Всегда быть форме

27.10.2010

13

Автор:

Школы одна за другой вводят для своих учеников единый стиль в одежде

В последние годы все больше школьников, собираясь на учебу, надевают форму. Но в основном это ребята из младших классов.

КОГДА я была еще школьни­цей, в 90-х годах, форму никто не носил. Советский дресс-код ушел в прошлое и считался ограничи­телем свободы, а новый никто вводить не спешил. Поэтому каж­дый из нас щеголял в том, что у него было. Но достаток в семьях, да и воспитание разные, поэто­му и одежка была, как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет». Распространение получили ко­роткие топики, оголяющие пуп­ки, вытянутые на коленках три­ко, майки с героями диснеевских мультиков и другие «прикиды» кто во что горазд. Зато один всег­да отличался от другого…

Но, странное дело, как только форма в российских школах ста­ла необязательной, многие педа­гоги и родители стали вспоми­нать ее с ностальгией: свобода, а вернее беспорядок, в школьной одежде негативно сказывался на учебе. Первыми к дресс-коду ре­шили вернуться гимназии, ли­цеи, чтобы поддержать свой ста­тус. Постепенно и школы стали вводить обязательные элемен­ты внешнего вида, к примеру, для девочек — белый верх и темный низ, шить жилетки с символикой учреждения. «Когда коллектив отличается от других одеждой, символикой, то это его органи­зует, сплачивает, — считает заме­ститель руководителя городско­го департамента образования Ве­ра Халаева. — Отношение к учебе становится серьезнее. Да и внеш­не красиво, когда ученики сто­ят на линейке или сидят в клас­се в одинаковой одежде. К тому же между детьми исчезает сопер­ничество кто во что одет, особен­но в старших классах. Они уже оценивают друг друга не только по внешнему виду, а понимают: мы — единое целое, у нас общая цель — получение знаний». Фор­ма дает почувствовать свою при­надлежность к группе с ее пра­вами и обязанностями, ощутить себя частью школьного сообще­ства. Если у ребенка есть форма, то родителям не нужно думать, как его одеть, отправляя в шко­лу: постирал комплект, погладил и все. То есть сын или дочь одеты на год вперед. А еще с малых лет им прививаются аккуратность и вкус.

Выбор есть

Но несмотря на вроде бы яв­ные преимущества, проверенные временем, необходимость в фор­ме до сих пор вызывает немало споров. Главным образом роди­телей пугает ее стоимость. Она может доходить до трех тысяч, а это, согласитесь, ощутимый удар по кошельку. Поэтому в департа­менте образования рекомендуют использовать элементы формы. К примеру, жилетки с логотипа­ми школ, галстуки — одним сло­вом, любой атрибут, который бы объединял учеников. Нужно за­метить, что ношение формы в об­щеобразовательных учреждени­ях — не обязательно и никакими нормативными актами не регла­ментируется. Носить или не но­сить — решение остается за шко­лой и, конечно, за родителями. Классный руководитель может предложить какой-то свой вари­ант, а у мам и пап есть право со­гласиться или отказаться. Шко­ла не может настаивать, может только попытаться убедить.

В настоящее время ателье, швейные фабрики предлагают школьную форму на заказ. Да и магазины с рынками пестрят го­товыми изделиями. Разные моде­ли, ткани, расцветки и, конечно, качество. При выборе школьной формы и ее пошиве специалисты рекомендуют обращать внима­ние на ткань. Лучше выбрать на­туральную: в теплую погоду в та­кой одежде нежарко, а в холод­ную — уютно. К тому же синтети­ка может вызывать аллергию. Ко­нечно, форма должна быть удоб­на при носке, не стеснять движе­ний ребенка, не содержать мно­го элементов — пуговиц, пряжек, бантиков, поясков — всего того, что отвлекает от учебы. Цвет луч­ше выбрать не раздражающий, не маркий, дети ведь часто пачкают­ся… Сейчас у школ уже завяза­лись отношения с ателье, где учи­тывают все капризы родителей и детей. Если кто-то из мам и пап растеряется и не найдет подходя­щего варианта, то в департаменте образования могут помочь. Так что обращайтесь.

