вороны и Хопра; и справа в неё впадает овражный ручей с не менее примечательным названием Кашмара; известны река Марарайка, урочище Марлар, село Маровка, овраг Моралейка; эти названия пытаются объяснить финно-угорским (мордовским) и тюркским происхождением. На территории Татарии, по левому берегу реки Малый Че-ремшан, находятся река Мара-са и село Кульбаево-Мараса, названия ранее не были расшифрованы. Село Маресьево (недалеко от Болдино) находится в Нижегородской области. Река Маруха есть в бассейне реки Кубань, из её долины начинается Марухский перевал через Главный хребет в западной части Большого Кавказа. На реке Марухе стоит село Маруха, а восточнее, километрах в 50, за рекой Кубань располагается село Верхняя Мара.

Нельзя не заметить ту же основу в названиях рек Самара (волжской и днепровской) и производных на Волге города Самары, Самарского региона (области, губернии), Самарской Луки. Топонимы с основой Самара распространены очень широко. Они могут иметь именно указанное языческое происхождение, и это значительно проясняет давнюю проблему происхождения топонима «Самара».

А спаржа при чем?

Как пояснил житель села Смолькино Сызранского района Самарской области, травянистое растение спаржа Asparagus sp. в здешних местах по-чувашски называется самардюк (мокрая трава), что тоже производится от Мары (и мари — болота, влаги). Напомним, что чуваши проводят у реки моление с просьбой о благоприятной погоде, в том числе о дожде — обряд «Сумар чук» или «Самарчук», что созвучно Самаре. 

Мара (маруха, мора, морока, морок, змора, марана, марена, марина, морена, маржана, маржена, кикимора, шишимора, суседка, полуночница, мана, блазнь, наваждение, обаяние, грёза, мечта, призрак, привидение, обман чувств и др.) — весьма известное языческое божество женского пола у многих народов. У славян и других европейских народов это злой дух, воплощение мора, кошмаров. Богиня дряхлости и увядания. Это домовой или кикимора, которая путает и рвёт кудель и пряжу. Дух женского рода, ночью душит спящего человека, при хорошем настроении насылает дурной сон. Иногда отождествлялась с Мокушей (великой праславянской языческой богиней Мокошью, Макошью). У татар аналогична бичура. В. И. Даль указывает и кикимору мужского пола. Мара (Марена) — чучело у малороссов (украинцев), которое носят 1 марта при встрече весны и поют веснянки (аналог более поздней Масленицы). Литовцы до сих пор почитают балтийскую богиню Морэ (аналог Мары) — главный женский персонаж на Масленице, который изображают в виде куклы, сжигают или бросают в воду. В симбирских говорах «купальница, купа» — костёр. У вотяков (удмуртов) известны праздники тулш-купал и кереметь-купал. День Купалы или Ивана-Купалы праздновался по всей российской территории, особенно прилежно в Белоруссии, Малороссии, Прибалтике и у южных славян. Во время праздника прыгали через костёр, плясали вокруг дерева Марины. Считалось, что в это время нечистая сила проказничает, а ведьмы собираются на Лысую гору. В. И. Даль сообщает, что «мар» (морок, марчак) —  каменный идол, бугор, курган, пирамида, каменная баба. От этого корня происходят слова «кошмар» («кош» — кости) и «морок» (обман глаз, иллюзия), морочить; марь, марево (болото и иллюзия). «Мерек» в вятских говорах и «мерет» в новгородских — нечистый, злой дух, призрак, видение, бред, мара, морога, мрак; «миряк» — больной.  Родственные слова и понятия: марить, марит, морить, морочить, размарило, марный, хмарно, пасмурно, марево, мрачно, мираж, маревный, маракосит, маркосит, мерекать, морковать (думать, бредить), мерещить, мерещится, чудится, смеркаться, мерзкий, мразь, мерзавец, погань, гадость, гнусность, касть, скверна, негодяй, развратник, подлец, мёрзнуть, мороз (причём гололёд —  «череп»). 
 
Что в имени твоем…
В русских сказках Кощей («кощ» — кости) похищает Марью Моревну (то есть Смерть Смертную), в дальнейшем называемую Марьей Царевной. Слово «смерть» (ранее «мор» и «мереть») происходит от Моры (Мары). День Марии-зажги-снега, Марии-заиграй-овражки, Марьи-пустые-щи — 1 апреля; День Марии-сильные-росы — 22 июля (в поле не работают: гроза убьёт); она же — Марья Иродовна, одна из дочерей Ирода. Имя использовано в названиях многих растений. В Среднем Поволжье, на Кавказе и в других местах, включая Западную Европу, встречаются топонимы с основой «мар», российская фамилия Марухин имеет аналоги в Западной Европе. Видимо, ту же основу имеют название народа мари, других финно-угорских народов (мордвы, мери, муромы, удмуртов, а также эстонцев — маарахвас, по-старому), женские имена Мария, Марья, Марьяна, Марианна, фамилии Маресьев, Марецкая и др. Марджа (в оренбургских говорах), марушка (у кавказцев и азиатов), Маруся (у русских) — русская женщина, баба, Мария. Марьюха, маракушка (в архангельских говорах) — самка глухаря (птицы), глухарка, глухая тетёрка. У новгородцев маракуша — плакса. Основа часто присутствует в названиях различных животных, но обозначает обычно принадлежность к морю (связанный, но отдалённый смысл). В славянской мифологии наряду с морянами фигурировали огняны и ветряны; таким образом были определены покровительницы моря, огня и ветра. Для сравнения: Марцана, Мерциана, Купала, Марена, Морена, Мороз, Морозко, Дед Мороз.
 
Аналогом Мары являются Кострома и Масленица. Город и река Кострома тоже названы в честь языческой славянской богини Костромы. Масленица в виде чучела — это поздний персонаж языческой мифологии. На самом деле сжигают не Масленицу, а Кострому; название не столько в честь костра, сколько намекает на «бородку колосьев, метлицу»; Кострома означает, вероятно, Мать колосьев. В аграрных магических обрядах восточных славян аналогичную богиню называли также Мара, Марена (Морена), Купала, Русалка, Смерть, Кострубонька, а также Ярило, Горюн и Кострубонько, на что указывал академик Рыбаков.  
 
Заграничные «близняшки»
Мара (Мора), так же, как Див и Дива, не только славянские, но и европейские мифологические персонажи, в значительной мере интернациональные. Почти по границе между Чехией и Словакией, в чешской области Моравии, в которой жили моравы, протекает река Морава — левый приток Дуная; а в низовьях в Мораву впадает река с интересным названием Дия (Дие), начинающаяся в Австрии (название от «Див»). Известна ещё и югославская река Морава (тоже приток Дуная, но правый), протекающая по Сербии; она образуется от слияния Южной Моравы и Западной Моравы. Ближе к северной границе с Албанией со стороны Черногории протекает другая югославская река — Морача, а в Албании есть хребет Морава, вблизи которого течёт река Деволи (название от «Див»). Из близких топонимов стоит упомянуть ещё Моравский Крас — карстовую область на Чешско-Моравской возвышенности с провалом Мацоха глубиной до 138 м. Та же основа в названиях чешских городов Моравска-Острава (позже Острава) и Моравски-Крумлов. Болото по-французски звучит аналогично — марэ (marais). В Париже существует богатый район Марэ, возникший на болоте. У немцев слово мarsch тоже означает болото. Родственно название венгерской реки Марош, по-румынски Муреш.  
 
