Как повысить культуру вождения электросамокатов 

15.08.2024

157

Автор:

Как повысить культуру вождения электросамокатов 

Электросамокаты становятся все популярнее. Стоят они не так дорого. Их можно взять в аренду и, преодолевая небольшие, средние расстояния, быстро добираться до нужных мест или просто кататься, весело проводить время с друзьями, близкими. Нет проблем с парковкой.

Но у любителей этого транспортного средства есть оппоненты: пешеходы и автомобилисты. Первые напрягаются при встрече с электросамокатчиками на тротуаре. Ведь многие из них не снижают скорости, лавируют между людьми, заставляют шарахаться. Автомобилисты нервничают, когда на проезжей части кто-то на электросамокате совершает резкий маневр, появляется из ниоткуда перед машиной. ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) — не редкость. В России количество таких происшествий растет. 

В ПДД установили требования к движению СИМ. Администрация Самары, Госавтоинспекция, эксперты, общественные организации, кикшеринговые компании объединили усилия, чтобы повысить безопасность дорожного движения при увеличении количества электросамокатов в городе. Так, ГИБДД продолжает профилактику — напоминает, как правильно передвигаться на СИМ. Арендованные электросамокаты автоматически снижают скорость в локациях, которые определены городскими властями. Кикшеринговые компании распространяют знания о ПДД среди пользователей, ввели новые штрафы за нарушения и повысили существующие. 

Звучат разные предложения, как побудить электросамокатчиков соблюдать правила, быть более осторожными, как отстранить некоторых от управления СИМ. Кто-то рекомендует обратить внимание на решение парижских властей. На референдуме в 2023 году 90% жителей столицы Франции высказались за то, чтобы убрать электросамокаты с улиц. В России, в нашем городе вводить такие запреты пока не планируют. Основные усилия разных ведомств и общественности направлены на то, чтобы повысить культуру вождения СИМ. 

Вот что нужно знать перед поездкой на электросамокате.     

По данным научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, за шесть месяцев 2024 года в России произошло 1891 ДТП с участием СИМ. 

Это на 81,3% больше, чем за аналогичный период 2023-го. 40% инцидентов случились на тротуарах, в пешеходных зонах, 25% — на перекрестках и выездах с прилегающих территорий, 17% — на пешеходных переходах. 

В этих ДТП погиб 21 человек, в том числе трое детей в возрасте до 16 лет. 20 из них передвигались на СИМ. Один скончался после того, как его сбило средство индивидуальной мобильности. 

В 14 смертельных случаях на СИМ наехало другое транспортное средство, в том числе три ситуации — на пешеходных переходах, когда электросамокатчики не спешились. 

В 1891 ДТП пострадали 1972 человека, среди них — 354 ребенка. 

В происшествиях участвовали как личные СИМ, так и арендованные.

Средства индивидуальной мобильности в Правилах дорожного движения 

С 1 марта 2023 года в ПДД РФ появилось понятие «средство индивидуальной мобильности» — СИМ. 

Согласно пункту 1.2 ПДД, СИМ — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей): электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса, иные аналогичные средства.

Водители СИМ выделены в отдельную категорию — «лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности». 

В пункте 24 ПДД — требования к движению СИМ. Для лиц на СИМ разных возрастов предусмотрены свои правила.  

В кикшеринге требования строже, чем в ПДД. Например, по оферте одного из сервисов, работающих в Самаре, взять электросамокат напрокат может только совершеннолетний пользователь.

Тем, кто передвигается на СИМ, запрещается:

— управлять, не держась за руль (при его наличии) хотя бы одной рукой,

— перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению,

— перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией СИМ,

— перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест,

— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, которые имеют более одной полосы в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах),

— обгон или объезд с левой стороны транспортного средства при движении по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных ПДД,

— пересекать дорогу по пешеходным переходам,

— буксировать другой вид транспорта без соответствующего прицепа. 

Для тех, кто передвигается на СИМ: 

— не нужно водительское удостоверение, регистрация транспортного средства,

— необязательны шлем, защита, страховка,

— разрешенная скорость — не более 25 км/ч,

— пешеходы имеют приоритет,

спешиваться или ехать со скоростью потока пешеходов, если движение создает для них помехи, подвергает опасности,  

спешиваться при пересечении дороги по пешеходному переходу;

ехать по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных ПДД, — в один ряд,

в темное время суток либо в условиях недостаточной видимости рекомендуется иметь предметы со световозвращающими элементами, а вне населенных пунктов обязательно носить их,

предусмотрена ответственность за нарушения ПДД.  

Где ездить?

Дети до 7 лет.

По тротуарам, велодорожкам (на стороне для движения пешеходов), в пределах пешеходных зон и только в сопровождении взрослых.  

Дети от 7 до 14 лет. 

По тротуарам, велодорожкам, в пределах пешеходных зон.

Старше 14 лет. 

По велосипедной дорожке.

СИМ до 35 кг: если нет велоинфраструктуры, — по тротуару. Нет пешеходной зоны — по обочине. Нет обочины — по правому краю проезжей части дороги. Требования: разрешенная скорость транспортного средства — не более 60 км/ч, СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями, фарой. 

СИМ больше 35 кг: если нет велоинфраструктуры, — по обочине. Если ее нет — по правому краю дороги. Требования: разрешенная скорость транспортного средства — не более 60 км/ч, СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями, фарой.

Штрафы   

800 рублей

за нарушения ПДД в том числе для тех, кто управляет СИМ (часть 2 статьи 12.29 КоАП РФ).

От 1000 до 1500 рублей 

за нарушения ПДД в том числе для тех, кто в состоянии опьянения управляет СИМ (часть 3 статьи 12.29 КоАП РФ). 

— Санкции одной из кикшеринговых компаний: 10 тысяч рублей, блокировка аккаунта в сервисе — за поездку несовершеннолетнего, 5000 — за езду вдвоем, 1000 — за неспешивание на пешеходном переходе, 500 — за нарушение правил парковки, от 30 до 100 тысяч, блокировка — за инцидент, повлекший причинение вреда здоровью или имуществу третьих лиц, 100 тысяч, блокировка — за езду в алкогольном, наркотическом опьянении. 

— Кикшеринговые компании принимают сигналы о нарушениях ПДД на арендованных СИМ в поддержках своих сервисов, в социальных сетях. Штрафы применяют к пользователям только при наличии веских оснований и доказательств.

— В телеграме — в чат-боте ассоциации операторов микромобильности @Samokat_ru_bot — можно оставить сообщения о нарушениях во всех сервисах кикшеринга. 

Читайте также:

Общество

Минобороны приглашает на военную службу по контракту

Встать на защиту Родины имеют право мужчины в возрасте от 18 до 65 лет. Женщины – до 45 лет. Подробную […]

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 августа 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Минобороны приглашает на военную службу по контракту

Встать на защиту Родины имеют право мужчины в возрасте от 18 до 65 лет. Женщины – до 45 лет. Подробную […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации