Великий волжанин и Самара

26.04.2014

79

Автор:

Великий волжанин и Самара

Замечательные гости и жители нашего края
 

Леонид РАФЕЛЬСОН,
гендиректор некоммерческого партнерства народных художественных промыслов и ремесел Самарского края «Средневолжская ассоциация мастеров»
 
Многие замечательные люди посещали наш прекрасный Самарский край. Один из них — гений мировой оперной сцены, которого весь мир называл «голосом русского простора». Это Федор Иванович Шаляпин, трижды побывавший в Самаре — в 1890, 1891 и 1909 годах.
 
Качественное прилагательное «замечательный» традиционно употребляется нами в своем первом значении «выдающийся, прекрасный, великолепный», то есть необычайно хороший.
 
Поэтому серия книг о людях, оставивших после себя память потомкам в виде культурных, литературных, научных и других ценностей, так и называется — Жизнь Замечательных Людей (ЖЗЛ). Они повествуют о выдающихся деятелях культуры, науки, гениях мировой истории.
 
Сегодня Самара бережно хранит память о великом волжанине, Золотом самородке России — Федоре Ивановиче Шаляпине. Он был поистине Замечательным гостем Самарского края. В 2013 году в нашей стране и за рубежом широко отмечалось 140-летие со дня рождения Шаляпина, с именем которого в Самаре связаны многие памятники истории и культуры. Однако так было не всегда. В результате десятилетий забвения имени Шаляпина в Стране Советов, ревностного исполнения запрета даже упоминать о нем, мы обидно мало знаем о великом артисте, искусство которого является недосягаемой музыкальной вершиной и в наступившем XXI веке.
 
Но есть у прилагательного «замечательный» и второй смысл — примечательный, достойный особого внимания, одним словом — известный.
 
В последние годы издательство «Молодая гвардия», выпускающее ЖЗЛ, немало удивило своих читателей, опубликовав книги Варламова «Григорий Распутин» (2008 г.) и Володихина «Малюта Скуратов» (2012 г.).
 
Выбор в качестве героев этих книг Григория Ефимовича Новых (Григорий Распутин) и Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (Малюта Скуратов) определяется именно вторым смыслом слова замечательный. Эти всем известные люди оставили в памяти потомков совсем другую память о себе.
 
В отечественной истории имя Малюты Скуратова всегда ассоциировалось с крайней жестокостью и оголтелым садизмом. Этого палача, руки которого по локоть были обагрены кровью, называли в народе «кровавым псом». Н.М. Карамзин писал, что он, выполняя приказ Ивана Грозного казнить митрополита Филиппа (Колычева), собственноручно задушил его. В некоторые дни Малюта, прозванный так за небольшой рост, казнил более ста человек. Даже само имя его, внушавшее ужас всей России, стало именем нарицательным.
 
Современники считали Распутина человеком, способным на все. Его влияние на императора и Александру Федоровну было для них оскорбительно. Святейший Патриарх Алексий II писал, что Григорий Распутин «дискредитировал последнего русского императора, чем и воспользовались враги Отечества». Предстоятель РПЦ считал, что его «сомнительная нравственность и неразборчивость <…> бросали тень на августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство».
 
Наш край дал России многие сотни поистине замечательных людей. О них мы ещё поговорим в этой публикации. Но, к глубокому сожалению, и наша любимая малая родина была отмечена присутствием на своей земле даже в новейшей истории некоторых, пусть не столь одиозных, как Новых и Бельский, но тоже удивительных в своем роде «героев».

_______________________________

Великий волжанин и СамараМы потеряли мемориальную доску, украшавшую театр-цирк «Олимп» до его превращения в Куйбышевскую государственную филармонию. Она рассказывала об историческом концерте Федора Ивановича Шаляпина. Он состоялся в «Олимпе» почти 105 лет тому назад, в пятницу, 18 сентября.
 
Вряд ли есть смысл сегодня искать эту советскую доску в филармонических чуланах, куда проще и достойнее установить новую, в современном стиле. Неплохо было бы при этом установить мемориальную доску и на здании гостиницы «Бристоль-Жигули» на улице Куйбышева, (бывшая гостиница «Гранд-Отель» на Дворянской), в номере «Люкс» которой останавливался Шаляпин перед концертом 1909 года.
 
Еще лучше было бы при этом украсить балкон мемориального номера 16-Люкс гостиницы скульптурной группой «Шаляпин, Кёнеман и Авьерино», созданной по исторической фотографии начала XX века.
 
Николай Константинович Авьерино был, как и Шаляпин, близким другом великого русского композитора Сергея Рахманинова. Он закончил по классу скрипки Московскую консерваторию, с успехом выступал по всему миру в качестве солиста (скрипача и альтиста), ансамблиста и дирижера. На всем протяжении концерта Федора Ивановича Шаляпина Авьерино для отдыха артиста в промежутках между вокальными произведениями исполнял на альте пьесы Венявского, Сарасате и других композиторов.
 
Аранжировщик знаменитой «Дубинушки» Федор Федорович Кёнеман, пианист-виртуоз, объехавший с Шаляпиным полсвета, окончил с большой золотой медалью ту же Московскую консерваторию. В 1912 году стал ее профессором по классу фортепиано, преподавал гармонию и инструментовку. Кёнеман — композитор, написавший более 100 фортепьянных пьес, романсов, хоров. Тезка Шаляпина Кёнеман был постоянным аккомпаниатором Шаляпина.
 
Великий волжанин и СамараПри современных технологиях скульптурной пластики группа имела бы скромный вес, как в килограммах, так и в рублях. Но с каким наслаждением снимались бы самарцы и все наши замечательные гости на ее фоне! Совсем как у Булата Окуджавы в шедевре «На фоне Пушкина снимается семейство». Может быть, этим мы искупили бы свою безответственность, бесхозяйственность, а также другие «наши глупости и мелкие злодейства».
 
Но если с мемориальными досками самарцы проявили себя просто как нерадивые обыватели, то в деле монументальной пропаганды образа великого певца дело обстоит куда хуже. Мы побоялись сделать статую Шаляпина центром композиции в фойе филармонии из-за одного единственного анонимного письма, в котором Шаляпин именовался беглецом от Советской власти. А дело было так.
 
Автор проекта нового здания Куйбышевской государственной филармонии Юрий Васильевич Храмов в память об историческом концерте Шаляпина в Самаре задумал установить во входном вестибюле этого Дворца музыки скульптуру певца в полтора человеческих роста. Все было готово для реализации проекта, только с материалом еще не определились. И тут, как гром среди ясного неба, письмо «Читателя», который назвал его идею «политическим парадоксом». Его, видите ли, оскорбил тот факт, что в Куйбышевской филармонии, строящейся на месте бывшего театра-цирка «Олимп», в котором «в ночь с 26 на 27 октября 1917 года (по старому стилю) была провозглашена Советская власть в Самаре», будет установлена скульптура Шаляпина, который «бежал от Советской власти». «Читатель» призвал руководство института «Куйбышевгорпроект» «подумать об этом».

Руководство «подумало» и 27 ноября 1978 года пригласило Юрия Васильевича Храмова «переговорить». «Руководство» отлично понимало, что за псевдонимом «Читатель» может скрываться вовсе не апологет Советской власти, а просто ее представитель высокого ранга. Поэтому Юрию Васильевичу приказали в срочном порядке чем-нибудь заменить Шаляпина. Пришлось, спасая положение, в ураганном темпе изготовить из цветного стекла и металла композицию В.Д. Герасимова «Цветы артистам», которой мы любуемся и сегодня, приходя на концерты филармонии. Неужели же не наступило наконец время установить в нашем прекрасном Дворце музыки, украшенном Юрием Васильевичем мраморными бюстами великих композиторов, монументальную скульптуру Шаляпина, им задуманную? Ну хотя бы его бюст?
 
Замечательный житель Самарского края Ю.В. Храмов, создатель крупнейшего в Европе Самарского железнодорожного вокзала, лауреат I премии и Золотого диплома Московского международного фестиваля архитектурных проектов 2002 года украсил наш город не только Дворцом музыки — зданием Самарской государственной филармонии.
 
Он автор проектов Дворца культуры «Звезда», жилого комплекса высотных зданий «Панорама» в Постниковом овраге, торгового комплекса «Московский» с «Аквапарком» и еще многих и многих уникальных сооружений. Памятник генералу Карбышеву в парке «Победа» и памятник семье Володичкиных в Алексеевке, созданные скульпторами по его проектам, навсегда вписали имя архитектора Храмова в летопись Самарского края. Уезжая из Самары 19 сентября 1909 года, Федор Иванович Шаляпин сказал, что хочет оставить в этом городе о себе материальную память. Ему предложили посадить дерево около театра-цирка «Олимп» на выбор: сосну, ясень, березу. Шаляпин решил: «Нет, посажу только дуб». «Почему, — спросили его, — он олицетворяет ваш могучий голос?». «Да нет, просто дуб скорее сохранится, его вряд ли спилят. Вспомнят знаменитую басню Крылова «Свинья под дубом» и рука не поднимется. Кто захочет свиньей-то выглядеть?». Бедный, наивный Федор Иванович! Нашелся «замечательный» самарец, спилил и сжег его дуб!
 
Дуб был посажен Шаляпиным во дворе частного особняка на улице Льва Толстого, недалеко от нынешней Самарской филармонии. Еще при Виталии Воротникове, когда реконструировали обветшавший театр-цирк «Олимп», дуб стал мешать строителям и его захотели уничтожить. Но при этом выяснилось, что дуб исторический, и его оставили в живых по прямому указанию Воротникова. Напомню, что замечательный житель Самарского края Виталий Иванович Воротников в марте 1967 г. был избран председателем Куйбышевского облисполкома и работал в этой должности до февраля 1971 г. Был потом председателем Совета Министров РСФСР, председателем Президиума Верховного Совета РФ, членом Политбюро ЦК КПСС. Почетный гражданин г. Воронежа и Почетный член Самарского землячества, Герой Социалистического Труда, награжденный золотой медалью «Серп и молот», запомнился самарцам множеством своих добрых дел.

Великий волжанин и Самара«На днях в администрации города зам. главы Самары Константин Ушамирский провел совещание по этому вопросу. На совещание пришли представители API Ltd, горзе-ленхоза, архитектор и сотрудник станции юннатов (собственно, они-то и «всколыхнули» кроны шаляпинского дуба).
 
Для сохранения дерева предложен, пожалуй, самый оптимальный вариант: переместить дерево в другое место, для чего придется тянуть 300500 тонн земли. Причем переселять, когда ударят морозы, чтобы корневой ком земли не развалился. Окончательное решение еще не принято. Пока ясно только одно: расходы, связанные с переносом дуба, возьмет на себя строительная фирма. В случае же если шаляпинский дуб «загнется», то, вероятно, вместо него следующее поколение увидит скульптуру или другие дубки. В память о «волосатом шаляпинском басе».
 
Не угадал В.Чибриков. Окончательное решение дубового вопроса было вскорости принято заказчиком строящегося дома, которому самый оптимальный вариант показался слишком дорогим. Да и в «кровные узы» дуба с Федором Ивановичем этот «замечательный» самарец не слишком-то верил. Решил просто спилить и сжечь мешавшее ему дерево.
 
К сожалению, и запасной проект юных самарцев не удался — желуди у них не проросли. Но спасти прямого потомка шаляпинского дуба все-таки удалось другим замечательным самарцам. Нынешний главный инженер Самарской филармонии Дмитрий Вячеславович Евсеев не смирился тогда с гибелью дуба Шаляпина не только из-за абсурдности происходившего, но еще и потому, что был искренне привязан к этому могучему красавцу. Евсеев работал тогда в администрации того самого Самарского района, на территории которого рос дуб. Дмитрий Вячеславович знал шаляпинскую «родословную» дуба. Он вообще увлекался выращиванием садово-парковых, неплохо делал это на своем дачном участке. С детства любил и особенно выделял дубы среди других деревьев. Поняв, что ни городские власти, ни дети, несмотря на шумную компанию в СМИ, не спасут столетнего великана, Евсеев обратился к соседу по даче Леониду Алексеевичу Бучневу.

Того и вовсе называли «самарским Мичуриным». Он знал о деревьях все и все умел с ними делать.
Войну прошел «от звонка до звонка» со своим дивизионом «Катюш», демобилизовался в чине капитана; многим в мирной жизни занимался, но садоводствовал особенно успешно.
 
На участке Бучнев а, который находится на одной просеке с дачей Евсеева, они вместе выпестовали из желудя шаляпинского дуба прямого потомка пятнадцатиметрового богатыря. Сегодня «сыну» дуба Федора Ивановича уже почти 17 лет, рост его приблизился к 10 метрам, а стати и предок может позавидовать. Многочисленные побеги «сына» шаляпинского дуба окружают его, напоминая своим шумом о легендарных событиях вековой давности, происходивших на самарской земле.
 
Однако у бывшего «Олимпа» следующее поколение так и не видит до сих пор ни скульптуры, ни других дубков в память о «шаляпинском басе».
 
А жаль. Дубы олицетворяют мужество и силу. Это могучие деревья, «рост» которых может достигать 40 метров. В Древней Греции героев украшали венками не только из лавровых, но и из дубовых листьев.
 
Плоды дуба желуди — излюбленное лакомство для лесных обитателей: белок и медведей, а также кабанов.
 
Любят желуди и их родичи — «цивильные» свиньи, которых красочно описал в своей басне И.А. Крылов.
 
Свиньи, в связи с анатомией своего тела, не могут поднять головы и оттого не знают, что их любимые желуди растут на дубе. Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, — образ, высмеивающий лень и невежество людей.
 
К слову сказать, у людей бытует ошибочное мнение об их нечистоплотности и тупости. Беря ванны в грязной луже, свинья избавляется от кожных паразитов: высыхая, грязь отпадает вместе с ними. Не так уж они и глупы. Исследователями замечено, что свиньи реагируют на музыку, например, похрюкивают в такт мелодии, а иногда даже пританцовывают.
 
Больше всего именно забвения боялся Шаляпин. К счастью, он боялся этого напрасно — его помнит и почитает сегодня весь мир. Только нас, самарцев, Шаляпин «просчитал» не совсем точно.
 
Вспомним дуб Андрея Болконского из «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. <…> ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему».
 
Несомненно,   сажая свой дуб в Самаре на улице, носящей имя Льва Толстого, Федор Иванович хотел дать и нам это чувство радости и обновления. А мы позволили самарскому Герострату спилить и сжечь его дуб.
 
В 2012 году Дмитрий Вячеславович Евсеев собирался по инициативе известного самарского краеведа Михаила Анатольевича Перепелкина посадить «внука» дуба Шаляпина перед открытием выставки, посвященной Шаляпину, на территории Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького. К сожалению, это не получилось.

Великий волжанин и Самара

Тогда Евсеев посадил у филармонии рябинки, чтобы зарезервировать место для посадки «шаляпинских» дубков. Под ним не будет коммуникаций, над ним не будет проводов. Я, так же как Евсеев и Ольга Леонидовна Бучнева, искренне надеюсь увидеть наконец возле филармонии весной 2014 года чистокровного потомка дуба Шаляпина, надежно охраняемого от возможных посягательств «замечательных» самарских вандалов.
 
Пора наконец очнуться от беспамятства, подрывающего корни духовного здоровья нации. Пора воздать должное ее титанам. Пора возобновить прекрасную самарскую традицию — просить Замечательного гостя края посадить на память о его визите дерево. Для этого у нас сегодня есть хорошая возможность.
 
При реконструкции в 2014 году набережной Волги мы могли бы внести в разрабатываемый сейчас проект аллею деревьев, которые будут высаживать замечательные гости нашего края, так же, как это делали у театра-цирка «Олимп» в начале XX века Шаляпин, Собинов, Андреев, Трояновский. Об этом я говорил с руководителем проекта Александром Романовичем Рацевым (руководителем фирмы «Терик»). Эта аллея сможет вместить десятки деревьев.
 
Вопрос о возрождении дуба Шаляпина и Аллеи Замечательных гостей Самарского края 4 декабря 2013 года обсуждался на заседании нашей секции по культуре Общественного совета при Самарской губернской Думе. Принято решение обратиться к губернатору Самарской области Н.И. Меркушкину с просьбой о содействии в осуществлении этих проектов.
 
Мы в большом долгу перед Федором Ивановичем, а долг, как известно, платежом красен.
 
Считаю, что Самарская государственная филармония совместно с Самарским академическим театром оперы и балета могли бы ежегодно в сентябре проводить музыкальные мероприятия, посвященные историческому концерту Шаляпина. Тем более что в нынешнем году концерту этому исполняется 105 лет.
 
Как стало мне известно, рады были бы проводить у себя регулярные «шаляпинские» мероприятия и хозяева гостиницы «Бристоль-Жигули», и самарский Дом детского и юношеского творчества, размещающийся в бывшем особняке Наумова, жена которого была племянницей Марии Валентиновны Петцольд — второй жены Фёдора Ивановича Шаляпина.
 
В 1989 году в Москве, Петербурге и Казани независимо друг от друга сформировались любительские кружки, занимавшиеся изучением и пропагандой творчества Ф.И. Шаляпина. Эти кружки превратились впоследствии в Шаляпинские общества. Подобное общество вскоре возникло и в городе Уфе. Примеру вышеназванных последовали и другие города, связанные с жизнью и творчеством Шаляпина. Деятельность Шаляпинских обществ координируется учрежденным в начале 90-х годов в Москве «Шаляпинъ-Центром», при котором работает проблемная лаборатория, издающая альманах «Катарсис». Почему бы и нам, самарцам, не подумать о создании в Самаре Шаляпинского общества?
 
Неужели не найдется среди меломанов Самарского края замечательный житель, который впишет таким образом свое имя в его историю?
 
Продолжение в следующем номере

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации