Как дочь лютеранина стала игуменьей православного монастыря. Часть последняя

20.10.2024

Loading

Автор:

Как дочь лютеранина стала игуменьей православного монастыря. Часть последняя

В этом году исполняется 170 лет с момента образования в Самаре лютеранской общины. Немецкие протестанты сыграли большую роль в развитии нашей губернии. Достаточно вспомнить неподкупного губернатора Карла Грота, сумевшего искоренить мздоимство среди чиновников и способствовавшего процветанию края. Но были и другие личности, которые своим честным трудом, своими знаниями и убеждениями вносили вклад в жизнь губернии. Например, знаменитый столичный врач Карл Боянус, на склоне лет поселившийся с семьей в самарском имении Ключи. Среди его детей — Семен Боянус, крупный лингвист, автор русско-английских словарей, и Нина Боянус, одна из первых самарских женщин-врачей, ставшая впоследствии игуменьей православного Полоцкого Свято-Ефросиньевского монастыря. Это последняя часть материала. Первую можно почитать тут, а вторую — тут.

Трудный путь веры

В 1895 году по причине тяжелой болезни отца Боянусы переехали из Самарской губернии в Тифлис. Там при миссионерском братстве Вера Карловна вместе с матерью Ольгой Семеновной устроили воскресную школу и библиотеку. Затем усилиями девушки была открыта церковно-приходская школа. Она же руководила ее работой. 

Решение вступить на путь монашества Вера приняла после смерти отца, без сомнений, из уважения к нему как к лютеранину. Свои монашеские обеты девушка произнесла в Вировском Спаса Всемилостивого монастыре Холмско-Варшавской епархии. После пострига она получила имя Нина.

В 1904 году молодая монахиня стала насельницей одной из древнейших славянских иноческих обителей — Спасо-Евфросиньевской в Полоцке. Этот монастырь был основан в XII веке преподобной Евфросинией, княжной и игуменьей полоцкой, основоположницей женского монашества на Руси. С июня 1904 по ноябрь 1905 года матушка Нина исполняла обязанности настоятельницы Полоцкого монастыря. Она не была назначена официально на эту должность ввиду совсем молодого возраста — ей исполнилось только 29 лет. 

Обет — лечить и просвещать

Благодаря трудам монахини Нины монастырское женское духовное училище из бедного трехклассного было преобразовано в шестиклассное и получило статус епархиального со всеми правами и привилегиями для его выпускниц. При содействии Великого князя Константина Романова и других влиятельных лиц в 1907 году было возведено новое каменное трехэтажное здание учреждения, сохранившееся до настоящего времени. При матушке Нине расширили учебную программу, ввели преподавание иностранных языков и живописи. 

Огромное внимание начальница училища уделяла духовно-нравственному воспитанию девушек. Она проводила с ними беседы о вере и жизни по Евангелию. В 1913 году эти материалы были изданы в Полоцке отдельной брошюрой под названием «Наши беседы о жизни». 

За свою деятельность по устройству училища в 1908 году монахиня Нина была награждена наперсным крестом. А в 1914-м, в возрасте 38 лет, решением Святейшего Синода возведена в сан игуменьи. 

В годы Первой мировой войны здание училища было переоборудовано настоятельницей под военный госпиталь, рассчитанный на 250 раненых. Сама она трудилась там в качестве сестры милосердия.

Годы гонений

После Октябрьской революции, когда большевики начали закрывать и уничтожать храмы, монастыри, преследовать верующих, игуменья Нина уехала в родительское имение под Самару. Там она некоторое время жила у родной сестры Любови Карловны. Однако вскоре имение было разорено и разграблено. Любовь Карловна скоропостижно скончалась. А матушке Нине в связи с опасностью ареста пришлось перебраться в Кинель-Черкассы, затем в Бузулук. 

Монашеское звание ставило под угрозу расстрела не только ее саму, но и тех, кто поддерживал с ней общение, — родных, знакомых, друзей. Имея удостоверение сестры милосердия, Нина решила продолжить свое образование и поступила на медицинский факультет Самарского университета. По окончании учебы она купила небольшой дом в 40 километрах от Самары, в селе Алексеевка. Завела хозяйство и помогала родным и знакомым. Устроилась на работу в больницу. 

В 1935 году, после закрытия в Алексеевке последнего храма, матушка продала дом и вернулась в Самару. До конца Великой Отечественной войны она работала в педиатрическом отделении городской поликлиники. Матушка Нина очень любила детей, своих крестников, племянников и племянниц, принимала большое участие в их судьбах, старалась возжечь в них веру и любовь к Богу. Многие из этих детей впоследствии под ее влиянием избрали профессию врача.

В 1948 году духовная дочь игуменьи Нины, Фекла Ивановна Клоп, верная помощница матушки еще по Полоцкому Спасо-Евфросиньевскому училищу, пригласила ее к себе в Кинель-Черкассы. В этом селе и прошли последние годы жизни монахини. Матушка Нина скончалась 13 октября 1953 года.

Выдающиеся личности

Известно, что все трое старших сводных братьев игуменьи Нины были врачами-гомеопатами и занимали ответственные должности в различных российских медицинских учреждениях. Карл Карлович Боянус-младший (1860-1928) стал секретарем гомеопатического общества Одессы. Николай Карлович Боянус (1853-1916) возглавлял гомеопатическое общество Москвы и вместе с тем являлся казначеем московского отделения Российского теософского общества. Именно он перевел на русский язык труды основателя антропософии Рудольфа Штейнера.

Из трех родных братьев Нины двое стали чиновниками. Алексей Карлович Боянус был школьным другом Ильи, одного из сыновей графа Льва Толстого, работал в министерстве внутренних дел в Петербурге. Он стал специалистом по земствам, созданным административной реформой императора Александра II, и опубликовал в 1911 году фундаментальный труд по этому вопросу. Второй брат — Александр Карлович был чиновником в Самаре. 

Удивительна судьба любимого брата матушки Нины Семена Карловича. Он стал известным специалистом по русской фонетике в Великобритании под именем Simon Charles Boyanus

Семен Карлович унаследовал от отца любовь к Англии и дружбу с Владимиром Далем. Матери был обязан любовью к языкам. Окончив факультет английского языка и литературы в Санкт-Петербургском университете, он работал в Институте философии и лингвистики, стал профессором английской филологии и сотрудничал с академиком Львом Щербой. 

Боянус участвовал в создании первых школ иностранных языков в Москве и Ленинграде. В 1926 году опубликовал учебник английского произношения для русских студентов. Позднее в сотрудничестве с Владимиром Мюллером издал два словаря — русско-английский и англо-русский. В 1934 году Семен Карлович вернулся в Лондон, где получил пост доцента русской фонетики в Школе славянских исследований. В 1942 году в возрасте 71 года открыл «Школу русского языка Боянуса». Параллельно преподавал в Оксфорде, где умер во время лекции от сердечного приступа.

Игуменья Нина с ученицей Полоцкого епархиального училища Катей Леоновой
Дом матушки Нины в Алексеевке

Фотографии: исторические архивы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации