Ветеран ФСБ Андрей Еркаев: «Мы работаем не за награды»

10.11.2024

Loading

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Ветеран ФСБ Андрей Еркаев: «Мы работаем не за награды»

Журналист «Самарской газеты» встретилась с ветераном ФСБ Андреем Еркаевым, который начинал свою работу в органах безопасности в непростой период — в 1990-х годах, когда Россия переживала трудные времена. Выстоять ей тогда помогли профессионалы в самых разных отраслях — предельно ответственные несмотря ни на что, преданные делу и болеющие за страну. С Андреем Ивановичем мы побеседовали о пути в непростую профессию чекиста, о призвании и о том, какие задачи стоят сегодня перед молодым поколением.

Послужной список

Рассматриваем фотоальбомы, почетные грамоты, государственные и ведомственные награды Андрея Еркаева. Одна из самых любимых его фотографий — та, где он, еще семилетний, примеряет солдатскую форму своего дяди, вернувшегося из армии. Так уж сложилось, что она предопределила дальнейшую судьбу. Семилетний мальчишка впоследствии посвятил свою жизнь службе, получил звание полковника юстиции, за образцовое выполнение сложных заданий был удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» и других весомых наград.

Семья жила в поселке Яблоневый Овраг под Жигулевском. Андрей занимался спортом, в школе с удовольствием ходил на уроки военного дела, неизменно участвовал в игре «Зарница». После выпуска пытался поступать на юридический факультет университета. Но тогда была очень верная установка: на этот факультет принимали не зеленых юнцов — вчерашних школьников, а тех, кто уже поработал в сфере охраны правопорядка, имел жизненный и трудовой опыт. Андрей для такого опыта год проработал на Жигулевском комбинате строительных материалов, потом два года отслужил срочную в стройбате — на полигоне Капустин Яр, под Тулой, в других местах. Демобилизовался в звании старшины. 

Его взяли на работу в районный отдел внутренних дел в Самаре. Это было начало 1990-х, и оперативная обстановка соответствовала. Молодой сотрудник райотдела год работал в группе задержания, участвовал в патрулированиях и других мероприятиях. Поступил в высшую школу милиции в Волгограде и, по его словам, попал к преподавателям с большой буквы, профессионалам самого высокого уровня. Они, лучшие советские специалисты с огромным опытом, вынуждены были оставлять свои весомые посты в бывших союзных республиках, провозгласивших суверенитет, и переезжать в Россию. Такие педагоги многое дали своим студентам, а главное, научили любить Родину, служить ей верой и правдой. 

Еркаев выпустился в звании младшего лейтенанта, вернулся в Промышленный РОВД на должность следователя. Когда набежало шесть лет милицейского стажа, его пригласили на работу в органы безопасности. 

— Пришлось серьезно перестраиваться. Если органы внутренних дел занимаются теми, кто преступил закон, то органы безопасности работают на упреждение. Это совершенно иные подходы, более глубокие и серьезные. Но прежняя наработанная база мне очень помогала, — уточняет Андрей Иванович. — Осваивал новое поприще и понимал, что соответствующего образования не хватает. У нас в управлении есть библиотека, так я проводил там все свободное время. В ней есть уникальные книги и документы, вплоть до уголовных дел 1918 года. Читал, изучал. Поступил в профильный вуз. 

Новое время — новые задачи

Какой спецификой были отмечены 1990-е годы? Началась борьба с терроризмом, экстремизмом, о которых в советское время граждане даже не слышали. Шло разжигание межнациональной, межконфессиональной розни. Сотрудники органов безопасности начали нарабатывать опыт работы по пресечению такой деятельности. Учиться приходилось постоянно.

В управлении Еркаев трудился в следственном отделе. Нагрузки были колоссальными. Но он считает, что при всех трудностях того времени работники органов безопасности выстояли свою вахту достойно. Вскоре его перевели в оперативное подразделение, то есть на работу «в поля». Надо было быстро добывать информацию, уметь грамотно работать с людьми, подбирать под них «ключики». Оперативник — это ведь мастер на все руки. Трудились и одновременно учились. И получали неплохие результаты.

В нулевые годы авторитет службы безопасности стал заметно расти. Сегодня он достиг того уровня, когда практически все задачи по плечу.

— Эта работа требует широкого кругозора, полной отдачи, — считает Еркаев. — Мы так и старались трудиться. У нас, кстати, существует серьезная система поощрения. Нет, не деньгами. Есть иные стимулы — на мой взгляд, более весомые. Но мы не за награды работаем. А за обеспечение безопасности граждан, страны.

Следователь — товар штучный 

В 2010 году Андрей Еркаев стал начальником следственного отдела управления ФСБ по Самарской области. Десятки уголовных дел отправляли в суд. Объем работы был очень большим. А следователь — это, по словам руководителя, товар штучный. Выходцы из отдела Еркаева сейчас занимают заметные посты во многих учреждениях.

Из «кабинетных» следователей вновь перешел на оперативную работу. Выявлял, пресекал преступления. Занимался этим вплоть до выхода на пенсию. А еще много лет преподавал, вел курсы по оперативно-разыскной, уголовно-процессуальной деятельности в одном из профильных вузов органов безопасности. 

Были ли задания, с которыми так и не смогли справиться? Да, были. В отдел Андрея Ивановича поступило дело на «объект разработки». Ровесник Андрея Еркаева, то есть воспитанный теми же пионерией, комсомолом, государственной системой. Но этот человек не скрывал, что государственных законов не признает, что превыше всего должен быть суд шариата. Долго пытались разговаривать с ним, разъяснять, казалось бы, понятные истины. Но результат оказался нулевым. «Объект» слушать ничего не хотел. Чтобы не допустить его влияния на умы молодежи, гражданина осудили, он отбыл наказание. А когда вернулся — вновь взялся за свою пропаганду, да с еще большим напором. Осужден повторно. Трудно было понять, через какое воздействие прошел, какой литературы начитался человек немолодого возраста, отец семейства.

Таких тонких тем много. Например, был в недавнее время прямо-таки вал подделок дипломов о высшем образовании. Задержали такого дельца — а у него в списке значилось более 300 человек, которых он уже снабдил фальшивыми документами, выполненными на высоком полиграфическом уровне. Почти всех этих «выпускников вузов» нашли, а сам делец отправился в места не столь отдаленные.

Связь поколений 

Андрею Еркаеву пришлось поработать на высоком посту в Автограде. Был начальником службы в Тольятти УФСБ по Самарской области. Много занимались «АВТОВАЗом» с его огромным штатом работников. А в 2018 году приступил к обязанностям заместителя руководителя рабочей группы по подготовке к чемпионату мира по футболу. Колоссальные задачи пришлось тогда решать, ведь к нам в губернию прибыло более 250 тысяч иностранцев. И за строительством стадиона служба безопасности следила круглосуточно, чтобы, например, в бетон для заливки не была заложена взрывчатка. В таком напряженном ритме трудились восемь месяцев перед началом чемпионата и во время игр. Многие сотрудники службы были особо отмечены по результатам образцовой работы.

Сейчас, после выхода на пенсию, Андрей Иванович дома не сидит. Трудится на госпредприятии. И продолжает на правах члена совета ветеранов органов безопасности помогать молодым специалистам с высоты своего опыта. Хотя подчеркивает, что у нынешних чекистов появилось много новых задач. Уголовные дела по диверсиям, шпионажу — это сегодняшние реалии.

— Молодежи я всегда желаю трудиться так, чтобы было не стыдно за сделанное. Мы в свое время старались всегда следовать этому правилу. И сейчас по мере сил стремимся приносить пользу обществу, — подводит итог Андрей Еркаев.

Читайте также:

Люди

Ветеран Зоя Васильева: «Мы, дети войны, рано повзрослели»

О военном детстве, работе на заводе и общественной деятельности

Люди

Анна Князева: «Писательство — это забег на длинную дистанцию»

Автор детективов о творческом процессе, самообразовании и любимых героях

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации