Самарский театр кукол принял участие в Первом китайском международном кукольном фестивале, который прошел с 1 по 7 июня в Наньчонге.
По словам руководства самарского театра, превосходная игра заслуженной артистки РФ мастера сцены Ирины Пашкевич и артиста-кукловода первой категории Ивана Мокроусова так впечатлила жюри конкурсной программы, что Самарскому театру кукол была присуждена награда «За лучшее владение марионеткой». Результатом такого признания стало и то, что к коллективу Самарского театра кукол организаторы фестиваля обратились с просьбой о двух дополнительных показах спектакля для китайских зрителей.
О том, что особенно удивило наших артистов в китайском театре и как восточный зритель принял спектакль, рассказала Ирина Пашкевич.
— Спектакль «Прыгающая принцесса» побывал во многих странах: Сербии, Германии, Венгрии, Чехии, Эстонии, Франции, в африканских странах. Посчастливилось побывать с ним и в Китае. Это совершенно необыкновенная страна — настоящий космос. Китай — страна для нас хоть и близкая, но загадочная и таинственная. Но, как оказалось, «русскую душу» там понять могут. После представления к нам подошли члены жюри и сказали, что, не зная русского языка, они абсолютно все поняли. Это была настоящая награда нам, артистам.
Передвигаясь по городу, я заметила, что на улицах нет детей. Оказалось, что они с раннего утра и до позднего вечера находятся в школе, где проходит вся их жизнь. И вот для такой «изолированной» публики нам пришлось играть. Но наш спектакль они приняли абсолютно, хотя тоже не понимали языка. Это было очень приятно.
Русский театр — это искусство души, китайский — прежде всего техника. Мы наблюдали такое в исполнении тростевых кукол: герой снимал с себя шарф и клал на плечи героине. Она брала тростями, перехлестывала, затягивала, делала бант — я как кукольник понимаю, насколько это сложно! У меня мурашки бежали по коже. Китайская публика неистовствовала, буквально ревела от восторга — они любят технические ухищрения.
Или мы смотрели спектакль с перчаточной куклой — ее подкидывали, ловили — это был настоящий боевик! И озвучка была соответствующая. Зрелище, интересное для всех возрастов.
Произвела на меня впечатление и тростевая кукла-воин. Он брал стрелу, вынимал, вставлял в тетиву, натягивал, выпускал, и она попадала в цель. После спектакля нам показали этот фокус — это специальный механизм на ладони и мастерски выполненная работа помощника. И это позволяет, сидя в зале, забывать о том, что это театр кукол, и просто наблюдать за человеческой историей, где все по-настоящему.
Столько лет проработав в театре, обращаешь внимание на мелочи. Например, как сделаны руки у китайских кукол. Кончик одного пальчика чуть-чуть вздернут, второй — чуть-чуть опущен, третий — отстранен. Как у балерины. При малейшем движении трости руки начинают «разговаривать».
Но самое невероятное, что я увидела, — они танцуют под куклами. Действие происходит за ширмами, на сцене — тростевые куклы. Наступает такой момент, когда актеры выходят на аван-сцену. Актер стоит, и кукла величиной с него! А под куклой он танцует ногами! Обращая внимание только на нее, он делает па ногами. И все в контексте спектакля.
Театр кукол там на уровне нашего оперного театра! И если в России наше направление предназначено для детей, то в Китае — для всех. Их зрители — и пожилые люди, и молодежь, и люди среднего возраста — огромный зал, полностью заполненный. Мы испытали гордость за свое дело.
СПРАВКА "СГ"
Режиссер спектакля «Прыгающая принцесса» по сказке Ладислава Дворского — Владимир Куприн, художник-постановщик — Любовь Борисовская. «Принцесса» идет на сцене с 1994 года и до сих пор собирает полные залы. Спектакль известен и далеко за пределами Самары. Участвовал в фестивалях в Набуле (Тунис) и Суботице (Сербия), был показан на гастролях в Германии, Венгрии, Чехии, Эстонии, Франции.
Первая часть спектакля — это клоунада. Один клоун отрицательный, другой — положительный. В репризе они находят общий язык и договариваются, что расскажут сказку. Из сундука достают кукол и входят в образ, то отстраняясь от него, то вновь погружаясь. В принцессу влюбляется принц. Но на ней хочет жениться колдун. Она ему отказывает, тогда в отместку он ее заколдовывает: «Ты будешь всю жизнь прыгать и никому не понравишься». И, конечно, принц ее спасает.
Культура
Культура
Культура
Комментарии
0 комментариев