Свинка Нюша и подорлик Коко Шанель: кто живет в приюте для диких животных в Самарской области

04.12.2025

Loading

Автор:

Свинка Нюша и подорлик Коко Шанель: кто живет в приюте для диких животных в Самарской области

В национальном парке «Самарская Лука» уже 14 лет работает приют «Дом Айболита» для пострадавших диких животных. Там живут звери и птицы с непростой судьбой. Об обитателях приюта и их особенностях нам рассказала специалист по связям с общественностью нацпарка «Самарская Лука» Анжела Манылова.

Место, где окажут помощь

Коко Шанель – большая подорлик, дальняя родственница орлов. Ее выкормили люди, поэтому Коко уверена: если человек протянул руку, значит, он несет вкусную добычу.

– Как увидит людей, откроет клюв доверчиво, а если угощения нет, разразится возмущенным характерным клокотанием. За эти «комментарии» она и получила имя Коко. Хотя некоторые сотрудники уверены, что дело еще и в элегантном «наряде» – ее оперение действительно напоминает маленькое черное платье, – говорит Анжела Манылова.

Коко – одна из обитателей приюта. Необходимость его создания возникла летом 2010 года в разгар масштабных пожаров в регионе. В то время жители начали приносить в администрацию национального парка «Самарская Лука» раненых и ослабленных зверей. Стало очевидно, что нужно место, где им будут оказывать необходимую помощь. Осенью 2011 года «Дом Айболита» встретил своих первых постояльцев. 

Кто в «Доме» живет

Самый первый жилец «Дома Айболита» – орел-могильник Саша. Юного слетка ранили охотники, позже его нашли студенты одного из самарских вузов и передали в эколого-биологический центр. Оттуда он переехал в национальный парк и поселился в приюте. Специально для Саши был построен первый вольер. Потом появились и другие обитатели, которые из-за травм или утраты инстинктов не смогли вернуться в природу.

Дикая свинка Нюша – больше ста килограммов добродушия и обаяния – живет в приюте с тех пор, когда еще была полосатым поросенком.

– Маленькую Нюшу принесли нам в коробке. Казалось, она получила большой стресс во время дороги. Но стоило только сотрудникам отвлечься, как она ожила и вихрем умчалась в лес. Почти полдня ее искала половина сотрудников парка, пока Нюша сама не вышла к людям – очень захотелось есть. Так она обменяла свободу на пару яблок и постоянный пансион, – вспоминает Анжела Манылова.

Специально для Нюши построили большой загон и укрытие. На новом месте свинка быстро навела порядок: перекопала весь участок, съела все вкусные корешки и червячков, обустроила лежанку из веток и вырыла собственную «купальню», которую сотрудники регулярно наполняют водой.

А еще в приюте живут длиннохвостые неясыти, у них романтическая история.

– Пара неясытей попала в «Дом Айболита» из-под колес автомобиля. Самка не могла летать из-за поврежденного крыла, зато ее избранник быстро оправился и сбежал из вольера. Впрочем, его избраннице не пришлось долго горевать – буквально следующей ночью он вернулся. И много ночей подряд прилетал, тихо переговариваясь с заточенной в неволе раненой подругой. Позже в вольер к одинокой неясыти подсадили еще одного травмированного машиной самца, и они образовали новую пару.

Состав «проживающих» в приюте во многом зависит от природных циклов. Весной, когда птицы обзаводятся потомством, нередко приносят слетков – их выкармливают и по возможности выпускают. А летом появляются лисята, бельчата и косулята.

Кого берут в приют

Чаще всего, по словам Анжелы Маныловой, в приют попадают раненые и травмированные животные, которых приносят неравнодушные люди. Однако нередко посетители нацпарка забирают из природы здоровых детенышей, думая, что те оставлены родителями. 

– Детенышей приносят довольно часто, и это всегда драма. Например, нашу лису Алису подобрали, решив, что она сирота. Также не раз приносили косулят со словами, что «мама бросила». На деле же детеныши косуль прячутся в траве: у них защитная пятнистая окраска, нет запаха, и малыш спокойно ждет мать, которая приходит кормить его несколько раз в день между поисками пищи. В природе у животных нет «отпуска по уходу», и добывать корм им приходится, совмещая это занятие с родительскими обязанностями, – объясняет Анжела Манылова.

Другая история, повторяющаяся из года в год, – черепахи во время сезонных миграций.

– Они регулярно покидают водоемы и могут далеко уходить по суше, ведомые инстинктом. Люди, встречая «потерявшуюся» черепаху, думают, что спасают ее, и приносят в приют. На самом деле ее нужно просто вернуть в Мордвиновскую пойму – основной ареал вида на территории Самарской Луки.

Изначально в приют хотели принимать только диких обитателей нацпарка, но позже сделали исключение для экзотических животных.

– У нас немало «отказников» – тех, кого завели «для радости», но не смогли оценить риски и ответственность. Так в приют попали еноты, красноухие черепахи – из «игрушечных» малышей они вырастают в крупных животных, – говорит Анжела Манылова.

При этом «Дом Айболита» принципиально не принимает домашних животных – для кошек и собак существуют специализированные приюты. Никого из своих подопечных национальный парк не продает, не отдает «в добрые руки» и не передает на передержку.

Индивидуальный подход

Каждого при приеме осматривают сотрудники комплекса, ветеринары и специалисты отделов экопросвещения и науки национального парка. Решение о дальнейшей судьбе принимают исходя из состояния. Если зверь или птица здоровы, сохранили инстинкты и ведут себя естественно для своего вида, их выпускают в природу. Если есть легкие травмы или сильный стресс, животное остается под наблюдением до полного восстановления.

– Когда речь идет о животных с серьезными повреждениями, решение принимается индивидуально. Кого-то оперируют, оказывают длительный уход и оставляют в приюте. Так, например, произошло с лебедушкой, получившей травму крыла, – рассказывает Анжела Манылова.

Сложнее всего работникам приходится с детенышами зверей и птиц.

– Контакт с человеком почти всегда оставляет след: такие малыши теряют страх перед людьми или забывают охотничьи навыки. Выпускать их в дикую природу опасно, поэтому они остаются в «Доме Айболита». Так произошло с лисой Лизой, волками Кузей и Дунаем и другими обитателями приюта.

История одной дружбы

Иногда случается так, что сотрудники приюта сильно привязываются к кому-то из обитателей. Так случилась многолетняя дружба между Анжелой Маныловой и волком Кузей.

– Наше знакомство началось с того, что из-за сетки он сердито клацнул на меня зубами – было страшно. Сотрудники вольерного комплекса советовали держаться от него подальше, мотивируя это его повышенной озлобленностью на людей. А потом Кузя заболел. На его боку появилась обширная проплешина от клещей, и он сильно страдал от зуда.

Тогда Анжела вместе с другой сотрудницей приюта начали его лечить, хотя это и не входило в их обязанности. Девушки оказались единственными, кому волк доверился. После этого Кузя и Анжела стали друзьями.

– Кто знает, что за искра между нами проскочила. Но в телефоне всегда есть его фотография. Он на ней улыбается широко так и радостно, – показывает снимок Анжела Манылова.

Когда Анжела собиралась на «свидания», всегда переживала: как Кузя ее встретит, узнает ли, обрадуется ли? Но все сомнения исчезали, едва они видели друг друга. Волк сразу вставал на задние лапы, вилял хвостом и тянул к девушке морду, будто собираясь ее поцеловать. Хотя друзей всегда разделяла сетка, им это совершенно не мешало.

– Я гладила его пушистые бока и большую серую голову, которую он вжимал в сетку, стремясь стать ближе. Сложно угадать, какие мысли бродили в его голове, но Кузино настроение я всегда понимала где-то на уровне интуиции. Будучи в хорошем, он становится похож на большую добродушную собаку: вилял хвостом и совсем по-щенячьи припадал на передние лапы, приглашая поиграть.

Изначально Кузя жил в Самарском зоопарке. Говорят, он оказался там из-за охотников – скорее всего, они нашли логово и забрали оттуда детенышей. Несколько лет спустя в зоопарке стартовала программа по разведению канадских волков, отличающихся более привлекательным обликом, а Кузю как обычного представителя вида Canis lupus решили передать в «Дом Айболита». 

– Первые месяцы он в буквальном смысле рвал и метал. Тогда у волка и появилась репутация главного злодея «Дома Айболита». Прошло немало времени, прежде чем все поверили, что Кузя – один из самых благородных и дружелюбных жителей вольерного комплекса.

Дружба Анжелы и волка Кузи продлилась 7 лет. Он ушел из жизни несколько лет назад.

Человеческая беспечность

Есть несколько серьезных проблем, с которыми, по словам Анжелы Маныловой, сталкиваются сотрудники приюта. Во-первых, люди нередко заводят животных, не понимая масштаба ответственности, а потом не справляются и приносят их в приют. Во-вторых, многие забирают диких зверей из природы по причине невежества, в результате здоровые молодые животные и птицы остаются в приюте из-за человеческой беспечности.

– Мы всегда говорим: если вы видите животное, у которого нет видимых повреждений, то лучшее, что вы можете сделать, – это пройти мимо.

Третья болезненная тема – воздушные шары. Люди часто запускают их в небо ради красоты, а когда они лопаются и падают на землю или в воду, животные и птицы принимают яркие кусочки резины за еду. Последствия бывают трагическими.

Важные изменения

За долгие годы работы в приюте произошли изменения. Некоторые вольеры увеличили, другие изменили под потребности отдельных животных и птиц. Например, недавно сотрудники перестроили «жилье» для кабанов и установили наблюдательную вышку. Появился и новый просторный вольер для волка Дуная. Построили «зимние квартиры» для теплолюбивых птиц: туда их переселяют с наступлением холодов. Этим летом в приюте удалось возвести новые вольеры для белой лисы Леды, длиннохвостой неясыти Фани и ручного кролика Кроша.

Также летом в приюте открылось новое пространство – «Уголок ветеринара». Он был создан по инициативе ветеринарного врача из Жигулевска Татьяны Васильцовой. Она отдала для выставки свои рабочие инструменты и материалы и создала куклу главного персонажа – доктора Айболита.

– В «Уголке ветеринара» посетители могут узнать, какими инструментами пользуется специалист, как оказывают помощь раненым животным, что происходит на этапе спасения и ухода. Пространство позволяет ближе познакомиться с профессией ветеринара, увидеть ее изнутри. Там проходят экскурсии для детей, экоуроки и мастер-классы, – говорит Анжела Манылова.

Хотя потребность в новых вольерах есть всегда, возможности появляются не так часто. Однако нацпарк не собирает и не планирует собирать денежные пожертвования на содержание животных – все работы ведутся своими силами.

Фотографии предоставлены нацпарком «Самарская Лука»

Читай, где удобно

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации