За «наружку» ответят

04.02.2014

21

Автор:

За «наружку» ответят

Что мешает уличной рекламе работать на пользу городу?

За «наружку» ответятСамарский рынок наружной рекламы давно нуждается в том, чтобы ему придали цивильный вид. Это и облик города улучшит, и муниципальной казне пойдет только на пользу. Дело за малым. Чтобы два ведомства, городское и областное, согласовались. И схема размещения рекламных конструкций наконец была утверждена.

12 томов и «доколе»?

По-хорошему, это нужно было сделать еще до 1 января этого года. И город приступил к работе в 2011 году. Но согласования документа продлились до декабря 2013 года, когда минимуществу была предоставлена финальная версия Схемы. Руководитель городского департамента благоустройства даже подвергся жесткой критике мэра Самары. Доколе мы будем терять возможность пополнять бюджет доходами от рекламы на улицах города, спросил глава города.

— Когда это уже прекратится, когда мы уже получим документ, утвержденный правительством области? Иван Александрович, это ведение вашего департамента, между прочим, — обратился Дмитрий Азаров к главе департамента благоустройства и экологии Ивану Филаретову, — а вы в сторонке все время находитесь. Я абсолютно согласен с теми претензиями, которые предъявил губернатор. Действительно, есть большой потенциал, и вот мы уже полтора-два года не можем утвердить документ с правительством области. Мы каждый день теряем деньги. Доколе? Сколько можно еще тянуть резину?

Схема, из-за которой на совещании досталось чиновникам департамента благоустройства и которая призвана установить новые жесткие правила игры на рекламном рынке, — это 12 увесистых томов, где четко расписано, где могут располагаться щиты. Расстояние от дороги, размер, внешний вид -на все есть четкий регламент.

— Об этом раньше не задумывались, и город оказался перенасыщен и изуродован баннерами, — рассказывает глава комитета по наружной рекламе городского департамента благоустройства и экологии Сергей Никифорчук, человек, ответственный за разработку схемы размещения рекламных конструкций.

И подчеркивает: наружную рекламу никто полностью ликвидировать не собирается. Но порядок давно пора было навести. Улицы Гагарина и Победы уже полностью освобождены от рекламных носителей. Прежде всего здесь была расчищена разделительная полоса. Это требование ГИБДД. По новой схеме число объектов здесь сократится на 70%.

От малопривлекательных сооружений зачистили не только улицы Гагарина и Победы. В историческом центре тоже генеральная уборка. На фасадах, которым предстоит реставрация, не должно быть ничего лишнего. Только за последний год городские власти направили в суд около 140 исков, потребовав ликвидации тысячи конструкций. Разгар демонтажной страды в прошлом году пришелся на лето — осень.

Закон есть закон

Сейчас истинный облик Самары скрывают около трех тысяч рекламных объектов. Каждый второй — вне закона. А значит, будет демонтирован. Такую задачу поставил мэр. Остальная «наружка» должна получить легальную городскую прописку благодаря вышеупомянутой схеме. Но в областном минимущества пока не дают на нее добро. Сергей Никифорчук, руководитель городского комитета по наружной рекламе, заверяет: со своей стороны они уже сделали все возможное. «Мы получили технические замечания от министерства имущественных отношений. Они, мягко говоря, для нас простенькие. Мы все исправили и вновь отправили документ на согласование. Надеемся, что в ближайшее время его получим. Тянуть нельзя ни муниципалитетам, ни субъектам федерации. Закон есть закон». Если не будет утвержденной схемы, значит, не будет и торгов, их нужно провести до 1 апреля. В противном случае все щиты, а точнее, их владельцы, пролетят как фанера над Самарой.

С тем, что медлить нельзя, согласна и министр имущественных отношений Юлия Степнова: «Если муниципалитеты не поторопятся, то до 1 мая будут снесены все конструкции, но это никому не выгодно, в том числе и нам, потому что мы отвечаем за поступление денег в бюджет. Вариантов нет, должны успеть. При этом Самара — один из трех муниципалитетов, которые предоставили схему в состоянии, пригодном для анализа».

И в этом смысле Самара, хоть и тоже не успела до 1 января, выгодно отличается от муниципалитетов-«двоечников». Из 37 городов и районов только 18 принесли в министерство схемы. Под занавес уходящего года. При этом 15 документов вернули обратно на доработку. Потому как иные схемы, признается Юлия Степнова, больше походили на детские рисунки, чем на серьезные документы. Объекты наружной рекламы в них были нарисованы фломастером, геодезические координаты и вовсе не были указаны.

— Они предоставляют нам сырой материал, чтобы мы силами нашего министерства за них эту работу сделали, — говорит министр. — Это неправильно, тогда мы не уложимся в сроки.

Цена вопроса

Чтобы оказаться со щитом, а не на щите, суетиться будут и на местах, и в областном минимущества. Ведь задачу, которую поставил губернатор — выжать максимум для пополнения бюджета, — никто не снимал. Областной минфин задал планку для Самары — собрать чуть меньше 2 млрд рублей. Насколько она достижима? Понятно, что самые дорогие щиты располагаются вдоль Московского шоссе и ул. Ново-Садовой, но обе эти магистрали относятся к областной собственности, а значит, и доходы от них пойдут в региональную казну. Глава минимущества Юлия Степнова поясняет: почти два миллиарда, которые насчитал минфин, это то, что поступит в общую копилку, так называемый консолидированный бюджет — городской и областной, — и понятно, что речь идет о завышенной планке.

— Истина, как всегда, посередине, — уверена министр. — Минфин применил свои методики: максимальное число конструкций умножил на максимальную сумму, которую можно выжать, и получились большие цифры. Это тот потолок, к которому мы будем стремиться.

Глава же городского комитета по наружной рекламе Сергей Никифорчук предлагает подождать, как пройдут торги.
— Все говорят о каких-то мифических цифрах, но мы основываемся на опыте других городов-милли-онников. Доход в городской бюджет Самары в 2014 году может составить сотни миллионов рублей, -полагает Никифорчук. Аналитики уже изучили результаты торгов в других городах Приволжского округа. В среднем цена одной рекламной конструкции колеблется от 86 000 рублей в Волгограде до 545 тыс. в Пензе. В Самаре планируют взять с бизнеса 400-500 тысяч в зависимости от привлекательности места. Немало. Но и при таком раскладе краснодарский рекорд — а он составил более миллиарда рублей, — увы, недостижим. В Самаре предельный срок, на который можно проводить торги — и это установлено региональным законом, — пятилетка, а в Краснодаре он вдвое больше, что автоматически увеличивает и стоимость лота, и желание бизнеса в него вкладываться.

Прежде чем решиться на долгосрочные контракты, считает министр имущественных отношений Юлия Степнова, нужно навести порядок на рынке.

— Если все будет чисто и прозрачно, то, может, этот закон и пересмотрят. Но пока срок установлен на пять лет.

Остается надеяться, что самарская схема размещения рекламных конструкций, после того как пройдет горнило согласований, станет тем самым первым шагом на пути к цивилизованной рекламе. И все горожане увидят, что «наружка» может быть не только навязчивой и уродливой, но и креативной, и в чем-то даже полезной.

То, что в Самаре это получится, Юлия Степнова особенно подчеркнула и на пресс-конференции.

— Самара действительно подошла очень тщательно. Выверяется всё — вплоть до единиц конструкций. Более того, мы договорились, что торги будем проводить синхронно, — отметила руководитель минимущества.

КСТАТИ
В Европе право аренды выкупают лет на 15-20. Срок солидный, и потому инвесторы не скупятся. Например, автоматические туалеты на улицах западных городов — это дело рук компании, занимающейся наружной рекламой. А остановочные павильоны изобрел в 60-е годы ХХ века во Франции именно оператор наружной рекламы. То же относится и к велостоянкам, которые позволяют брать в аренду велосипеды в одном месте и сдавать их в другом. То, что в конечном счете удобно для всех, тоже на поверку не что иное, как рекламная конструкция.

Читайте также:

Политика

Глава Тольятти Сергей Анташев подал в отставку после встречи с Дмитрием Азаровым

Глава Тольятти Сергей Анташев подал в отставку в четверг, 18 февраля. Это произошло после встречи с губернатором Дмитрием Азаровым, сообщает […]

Финансы

В следующем году на меры соцподдержки выделят до 22,3 млрд рублей

Это на 2 млрд рублей больше, чем в этом году, и на 5 млрд рублей, чем в докризисном 2019.

Проекты город

Подведены предварительные итоги реализации нацпроектов

С докладами выступили руководители профильных ведомств.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации