На региональной выставке «Самара», которая проходит в музее имени Алабина, состоялась лекция архитектора Ирины Фишман «Анатомия города: из чего сделана Самара». Посетителям напомнили историю застройки областного центра и рассказали, как менялся его план с течением времени.
— Первоисходник, который нужен для того, чтобы появился город, — люди. Важно, почему они решили здесь жить, — отметила Ирина.
Архитектор напомнила, что наш город начинался с крепости. Ее расположение у реки было удобным со стратегической точки зрения. Упорядоченная застройка началась во времена правления Екатерины Великой. Тогда появился регулярный план Самары, согласно которому одни улицы были перпендикулярны другим.
— При такой застройке всегда учитывается положение реки. В нашем городе улицы либо берут начало от Волги или Самарки, либо там заканчиваются. Нумерация домов в старом центре идет от рек. С правой стороны всегда нечетные номера, с левой — четные, — рассказала Ирина Фишман.
Подобное решение значительно упрощает ориентирование в городском пространстве. Благодаря регулярному плану, образуются живые углы — точки притяжения людей. Зачастую подобными местами становятся кофейни, пекарни, небольшие магазинчики. Их появление положительно влияет на экономику города.
— Почему нас тянет в исторический центр? Это сомасштабное место, выверенное и по высоте, и по ширине улиц, и по пространствам во дворах. Когда происходят попытки нарушить эту структуру, не получается ни красивых улиц, ни кулуарных безопасных двориков, — подчеркнула Ирина Фишман.
Большое внимание архитектор уделила современной застройке и ее минусам. Новые микрорайоны — огромные пространства, которые человек не может освоить в одиночку. У него есть большое количество соседей, с которыми бывает сложно договориться о благоустройстве двора. Для обслуживания территории нужно нанимать управляющую компанию, а она не всегда хорошо справляется со своими функциями. В этом преимущество старой застройки с ее маленькими двориками.
— Если бы Самара была квартирой, то спальней стали бы Крутые Ключи, детской — парки развлечений, гардеробной — Кировский рынок, ванной — общественный бассейн. Ресторанные комплексы превратились бы в кухню, Ботанический сад и набережная — в балкон, а улицы — в коридоры. Гостиной наверняка стал бы исторический центр, — заметила Ирина Фишман.
Старая часть Самары является историческим поселением. В России не так много городов, где в значительном объеме сохранилась старая застройка. Жители считают брендом Самары сохранившиеся деревянные дома и исторические здания. Драматический театр, площадь Куйбышева, элеватор, филармония и пивзавод стали визитными карточками областного центра.
— Зачем охранять исторический центр? Если посмотреть на старые панорамы с воды, станет ясно, что наш город имел гармоничную застройку. Он поднимается от реки, и за счет малоэтажных домов была видна перспектива. Потом долгое время на береговой линии достаточно варварским способом строили многоквартирные высотки. Абсолютно без учета исторического контекста. Охранные зоны ввели, чтобы не портить город и дальше, — добавила Ирина Фишман.
Как бы ни были важны здания, признанные памятниками культуры, наиболее ценными для исторического центра являются дома фоновой застройки. Самые обычные и неброские, когда-то именно они формировали городской облик. А сейчас сохраняют контекст исторического поселения.
Ирина Фишман — архитектор, член совета самарского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 2008 году вместе с мужем основала проектное бюро «ТМ». Их работы можно увидеть на Мастрюковских озерах, набережных Самары, Тольятти и Сызрани. Супруги занимаются развитием общественных территорий городов.
Фотография автора
Новости
Новости
Новости
Комментарии
0 комментариев