Чешский гидроним у Тацита в 1-м веке нашей эры записан как Марус, что напоминает реку Марица, протекающую по Балканам, южной Болгарии, впадающую в Эгейское море. Название Марица фракийское и происходит от слова mari, что означает море и болото. Страбон в древности называл югославскую Мораву как Маргос, Плиний — Маргис. Имя реки, скорее всего, иллирнейского или фракийского происхождения, от индоевропейского корня «морго» — болото. У славян, возможно, смешались mari (болото) и mor (вода), откуда произошло русское слово «море». Сьерра-Морена, горная гряда на юге Испании, воспета в поэме «Паломничество Чайлд Гарольда» (1812 — 1818 гг.), а холмы Мореи, южной оконечности Балканского полуострова, — в поэме «Корсар» (1814 г.) английским поэтом Дж. Байроном. По изначальному, глубокому смыслу всё — одно и то же.  
 
Озерная тайна
Интереснейшие сведения по основе «самар» можно почерпнуть из уникального, архаичного башкирского эпоса времён разложения первобытнообщинного строя о батыре Заятуляке и водяной (русалке) Хыухылу, дочери владыки озёр Асылы и Кандры. Сюжет происходит на реальном озере Аслыкуль у горы Зайтуляктау (Балкан-Тау), недалеко от реки Дёмы в Давлекановском районе Башкирии. Озеро названо в честь владыки озёр Асылы, то есть именем Водяного. В помощь дочери и её возлюбленному он посылает Дивов (аналог Леших). Хыухылу была очень красива, и батыр Заятуляк (Зая-Туляк, Туляк) решил жениться на ней. Девушка позвала его жить в подводное царство, сначала он согласился, но потом вернулся на землю. От тоски водяная девушка умирает, а батыр убивает себя копьём на её могиле. По преданию влюблённые похоронены на вершине горы, которая теперь названа именем парня. Гора Балкан-Тау (Зайтуляктау) признана ценнейшим памятником природы Башкирии. 
 
Интересно, что важную роль в предании играет хан по имени Самар или Самар-хан: примечателен корень «мар» и сходство с ближайшими топонимами Волго-Уральского междуречья, что говорит об их большой древности. Эпос впервые опубликован известным российским филологом В. И. Далем (1843) в статье под заголовком «Башкирская русалка», а затем Л. Суходольским (1858). В старотатарском литературном языке персонаж известен как Сусылу («Су» — вода; водяная), есть и другие варианты: Су-Сулу и Зоя-Туляк. Башкирское предание публиковалось в «Самарской газете» (Султанов, 1902). 
 
Там, на неведомых болотах...Лешачиха, Русалка и другие
Таким образом, можно утверждать, что основой топонима Самара, реки, а позже некоторых народов, личных имён, поселений и города, различных слов и понятий является Мара — мифологическое антропоморфное существо, связанное с болотом «марью». И возраст топонима очень древний, с эпохи первобытнообщинного строя. А прототипом мифологической Мары, по всей видимости, были реально существовавшие человекообразные существа («обезьянолюди»), с которыми люди современного типа состояли в различных отношениях и которые надолго попали в культурно-мифологическую память многих народов. Аналоги Мары — Лешачиха, Русалка, Водяная, Арсури, Шурале, Ведь-Ава, Вирь-Ава и т.п. Похожие южные и восточные топонимы происходят от иной основы либо пришли позже параллельным путём из более южных и восточных регионов. Именно они долгое время мешали исследователям понять реальный смысл названия.
 
Добавим, что из сказанного следует, что главный месяц Самары — март (название созвучно), месяц Мары (Моры) или Мартемьяны-Кикиморы (она же — Мартемьяна праведная, по более поздней версии верующих православных). Конкретнее, первые дни месяца (обычно, первый и второй). Масленица — это тот же праздник Мары (Моры, Костромы). День Моры (Мары) до сих пор отмечают в Южной и Западной Европе. А в России к марту был приурочен старинный Новый год, отсюда «пиво мартовское» — знаменитый сорт; пожалуй, именно его можно считать нашим самарским (собственно, у нас есть и своё «Самарское»). «Мартовское пиво с ног сбило» — говорит народная пословица.   
 
Так и разгадываются многолетние загадки. 
ТЭГИ:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации