В самарском театре поставили «Муму»

01.03.2024

306

Автор:

В самарском театре поставили «Муму»

Именно эти два слога вырывают наивных школьников из нежных объятий детства и бросают в мир, полный несправедливости и бессмысленной злобы. «Муму» (12+) Ивана Тургенева поставили в театре «Мастерская».

Немое кино

Режиссер из Санкт-Петербурга Евгений Зимин, известный самарской публике своими постановками в театре «СамАрт» — «Азбука Льва Толстого», «Работа над ошибками» и «Денискины рассказы», сам создал инсценировку для спектакля.

Сюжет хрестоматийной истории разворачивается в старой Москве. Все сценическое пространство покрыто неровно сбитыми досками, немудреные декорации — табуретки и стол — тоже выполнены из дерева. Над авансценой художник-постановщик Александр Якунин расположил красивую резьбу. Но для главного героя в исполнении Никиты Ходенкова — дворника Герасима — этот мир лишен гармонии и малопонятен. В силу не только глухоты, но и оторванности от привычной деревенской среды. Двухметровый великан выделяется не только ростом, его алая рубашка контрастирует с черно-бежевыми нарядами остальных персонажей. Его боятся как огня, словно он может сжечь все их деревянное благополучие. Герасиму не понятен замкнутый мир усадьбы. Для него все происходящее вокруг — немое кино с движущимися картинками и музыкальным сопровождением. Партитура Василия Тонковидова и приглушенный свет создают мрачную атмосферу предчувствия беды. И она не заставит себя долго ждать.

В самарском театре поставили «Муму»

Судьба-злодейка

Ирина Сидоренко создает образ капризной и своенравной барыни, которая вершит судьбы своих крепостных не по злобе, а в бессильной попытке хоть кого-то сделать счастливым. Лишенная человеческого тепла (дети выросли и разъехались), окруженная холопами, она понимает только один метод взаимодействия — раздавать приказы. Ее энергичный и цепкий взгляд рыщет по двору, выискивая новый объект для облагодетельствования.

Первой жертвой становится прачка Татьяна (Надежда Насырова). Ее барыня определяет в супруги Капитону для спасения души и тела горького пропойцы, свято веря в оздоровительный эффект бракосочетания. Башмачник в исполнении Андрея Галкина являет публике по-гоголевски виртуозный юмор текста. Его витиеватые фразы щедро приправлены ломаным красноречием, самодовольством и обидой на свою долю: «По слабости здоровья спиртным напиткам подвергался действительно».

Судьба мало кого щадит в этой истории. Если бы не дожидался Герасим нового кафтана, а сразу пошел просить к барыне дозволения жениться…

Татьяна покорно соглашается с решением, которое сообщает ей дворецкий Гаврила (Кирилл Пискаев). У нее даже мысли не возникает, что можно отказаться выйти замуж за это человеческое отребье. Как барашек отдана она на закланье.

Судьба в лице барыни заливается хохотом. А Герасим как раненый зверь воет в своей каморке, отделенной стеной от дикого свадебного гуляния, на котором убитая горем невеста окружена скачущей дворней.

На чувства Татьяны к Герасиму нам намекает сцена их знакомства: недолго кружится вмиг преобразившаяся героиня в возникшей из ниоткуда белоснежной фате и вновь горбится, заматываясь платком. На прощание Герасим дарит Татьяне алую шаль — как символ счастья, которое не случилось.

В самарском театре поставили «Муму»

Великан и крошка

Судьба-злодейка крепко невзлюбила Герасима. Несчастья возникают на его жизненном пути неизбежно и регулярно, как верстовые столбы: насильное переселение из деревни в Москву, лишение возлюбленной, а потом и собаки.

Едва он успел оправиться от одной потери, как тучи сгущаются вновь. Всю свою нерастраченную нежность и теплоту нелюдимый дворник выливает на Муму, спасенную им из воды: «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Актриса Александра Костырева успешно создает образ милой кудрявой собачонки. Их гармоничный дуэт с великаном разрывает сердце, потому что не найти в зрительном зале человека, которому не известна была бы трагическая развязка истории.

И вновь судьба… Если бы пьяный не угнездился у забора, спровоцировав ее лай, может быть, и забыла бы барыня свою обиду на Муму, от страха укусившую ее. Но гнев не успел еще осесть, а крохотный сторож честно несла свою вахту.

В самарском театре поставили «Муму»

Не дает ответа…

По тексту рассказа барыня потом отрицала свое приказание избавиться от собачки. Гневливая и глубоко несчастная, она отказывалась признавать себя злодеем (а кто бы стал?). Итог один — не было необходимости уничтожать спутницу молчаливого великана. Незаслуженно обрушилось на него это горе.

В чем же причина? Само устройство общества, молчаливо сносящего самодурство хозяина? Дворня в спектакле показана почти как единый организм: носят похожие одежды, говорят, перебивая друг друга (порой и слов не разобрать). Актеры яркими деталями рисуют разнообразные характеры слуг, но какое поразительное единодушие проявляют персонажи, когда нужно выполнить очередной жестокий каприз барыни. И какое омерзительное пьяное веселье царит на свадьбе Татьяны и Капитона, когда втаптываются в грязь судьбы прачки и дворника.

Никто не восстает против помещицы. Свой финальный демарш Герасим совершает уже после того, как собственными руками уничтожает самое дорогое на свете существо. Почему нельзя было уйти в деревню вместе с Муму — вопрос, который можно отнести к величайшим загадкам русской литературы. Русский Геракл проявляет поразительную рабскую покорность своей крепостной хозяйке.

«Достойно ли смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?» Спектакль «Муму» Евгения Зимина, как любое настоящее искусство, не дает ответа, а лишь задает вопросы.

Как в жизни

«Муму» — рассказ Ивана Тургенева, написанный в 1852 году. В его основе, по данным исследователей, лежит реальная история, случившаяся в доме Варвары Петровны Тургеневой, матери автора. Прототипом Герасима был крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой. Он, родившийся и выросший в деревне, отличался высоким ростом, статностью и броской внешностью. Во время одной из поездок по своим имениям его заметила Варвара Петровна. Староста, к которому помещица обратилась с расспросами, характеризовал Андрея Немого как трезвого и исправного работника. Богатыря перевезли в московский дом Тургеневой и определили дворником. Он носил красные кумачовые рубашки, был улыбчив и силу имел необыкновенную.

У него на самом деле была собачка Муму, которую он утопил после приказа Варвары Петровны. Однако в отличие от литературного героя реальный Андрей не покинул барыню, а продолжал ей верно служить.

Никита Ходенков, актер Самарского молодежного драматического театра «Мастерская», исполнитель роли Герасима в спектакле «Муму»:

— Думаю, для любого артиста «зоны молчания» это самое трудное, но в то же время самое интересное, что есть в роли. Так что мне, можно сказать, достался лакомый кусочек.

Поверхностное, детское прочтение текста всегда отличается от кропотливого, вдумчивого и тем более от работы над ролью. Ты считываешь не только сюжет, но и смыслы и посыл автора.

Не раз в своей жизни общался и находился рядом со слабослышащими и глухими людьми, так что некий опыт есть. Даже помню алфавит на языке жестов. Но брал ли я за основу определенного человека? Скорее нет. Это собирательный образ, от всех по чуть-чуть.

Фотографии: Алексей Келасьев

Читайте также:

Новости

В Самаре заработает пункт отбора на программу «Время героев»

Военнослужащие, которые не смогли пройти отбор на программу «Время героев», из-за того, что выполняли боевые задачи, смогут это сделать в […]

Новости

Самарцы рассказали об отношении к работам, выполненным нейросетью

Сервис по поиску работы провел опрос жителей Самары о качестве работ с использованием нейросетей. 51 % горожан не смогли точно […]

Новости

В Самарской области из-за паводка остаются затопленными 69 жилых домов и один мост

В регионе продолжают бороться с последствиями паводка. По информации ГУ МЧС России по Самарской области, остаются подтопленными 69 частных жилых […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации