Коллекционер Александр Федорцов: «Стоимость самовара может достигать и миллиона рублей»

29.05.2024

Loading

Автор:

Коллекционер Александр Федорцов: «Стоимость самовара может достигать и миллиона рублей»

Красивый блестящий сосуд для приготовления чая много столетий считался символом русского гостеприимства. Сейчас этот предмет почти исчез из нашего обихода: его можно увидеть лишь в музее или в частном собрании, например, у самарца Андрея Федорцова. Историю своего увлечения коллекционер рассказал «СГ». 

Музей для наглядности

— По первому образованию я инженер. Проработал по специальности года полтора и радикально сменил сферу деятельности: окончил филфак и истфак. 27 лет отдал школе, преподавая «все гуманитарное». В моем кабинете и появился первый маленький музей — для наглядности: документы, монеты. В нашей семье всегда было много интересных вещей. Мы жили в частном доме. Дедушка собирал книги, бабушка любила красивую посуду, мебель. Многое я отреставрировал и храню до сих пор: настольные лампы, литье, статуэтки. Эти предметы греют душу. 

А коллекционированием я заболел лет десять назад. Всегда любил заглянуть на блошиные рынки, купить приятную мелочь. Однажды приобрел подстаканник, затем второй… И подумал, что к ним нужен самовар. Со временем начал общаться в тематических группах, на форумах, читать литературу, участвовать в аукционах. Познакомился с другими собирателями. 

Самое позднее увлечение

Моя коллекция начиналась с подстаканников и фарфора. Сейчас цены значительно выросли, и некоторые экземпляры, которые были когда-то для меня вполне доступны, стоят запредельных денег — и 50, и 100, и 200 тысяч рублей. Приобрести что-то почти нереально, так как собирателей много, и они отслеживают все новинки на специализированных платформах в интернете, на аукционах, в антикварных магазинах. 

Самовары — самое позднее мое увлечение, и при этом самое всеобъемлющее. Случайно у знакомого, который занимается сбором металла, я увидел на полках с десяток самоваров — таких красивых, разных. Оказалось, это очень глубокая тема, намного интереснее всего того, чем я занимался раньше. Сейчас я не только собираю сосуды для чая, но и реставрирую их, оцениваю. Это один из способов пополнения коллекции: часто именно таким образом в нее попадают новые экземпляры. 

На все руки мастер

В Самаре не много мастеров, способных вернуть старые самовары к жизни. К тому же реставрация зачастую обходится дороже самого изделия. 

Однажды я обратился к мастеру, чтобы припаять краник. Выяснилось, что для этого нужно разобрать весь самовар, вытащить трубу, кран, все зачистить, поскольку на грязный металл олово не прилипнет. Стоит это, причем вполне обоснованно, достаточно дорого. Поэтому пришлось освоить и это искусство, научиться паять и варить — естественно, не без помощи опытных людей. Тут особая технология, постичь которую путем просмотра роликов в интернете не получится. К тому же самоварный металл за сто с лишним лет мог стать достаточно хрупким — бывало, мы находили предметы, которые потом украшали коллекцию, и в колодцах, и в сгоревших домах. Процесс их восстановления — отнюдь не косметическая процедура.

Ни один уважающий себя коллекционер не поставит на полку самовар, в котором нельзя приготовить чай. Случается, что предмет уже не поддается ремонту и реставрации, но ценен своей историей, необычным видом. Для таких экземпляров можно, конечно, сделать исключение. 

Так и выходит: покупаешь что-то грязное, убитое, мятое. А со временем получается красивое, блестящее изделие, произведенное в давние времена. Каждый из российских фабрикантов старался — из-за конкуренции или следуя творческим порывам — создать что-то необычное. Отсюда и названия самоваров — «Шар», «Арбуз», «Яйцо гранное», «Пуля»… Сейчас такие изделия становятся редкостью. Добыть хороший экземпляр очень сложно. Стоимость редкого коллекционного предмета может достигать и миллиона рублей, и двух, и более — даже из простого металла, не говоря уже про серебро: такие образцы всегда клейменые, опробированные. Чаще всего встречаются латунь, томпак, реже медь. 

Новый туристический продукт

О моей коллекции вышло несколько публикаций в средствах массовой информации. После этого стали поступать разные предложения. Например, провести экскурсию для школьников. Но принять в своем доме 30 человек я, увы, не в силах. А вот небольшие группы — почему бы и нет? Этот проект сейчас в процессе разработки. Можно просто показать, как растапливается самовар, и это уже будет достаточно ярким впечатлением для современного человека, который никогда подобного не видел. И тем более не пробовал такого чая. 

Музеи самоваров есть в Туле, Саратове, некоторых других городах. Для Самары это новый туристический продукт. Возможно, получится это направление развить. Тем более что коллекция, несмотря ни на что, пополняется. На этой неделе, например, приехали два самовара — «Шарик» и «Катушка». Я беру все, что стоит недорого, приобретаю редкие формы и изделия малоизвестных мастеров. Встречаются самовары с гравировкой, например, «Поручику такого-то полка от однополчан в 1914 году». Тут интересна сама история. 

Есть у меня и самовары самарских производителей. Все знают про Тулу, но ведь такую продукцию изготавливали и в нашем городе. В царской России существовали большие торговые дома, такие как «Мюр и Мерилиз», нынешний ЦУМ в Москве. Крупнейший магазин выпускал каталоги, по которым можно было заказать любой товар. На самоварах ставилось клеймо производителя и маркировка «По заказу Мюр и Мерилиз». Такие дома, склады были и в купеческой Самаре. Отсюда изделия с метками местных промышленников — например, «По заказу складов наследника Злобина в Самаре» — расходились по всему Поволжью. Встречал я и бугурусланские клейма. 

Очень яркие эмоции

Хочется передать свое увлечение детям. Но пока кроме меня никто в семье всем этим не интересуется. Зато я заразил нескольких друзей. Коллега-преподаватель подсел на фарфор — теперь его коллекция в разы больше моей. Со временем начинает вырисовываться лейтмотив. Второму товарищу понравились подстаканники. Правда, собрав штук 20, он потерял интерес. Коллекциями надо заниматься. Они должны радовать глаз, создавать праздничное настроение и владельцу, и окружающим. 

У неподготовленных людей часто эмоции зашкаливают. Один знакомый зашел в комнату, где у меня стоит около 40 самоваров, ахнул и замер. Потом сказал: «Да, мой день состоялся. Не думал, что меня можно чем-то удивить, но тебе удалось». Мои гости часто фотографируют экспонаты, отправляют снимки родным и знакомым, привозят ко мне детей, чтобы они тоже посмотрели и узнали что-то новое. 

«Петух» с «Металлиста»

Мне кажется, что сегодня традиции чаепития возрождаются. Во время пандемии многие перебрались за город, и им всем вдруг понадобились дровяные самовары. Открываются новые производства — в Челябинске, Уфе. Есть люди, которые коллекционируют электрические самовары — в советское время такие изготавливались на разных предприятиях. Есть очень красивые экземпляры. Куйбышевский завод «Металлист» выпускал несколько наименований, в том числе самовар «Петух»: круглый, с краном в виде головы птицы с красным гребнем —первые модели еще и стояли на куриных лапах. 

Есть интересные идеи по возрождению традиций чаепития и у коллекционеров. Коллега из Астрахани, например, мечтает не только проводить выставки в местном краеведческом музее, но и открыть кафе, где можно будет продегустировать вкусный напиток из любого самовара, который понравится.

Фотографии предоставлены спикером

Читайте также:

Люди

Анна Князева: «Писательство — это забег на длинную дистанцию»

Автор детективов о творческом процессе, самообразовании и любимых героях

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации