В Доме культуры «Заря» регулярно проходят мероприятия, организованные Клубом самарских рукодельниц. Мастерицы проводят выставки, лекции, мастер-классы, знакомят посетителей со своим творчеством. Недавно коллекцию тюркских головных уборов представила популяризатор истории и культуры тюркских народов Фарида Ибрагимова.
Их родина — Алтай
— В мире существует около 40 тюркских народов, многие из которых проживают в России и на территории стран бывшего Советского Союза. Это татары, башкиры, азербайджанцы, турки, узбеки, казахи, киргизы, якуты и многие другие. Среди них встречаются представители разных вероисповеданий. В основно это мусульмане, но есть и христиане — например, чуваши и гагаузы, буддисты — тувинцы, шаманисты — народы Сибири, — рассказывает Фарида Ибрагимова.
Тюрки как народ возникли в III тысячелетии до нашей эры, их родиной считается Алтай. Оттуда они начали заселять великую степь, дошли до границ Европы. Интересно, что у многих тюркских народов по сей день сохранились похожие обычаи и традиции, несмотря на то, что их разделяют десятки и сотни тысяч километров. Например, если посмотреть на чувашский девичий головной убор тухья и туркменский, который называется тахья, нельзя не заметить их сходства.
У древних тюрок было особое отношение к головным уборам. Правильно, наверное, сказать — почтительное. Их нельзя было кидать, давать примерять чужим людям. Этот предмет мог перейти только от отца к сыну. У женщин допускалась передача головного убора от девушки, вышедшей замуж, младшей сестре или подруге — с тем, чтобы та тоже вскоре обрела семейное счастье. Когда тюрк заходил в юрту, он находил самое высокое место в ней и туда клал свой головной убор.
По мнению представителей тюркских народов, макушка — это самое сакральное и уязвимое место человека. Оно связывает нас с космосом, а потому всегда должно быть прикрыто. Соответственно, ходить без головного убора недопустимо. Новорожденному ребенку уже через несколько дней надевали небольшую тканевую тюбетейку, а старики даже спали в мягких тряпочных головных уборах. Если кто-то хотел оскорбить тюрка, он срывал с него «шапку». Это воспринималось как вызов.
— В древности у всех тюрков были тюбетейки. В переводе на русский «тюбе» означает «вершина». Эти головные уборы по форме напоминают и юрту, и пиалу, и небосвод, — продолжает Фарида Ибрагимова.
Как паспорт
Головной убор у представителей тюркских народов был как паспорт. Он мог сообщить о своем хозяине очень много: из каких тот мест, сколько примерно ему лет, состоит ли в браке, есть ли дети.
Например, у киргизов это ак калпак — «белый колпак», если по-русски, так как его шили из светлого войлока. С 2011 года он является национальным символом. Существует несколько видов ак калпаков. Первый — с зеленой каемочкой — дарили подростку, когда ему исполнялось 14 лет. В 24 полагался ак калпак с голубой каймой. В 36 — с коричневой. В этом возрасте мужчина, как правило, уже имеет семью и жизненный опыт, который следует передавать молодому поколению. В 48 каемка становилась бежевой: человек должен был показывать пример остальным как умный и много знающий. 60-летний мужчина — это аксакал, мудрец. Головные уборы с черной каемкой полагались вдовцам, если семья была не против, чтобы они женились снова. Юноша же, желающий объявить всему миру, что ищет невесту, появлялся на людях в ак калпаке с красной или бордовой каймой. Существовал еще ак калпак с белой каймой, его могли носить только лидеры.
Шляпная революция
Туристы, отправляющиеся на отдых в Турцию, в качестве сувенира часто привозят феску. Не все знают, что долгое время этот предмет был элементом национального костюма, но с 1920 года перестал являться таковым. Эта отмена получила название «шляпная революция».
Во главе страны тогда стоял Мустафа Кемаль Ататюрк, который взял курс на европейское развитие, хотел построить светское государство. А феска была ярким символом турецкой Османской империи. Поэтому был принят закон, запрещающий мужчинам носить ее.
При этом фески по-прежнему распространены в Египте, Марокко, Тунисе, и даже татарский головной убор каляпуш, который возник во второй половине XIX века, был срисован с фески и украшен вышивкой.
По цене дома
Головные уборы были недешевы. Известны случаи, когда состоятельные граждане нанимали телохранителей, которые должны были следить не за человеком, а за его «шапкой». За 150 рублей в Татарстане можно было купить дом из трех комнат. И примерно столько же стоила тюбетейка богатого человека.
Самый известный женский татарский головной убор — калфак. Его украшали вышивкой, серебром и золотом, драгоценными камнями. Некоторые калфаки в XIX веке стоили по 2000 рублей.
Традиционно они служил нижним головным убором, который без покрывала или верхнего платка было допустимо носить только в семейном кругу или среди других женщин. В конце XIX века пришла новая мода, и татарки, живущие в городе, старались ей следовать. Калфак начал видоизменяться. Его стали использовать как самостоятельный головной убор. Постепенно женщины перешли на маленькие калфачки. Они не закрывали прическу, а скорее завершали ее. Ну и, конечно, указывали на национальность своей хозяйки.
При украшении татарского калфака нередко использовали ушковую вышивку-аппликацию — у других народов такой техники не было. Изображали цветы, где каждый лепесток делался из свернутого «ушком» кусочка атласной ленты. Фарида Ибрагимова продемонстрировала музейную реплику такого головного убора, сшитую на заказ известной казанской мастерицей, — сейчас это большая редкость.
По завершении экскурса в историю все участницы мероприятия могли примерить предметы из представленной коллекции и оценить, что им больше к лицу — калфак, тухья, фес, малагай или тюбетейка.
Про вышивку и ткачество
Следующая выставка в ДК «Заря», на которой представят свои работы самарские мастерицы, откроется 8 июля, в День семьи, любви и верности. Она будет называться «От вышивки к ткачеству: история четырех поколений» (0+). Посетители увидят около 50 полотен, вышитых женщинами одной семьи, а также несколько тканых работ.
Фотография автора
Новости
Новости
Новости
Комментарии
0 комментариев