В театре драмы обсудили спектакль «Дети солнца»

27.02.2024

342

Автор:

В театре драмы обсудили спектакль «Дети солнца»

Самарский академический театр драмы пытается вернуть традицию обсуждения спектаклей. В ноябре прошлого года дискуссию, бурлившую в интернете вокруг спектакля «Мертвые души» в постановке Ивана Комарова, было решено перенести в зрительный зал. Обсуждение «русской готической сказки» прошло эмоционально. Сторонники сценического эксперимента и свежего взгляда на классику, обладая численным преимуществом, твердо отстаивали свою позицию. Перевес был достигнут в том числе потому, что недовольная часть публики покинула зал до наступления финала. Кстати, оценить новаторство прочтения классики можно в марте и апреле на большой сцене театра.

Вторым спектаклем, вынесенным на публичное обсуждение, стали «Дети солнца» по пьесе Максима Горького — премьера, состоявшаяся в ноябре прошлого года. Поводом для разговора выступило желание руководства театра услышать мнение зрителей, ответить на их вопросы, синтезировать театральную дискуссию с участием режиссера, актеров, театральных критиков.

В театре драмы обсудили спектакль «Дети солнца»

Режиссер спектакля Сергей Морозов, он же заместитель директора по координации и реализации творческих проектов театра драмы, отдал «на растерзание» публики свою вторую постановку на самарской сцене (первым его спектаклем стал бенефис Владимира Гальченко — «Фредерик, или Бульвар преступлений») и стойко выслушал все отзывы, некоторые из которых были весьма нелицеприятными.

— Почему Горький так важен для самарской сцены? В нашем краевом театре была осуществлена первая в стране постановка спектакля по повести «Фома Гордеев». Мы опередили на шесть дней частный театр Шабельской в Петербурге. Кроме того, наш город гордится, что 15 месяцев Горький работал в «Самарской газете» и везде говорил, что здесь родился как писатель. За 123 года, начиная с 1901-го, на данной сцене был поставлен 41 спектакль по его произведениям (12 пьес и четыре прозаических). Считаю, что это большое достижение. Горький — сложный драматург, для нынешнего дня в особенности. Потому что он многословный. Мы так отвыкли от этого. Привыкли к видеоряду, музыке, сокращениям. В спектакле «Дети солнца» получилось показать столкновение не только характеров и чувств, но и мыслей. Мне очень понравилось, как реагировал сегодня зал. Его уместный смех, его дыхание. Было видно, что людям интересно, — начала обсуждение театральный критик Ольга Журчева.

Мечтатели или демагоги?

Звучали положительные отзывы: «Я бы хотела, чтобы этот спектакль посмотрела молодежь», «Хочу вас поблагодарить за то, что вы нам показали бездну человека и свет», «Я очень люблю эту пьесу, и вы поставили ее именно так, как я себе представляла».

Одна зрительница высказала мнение, что ее разочаровали персонажи:

— Герои просто проговаривают свою позицию. Они ничего не делают и не могут научить хорошему. Только говорят.

За героев вступилась исполнительница роли Елены Протасовой Наталия Прокопенко:

— Не согласна с тем, что герои ничего не делают. Они могут заблуждаться, как и все люди, мечтать, стремиться к чему-то. Ничто человеческое им не чуждо. Моя героиня старается сделать мир лучше. И у нее есть четкое представление о том, чего делать нельзя — нельзя причинять боль другому, — отметила Прокопенко.

Современна ли классика?

Один из вопросов из зала звучал так: «Почему Горький? Почему не современная пьеса?»

— В спектакле мы нашли вневременную эстетику, чтобы оторвать от конкретики 1905 года. Если наши актрисы появятся на каком-нибудь вечере в своих костюмах, на них не будут странно смотреть. Современен тот театр, который в первую очередь работает с актуальным содержанием текста. Мне показалось правильным и определенным вызовом и для себя, и для труппы вновь обратиться к драматургии Горького, которая в последние годы нечастый гость на этой сцене. Для меня было важно именно данное название. Этот текст дает возможность порассуждать, окунуться, затронуть в себе спящие струны. Для меня очень важна вертикаль жизни. В самый страшный и трагический момент Протасов говорит: «Люди должны быть светлыми как солнце». Это воззвание к самому себе, к участникам спектакля и обращение к зрительному залу. К сожалению, очень часто обстоятельства толкают нас к тому, чтобы жить по горизонтали — в мелких заботах. А люди должны быть светлыми как солнце, — ответил Морозов.

Сериал на сцене?

Из зала звучала и критика:

— Мне казалось, что я три часа смотрела мелодраматический сериал. Основные события происходят за кулисами, долгие-долгие диалоги. Решение спектакля — примитивно. Смерть обозначать красной ленточкой — это уже настолько избито. Народ — какие-то звери с палками.

Морозов ответил в спокойной манере:

— Могу сказать спасибо. Значит, этот спектакль так увиделся вам. В репертуаре нашего театра вы можете найти другое название, которое не покажется сериалом. Даже если спектакль понравится только одному зрителю в зале, я буду считать, что мои усилия не пропали даром.

Еще одна зрительница пожаловалась, что в пьесе более подробно раскрыт характер Елены — жены Протасова.

— Я готов поставить более детально. А вы готовы смотреть пятичасовой спектакль? Мы с болью резали текст Горького. Например, сцену объяснения между Протасовым и Еленой сократили с пяти страниц до пяти строчек. Но поскольку мы репетировали его целиком, он не исчез бесследно, а сохранился на другом уровне, — возразил Морозов.

Сложно сказать, есть ли у проекта «Диалог со зрителем» будущее. Пока на обсуждение после спектакля осталась только пара десятков добровольцев. Может быть, виной тому продолжительность спектакля — три часа сценического зрелища все же выматывают. А может, отсутствие привычки, и постепенно славную традицию, заложенную в театре Петром Львовичем Монастырским, и прервавшуюся на несколько десятилетий, удастся возродить.

Сергей Морозов, режиссер спектакля «Дети солнца», заместитель директора по координации и реализации творческих проектов Самарского академического театра драмы им. Горького:

— В нынешнем сезоне в театре мы выбрали направление русской классики. Прошли премьеры «Дети солнца» Горького, «Сказка о мертвой царевне» Пушкина, впереди спектакль по «Герою нашего времени» Лермонтова.

Но при этом мы развиваем и направление современной драматургии. У нас есть «Катапульта», «Весы», «Это все она». В марте состоится премьера «На дне.doc» режиссера Дмитрия Крестьянкина. Если текст Алексея Максимовича написан 118 лет назад, то текст новой постановки — менее, чем 118 дней назад. Он создавался на основе монологов современных жителей Самары.

Театр должен работать для разной аудитории.

Татьяна Журчева, театральный критик:

— Искусство создается не для того, чтобы кто-то брал пример с персонажей. Оно задает вопросы. Мы хотим найти ответы, а их не предлагают. И Горький в этом смысле был самый вопрошающий писатель из всех, кого я знаю. Пьеса «Дети солнца» задается его вечным «Что есть человек?» Этот вопрос звучит сквозным мотивом, начиная от «Песни о Соколе» и заканчивая «Жизнью Клима Самгина». Горький писал о том, что столкновение со злом может убить в человеке душу. И это самое страшное. Пьеса невероятно современная. Не эпидемией, которая так знакома нам сегодня, а тем вопросом, который актуализировался: «Где человек?»

Фотографии: Самарский академический театр драмы

Читайте также:

Новости

В Самаре отметили Праздник весны и труда

В среду, 1 мая, состоялась церемония возложения цветов к мемориальному комплексу «Самара — город трудовой доблести». В ней приняли участие […]

Новости

Из Самары отправлен гуманитарный груз в зону СВО

В среду, 1 мая, губернатор Дмитрий Азаров вместе с земляками, представителями трудовых коллективов предприятий, профсоюзными и другими общественными организациями Самарской […]

Новости

Самарский БКК отправил пасхальные куличи бойцам в зону СВО

Сотрудники Самарского булочно-кондитерского комбината несмотря на выходные и праздничные дни продолжают радовать жителей Самары и области, а также городов соседних […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации