04.05.2025
Причем Олег Ермолов заметил интересную деталь: Ильюшин был прописан здесь аж с 1939 года. О чем свидетельствует этот факт? Что делали отцы советской авиации в нашем городе в годы войны? Для кого и кем был построен дом, который его нынешние обитатели просят признать памятником архитектуры? Масса вопросов, ответы на которые поищем вместе с вами. Это вторая часть материала. Первую можно почитать по ссылке.
На второй мемориальной доске, украшающей Дом авиаторов, увековечена память Владимира Коккинаки и Владимира Ильюшина, сына знаменитого конструктора.
Помимо них здесь указаны еще двое — Александр Яковлев и Александр Микулин. Эти имена не гремели в прессе. В военное время их знали только работники авиационной отрасли. Однако без их изобретений развитие советского самолетостроения было бы невозможным.
А вот Коккинаки сто лет назад стал настоящим символом советской авиации. Его предками были осевшие в Крыму греки. Начинавший свою деятельность как простой рабочий, в 1928 году Владимир окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. Первый полет совершил на биплане «Avro-504K».
С 1931-го по 1965-й Коккинаки был летчиком-испытателем. Эти годы жизни отмечены для пилота яркими событиями. 1 мая 1935 года Владимир Константинович возглавлял пилотажную группу из пяти И-16, которая пролетела над Красной площадью. Самолеты, кстати, тоже были выкрашены в красный цвет. 20 апреля 1936 года Коккинаки впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжелом двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-30. А в июне 1938-го в составе экипажа ЦКБ-30 «Москва» совершил беспосадочный перелет из столицы на Дальний Восток. Через год отважный летчик поставил перед собой еще более амбициозную цель. Совершить беспосадочный перелет Москва — Северная Америка. И это ему удалось.
Перед самой войной Коккинаки начал работать вместе с Сергеем Ильюшиным над штурмовиком Ил-2. Он участвовал в испытаниях предсерийных экземпляров. Во время войны совмещал работу летчика-испытателя, главного инспектора авиационной промышленности и руководителя летно-испытательной службы.
«Отец» знаменитых самолетов «Як» Александр Яковлев также заболел авиацией в юном возрасте. В 1920-е годы он был сначала рабочим, затем мотористом летного отряда ВВИА имени Жуковского. В 1927 году молодой человек построил легкий самолет АИР-1. 12 мая, день первого полета этого воздушного судна, считается датой рождения ОКБ Яковлева.
После окончания Академии Жуковского Александр поступил инженером на авиазавод №39 имени Менжинского, где в 1932-м организовал группу легкой авиации. В 1934-м Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, в 1935-1956 годах был главным конструктором. С 1940-го по 1946-й одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике. Видимо, в этом качестве конструктор и был командирован в наш город с тем, чтобы помочь в налаживании серийного выпуска штурмовиков Ил-2.
На самолетах Яковлева во время Великой Отечественной войны летали советский летчик-ас Александр Покрышкин, летчики русско-французского полка «Нормандия — Неман», а также дважды Герой Советского Союза Арсений Ворожейкин.
Академика Микулина мы помним больше не благодаря его огромным заслугам в моторостроении, а как создателя системы оздоровления пожилых людей. Она была очень популярна в советское время. Дело в том, что в 1959 году из-за проблем со здоровьем ему пришлось оставить работу. Однако ученый не сдался. После перенесенного инфаркта разработал оригинальную систему оздоровления, которую описал в книге «Активное долголетие. Моя система борьбы со старостью». В результате применения своих принципов на практике дожил до 90 лет.
Однако бывший директор «Авиаагрегата» Олег Ермолов, выражая мнение работников авиационной отрасли, утверждает, что этому человеку нужно поставить памятник прежде всего как создателю лучших «сердец» для отечественных самолетов. У Микулина был прирожденный ум техника-исследователя. Еще бы, ведь он приходился племянником отцу российской авиации Николаю Жуковскому! Лекции родственника Микулин слушал еще до революции в Киевском политехническом институте. И вскоре самостоятельно построил свой первый одноцилиндровый поршневой двигатель.
Из-за недостатка средств Микулин не смог завершить обучение. Пошел простым рабочим на Русско-Балтийский завод в Риге, где в то время пытались делать первые в Российской империи авиационные моторы. В 1914 году поступил в МВТУ. С 1923-го работал в Научном автомоторном институте. В 1925-м стал там главным конструктором.
В начале 1930-х под руководством Микулина был создан первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения М-34. На его базе в дальнейшем построили ряд двигателей различной мощности и назначения.
Во время Великой Отечественной войны конструктор руководил созданием форсированных двигателей АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10. Отсюда необходимость его присутствия в Куйбышеве.
Пребывание таких важных персон в нашем городе было засекречено. Однако в архиве «СГ» сохранилась статья десятилетней давности, посвященная этому интересному дому. В ней — воспоминания старожилов о необычных соседях. Рассказывают, что во дворе дома стоял единственный в Куйбышеве автомобиль ЗиС-101 — личный подарок Ильюшину от Сталина. Сам Сергей Владимирович запомнился жильцам как невысокий, очень скромный человек. В редкие выходные любил охотиться за городом на дроф и угощать трофеями сослуживцев. Александра Яковлева вспоминали как статного красавца в папахе, которому очень шла генеральская шинель. Александр Микулин, по мнению соседей, имел профессорскую внешность и прекрасные манеры.
Фотографии: исторические архивы
Исторические версии
Исторические версии
Комментарии
0 комментариев