Главное, чтобы костюмчик сидел

В Дневном пансионе-84 фор­ма появилась у первоклассни­ков четыре года назад. А потом ее стали носить и следующие «ново­бранцы». Конечно, родители не сразу одобрили введенный дресс- код, спорили. Но сейчас поняли, что форма — это удобно, она вы­годна по деньгам и решает про­блему, во что одеть ребенка. Се­годня младшее звено пансиона носит форму-триколор. О выборе цвета советовались с психологом. Мальчики — это синие брючки, пиджаки, красные галстуки, бе­лые рубашки, а девочки — синие юбочки и жакеты. Синий цвет, считают здесь, не раздражает и выглядит солидно. Родители са­ми занимаются формой — шьют там, где им удобно. Да и модель сами выбирают — мама лучше зна­ет, что будет лучше смотреться на ее ребенке. Только одно требо­вание в пансионе — ткань долж­на быть одинаковой, чтобы бы­ло видно, что это форма. В целом, одного комплекта хватает до 5-го класса. Родители часто выходят из положения, перешивая перво­начальный вариант.

«В 5-7 классах пока прижи­ваются только жилетки с эм­блемой, — рассказывает дирек­тор Дневного пансиона-84 Яков Фиш. — Сейчас мы убеждаем ро­дителей, что с 5 по 9 класс нуж­но вводить не только элементы, но и форму целиком. О старше­классниках пока не говорим. В подростковом возрасте появля­ется стремление к индивидуаль­ности, ребята хотят быть не по­хожими на других, стараясь зая­вить о себе любыми способами, в том числе и с помощью одеж­ды… Но форма работает на учеб­ный процесс. А форма и содер­жание, как известно, взаимосвя­заны. Когда ученик нашего пан­сиона надевает пеструю майку с черепами, то это заявка не на обу- чение, а на эпатаж, демонстра­цию. Молодому гражданину на­шей страны нужно внушить: в пир, в мир и в добрые люди не следует ходить в одной одежде».

Сегодня в 80 процентах школ Самары ученики начальных клас­сов носят форму или ее элемен­ты. Малыши на дресс-код быстро соглашаются. Но ситуация меня­ется по мере того, как школьни­ки взрослеют. Только около 30 процентов учеников 5-8 классов приветствуют форму. И вряд ли в Самаре имеется такое школьное учреждение, где с 1 по 11 класс дети одеваются одинаково. Ис­ключение составляют только ка­детские школы № 95 и 170, в ко­торых форма — важный атрибут воспитательной работы.

СПРАВКА «СГ»

Впервые школьную форму ввели в 1834 году для гимназистов и студентов. Мальчики носили суконную гимнастер­ку синего цвета с серебряными пугови­цами, которая подпоясывалась черным лакированным ремнем с серебристой пряжкой. Брюки шились из черной ткани, не имели канта. В старших классах вме­сто гимнастерки часто носили китель со стоячим воротничком. За несоблюдение правил ношения костюма наказывали. Фасон гимназической формы менялся в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах, но во­енный стиль сохранялся. Форму для деву­шек, скромную, строгую, удобную и прак­тичную, — коричневое платье с ворот­ничком, манжетами и фартуком — утвер­дили в 1886 году. В 1918 году декрет со­ветской власти отменил школьную фор­му. Это был атрибут старой России и из­лишняя роскошь для разоренной страны. После Великой Отечественной войны для мальчиков ввели военизированную фор­му — серые, военного типа гимнастерки с воротничком-стоечкой, пятью пугови­цами, двумя прорезанными карманами с клапанами на груди, с ремнем с пряж­кой и фуражкой с кожаным козырьком, а девочек опять одели в коричневые шерстяные платья с черным передни­ком. Появились белые фартуки, пришив­ные воротнички, манжеты, позднее — бе­лые гольфы, банты. Обязательным атри­бутом стали красные пионерские галсту­ки, значки. Со временем манжеты ста­ли не прикрывать запястий, подол платья поднимался выше. В 1962 году форму для мальчиков поменяли на серые шер­стяные костюмы на четырех пуговицах, в 1973 году — на синие костюмы из полу­шерстяной ткани, украшенные эмблемой на рукаве, пятью алюминиевыми пугови­цами, манжетами и двумя карманами с клапанами на груди. В 1984 году для де­вочек ввели костюм-тройку синего цве­та: юбка-трапеция со складками спереди, жилетка и пиджак с накладными карма­нами. 90-е привнесли в школы джинсы, лосины, платья, футболки, куртки спор­тивного типа. Форма как таковая исчез­ла из школ.

Всегда быть форме