В детской музыкальной школе имени Глинки прошел мастер-класс от профессора института культуры

19.01.2024

266

Автор:

В детской музыкальной школе имени Глинки прошел мастер-класс от профессора института культуры

В детской музыкальной школе имени Глинки Год педагога и наставника завершился городской научно-практической конференцией. Ее решили посвятить отечественной художественной культуре как нравственному ориентиру традиционных ценностей.

Одним из ярчайших стало выступление заслуженного работника культуры РФ, профессора кафедры народных инструментов Самарского государственного института культуры Сергея Жданова на тему «Организация практической деятельности обучающихся в ДШИ через пропаганду народных традиций и обычаев».

В музыкальной школе имени Глинки Жданов ведет занятия в ансамбле ложкарей «Калинка». Свой доклад он начал с роли руководителя такого коллектива. По мнению профессора, этот человек должен быть и педагогом, и композитором, и поэтом, и режиссером, и еще много кем. Чтобы грамотно выстроить работу, необходимо четко понимать свои компетенции и способности.

Также Жданов заострил внимание на важности внимательного подхода к подбору репертуара. Чтобы воспитывать молодежь в духе патриотизма, во главе угла должны стоять обработки русских народных песен и плясок. Конечно же, нельзя забывать и о лучших образцах зарубежной и отечественной классики.

— Как ни странно, несколько лет подряд мы играли антракт к четвертому действию оперы Жоржа Бизе «Кармен», — отмечает профессор. — Базово звучат ложки, и если к этому добавить, например, испано-итальянские кастаньеты, плюс свирели, бубен, треугольник, трещотки — получается шикарно.

В «Калинке» все ребята играют на ложках. Помимо этого обычно бывают три жалейки, две-три свирели, четыре-пять окарин, губные гармошки. Обязательно курская круговая трещотка, бубен, треугольник, кокошник — одноименное название женского головного убора. В каждой композиции используется наиболее выигрышное сочетание инструментов. На них ведущий мастер-класса сделал особый акцент:

 — Нельзя упускать из внимания ударные инструменты народов мира. Такие, как египетский систр, древнегреческие кроталы, испано-итальянские кастаньеты. И в этом же ряду стоят наши русские ложки. Примечательный факт. Только русский мужик догадался взять со стола сей предмет и начать им себе аккомпанировать. И этот инструмент не нуждается в доводке в отличие от всех вышеперечисленных, которым требуются дополнительные выточки, подточки и так далее. Преподаватель отметил, что очень важно грамотно структурно выстроить каждое произведение.

— Иногда приходится дописывать какие-то средние части, лирические отклонения, эпизоды. Например, русская народная песня «Во кузнице». Если играть только эту тему, явно напрашивается оттенок лиризма, некое отступление. Так почему бы его не вставить? Например, сыграть кусочек в миноре, выделив его. Главное, чтобы не отличалось радикально от основной темы, — объясняет профессор.

Таким образом, по его словам, руководитель коллектива выступает еще и аранжировщиком и композитором, чтобы какие-то части выделить, акцентировать на них внимание. Важно владеть главными и локальными кульминациями, поскольку без структурности и такого наполнения произведение будет скучным. То же самое происходит у режиссеров и хореографов. Нередко мы видим, что один танец полон, насыщен, все структурно выдержано. А другая постановка пустая — движения ради движения.

— Важно не упустить данный момент, — считает Жданов. — Во всем должны быть логика, понимание, для чего это нужно. Любые приемы можно использовать, если все выстраивается в общую канву, некое соподчинение и подведение к чему-то.

Свои слова ведущий мастер-класса подкреплял музыкальными номерами. Так, к огромному восторгу слушателей, в одном из вариантов «Во кузнице» прозвучала вставка с элементами рэпа — весьма уместная, наполненная патриотическим смыслом.

Преподаватель рассказал, что кто-то из музыкантов «Калинки» тяготеет к обработке русских народных песен и плясок, а кому-то ближе, например, музыкальные фантазии на тему Великой Отечественной войны. Академической манеры исполнения здесь нет, есть народное инструментальное творчество. Чтобы настроить зрителя на нужный лад, важно так объявлять каждый номер, чтобы это было тепло, душевно и лежало в фольклорной плоскости.

— Когда ребята были помладше, я делил их на голоса, интонационно работал с каждым, — вспоминает педагог. — Тут и актерское мастерство, и сценическая речь, и много чего еще. Объявляя номер, мы, например, пробовали делать так: кто-то говорит соло, все отвечают. Или мальчишки задают вопрос, а девочки отвечают. Перед композицией «Светит месяц» мы давали краткую стихотворную предысторию про ложки. В завершение мастер-класса перед участниками выступила магистрант института культуры Агнесса Камчатова. Она исполнила песню местного поэта и композитора Александра Большакова «Самарский вальс».

Фотографии автора

Читайте также:

Новости

В Самаре заработает пункт отбора на программу «Время героев»

Военнослужащие, которые не смогли пройти отбор на программу «Время героев», из-за того, что выполняли боевые задачи, смогут это сделать в […]

Новости

Самарцы рассказали об отношении к работам, выполненным нейросетью

Сервис по поиску работы провел опрос жителей Самары о качестве работ с использованием нейросетей. 51 % горожан не смогли точно […]

Новости

В Самарской области из-за паводка остаются затопленными 69 жилых домов и один мост

В регионе продолжают бороться с последствиями паводка. По информации ГУ МЧС России по Самарской области, остаются подтопленными 69 частных жилых […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации