А вам какой автобус?

20.10.2010

4

Автор:

Меняются только нюансы, а качество обслуживания на том же высоком уровне.

Проходишь в середину салона, покупаешь у кондуктора билет и проверяешь, не попался ли счастливый. Времена меняются, а автобусная романтика все та же.

Из пункта А в пункт Б

Директор музея истории пассажирско­го транспорта Самары Александр Авдиен­ко отдал отрасли городских перевозок 50 лет жизни. За свою долгую карьеру он успел многое сделать и многое повидать. «Обще­ственный транспорт в Самаре выполняет со­циальную функцию, а не коммерческую, по­этому обычно не покрывает свои расходы, — уверен опытный работник. — Наша главная цель — комфортно и безопасно перевозить людей из пункта А в пункт Б. Было время, когда общественные перевозки прекраща­лись в других городах, их вытесняли част­ники. Но нам всегда удавалось держаться на плаву. Муниципальная транспортная служ­ба предоставляет самарцам не только отно­сительно экономную свободу передвижения, но и надежные рабочие места».

Как вспоминают бывалые транспор­тники, стоимость билетов стала у нас повы­шаться с 1998 года. В 1999 году за проезд на­до было уплатить два рубля, в 2000 — три, а к концу 2005 года уже девять рублей. Свя­зано это с тем, что от пассажирских пред­приятий стали требовать самоокупаемо­сти, хотя бы частичной. Но затраты «Пас­сажиравтотранса» эти изменения все рав­но не покрывают. Между тем общественный транспорт необходим самарцам. Многие ка­тегории горожан имеют право на льготный проезд. «Раньше культура проезда у самар­цев была совсем другой, — вспоминает Алек­сандр Авдиенко. — Пенсионеры ездили в ав­тобусах, не предъявляя пенсионных удосто­верений. Студенты, бедный народ, тоже по­стоянно катались «зайцами». Но сейчас на­ши сотрудники перевоспитали пассажиров. Теперь люди возят с собой все необходимые документы и сразу, без напоминаний, пока­зывают их кондуктору».

Охота на «зайцев»

Не секрет, что кондукторы и контролеры нужны для того, чтобы люди меньше обма­нывали транспортников. В 60-е годы в Са­маре были предприняты первые попытки автоматизировать труд проверяющих биле­ты. Напомним, что тогда проезд стоил (сей­час это уже сложно представить!) шесть ко­пеек. Но если пассажиру предстояло пере­сечь большую территорию, приходилось брать билет дважды, в зависимости от та­рифного участка. Именно в это время в не­больших пассажирских автобусах стали по­являться механические кассы, которые не­которые пассажиры предпочитали игнори­ровать. В 68-м году их заменили компосте­рами. Тарифные участки были отменены, и общий тариф за проезд составил шесть ко­пеек. В это время кондукторов на пассажир­ских автобусных перевозках практически не осталось. Зато на всех маршрутах увеличи­лось количество контролеров. Они не только ловили безбилетников, но и следили, что­бы водители соблюдали расписание, за эки­пировкой транспорта и водительской каби­ной, куда нерадивый сотрудник мог набро­сать разный хлам. Кроме того, контроле­ры проверяли удостоверения у льготников. В то время существовало свыше ста льгот­ных категорий. Школьники тоже имели пра­во льготного проезда. В обиход прочно вош­ли абонементные талоны. «Было возможно купить книжечку абонементных талонов и не возить потом с собой денег, — поясняет ди­ректор музея истории пассажирского транс­порта Александр Авдиенко. — Например, ма­мы приобретали ребятишкам-школьникам талончики, чтобы они не ездили «зайцами», стараясь сэкономить деньги на что-то дру­гое».

Однако впоследствии оказалось, что тя­желый, но достойный труд кондуктора никто и ничто не заменит. Многие самарцы пред­почитали только делать вид, что они проби­вают абонемент… Так что в борьбе с излиш­не находчивыми ничего лучше грамотных специалистов пока не придумали.

Оттачивая мастерство

Заметим, что в 1995 году в транспорт­ную сферу приходили профессионалы и из других областей. «На этот период пришел­ся спад производства у промышленников, — рассказал нам Александр Авдиенко. — На ра­боту к нам устраивались люди с высшим об­разованием. В их числе были врачи и учите­ля. Проработав определенное время, они возвращались на прежние места работы. Мы всегда с пониманием относились к та­ким специалистам».

В 1999 году стал активно развиваться частный транспорт. Появились коммерче­ские газели, а затем и более вместительные автобусы. Но муниципальное предприятие «Пассажиравтотранс» продолжает актив­но обслуживать население города. Надо ска­зать, что оно достойно справляется со сво­ими обязанностями несмотря на сложную экономическую ситуацию. Только за пер­вое полугодие текущего года МП «Пасса­жиравтотранс» приобрело 44 автобуса мар­ки «НефАЗ» фактически за счет собствен­ных средств. Так что сегодня все желающие имеют возможность ездить на комфортных муниципальных автобусах. Кстати, переме­щаться с тяжелым багажом удобнее именно на общественном транспорте высокой вме­стимости. «Отмечу, что у коммерческих пе­ревозчиков меньше возможностей обучать своих сотрудников, — говорит Александр Ав­диенко. — У нас есть хорошая база, мы прово­дим длительные стажировки и другие меро­приятия, которые помогают нашим сотруд­никам оттачивать свое мастерство».

А вам какой автобус?

Читайте также:

Общество

«Всех не спасти»: как «Лапа» помогает животным, и что могу сделать я

Советы для тех, кто неравнодушен к бездомным четвероногим, но не знает, что делать

Общество

КНПЗ заботится о сохранении редких пород обитателей Волги

Более десяти лет сотрудники выпускают мальков ценных пород