Коня на скаку остановит… О судьбах матерей-казачек. Часть 1

17.12.2023

6369

Автор:

Коня на скаку остановит... О судьбах матерей-казачек. Часть 1

Когда занимаешься краеведением, судьба сводит с такими же, как ты, людьми — увлеченными историей родного края. Они открывают тебе многие ранее неизвестные страницы истории. 4 декабря краеведы Уральска прислали мне поздравление с Днем матери-казачки. Захотелось узнать побольше как о самом празднике, так и о судьбе женщин в этой части российского общества.

Известно, что казаки различались не только по месту проживания, но и по обычаям. И мне стало интересно, что было общего и что различного у уральских, донских, запорожских, терских казачек. А также как связаны разные типы казаков с Самарским краем.

Возрождение традиций

Казаки серьезно пострадали в годы Гражданской войны — в большинстве своем они остались верны царю. Советская власть предприняла целую кампанию по «расказачиванию». Однако сегодня потомки по крупицам собирают память о подвигах этих воинов, стоявших на страже рубежей Родины. Вновь отмечаются старинные праздники. 

Благодаря краеведам из Уральска наша семья узнала многое о предках деда — потомственного казака. Они были основателями Генварцевского форпоста. Эти сведения позволили сыновьям моей двоюродной сестры Серафиму и Алексею вступить в ряды подмосковного казачества. А моя кузина-художница Серафима Киселева начать писать иконы по просьбам казаков и по благословению церкви. 

И женщина, и ее дети, приняли присягу на службу Центральному казачьему войску. Одна из икон Серафимы — Покрова Пресвятой Богородицы — была закончена к войсковому празднику, который отмечается 14 октября. Он получил для казаков особое значение в связи с Азовским сидением. Тогда, в 1641 году, в самые трудные дни, отбив множество турецких атак, бойцы уже исчерпали силы и готовились к смерти. Явившийся им образ Пресвятой Богородицы с омофором (покровом), стал счастливым предзнаменованием — враги отступили. Икону, написанную Серафимой, старейшины из Солнечногорска отвезли казакам, участвующим в СВО, на линию соприкосновения в Донбасс. 

Коня на скаку остановит... О судьбах матерей-казачек. Часть 1

Подвиг наурских женщин

День казачки, отмечаемый 4 декабря (21 ноября по старому стилю), также связан с церковным календарем. Он приходится на большой праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Дню матери-казачки более 200 лет. Как и 14 октября, эта дата имеет свою историю. 1774 год, идет война с турками. Девятитысячный отряд неприятеля вторгается на территорию государства Российского. На Тереке он окружает станицу Наурскую. 

Так как все строевые казаки были в походе, то основная роль в обороне легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и дети. Взяв оружие в руки, вступив в кровавую схватку с врагом, женщины выстояли! В честь этой великой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо Днем матери-казачки.

С тех пор в этот день женщины, изъявившие желание связать свою жизнь с казачеством, по решению круга приносят особую клятву, после чего становятся полноправными членами сообщества. Дело в том, что казаки, вольные по духу, были вольны и в выборе спутниц жизни. И брали жен не только из своего окружения. Часто казак женился на крестьянке, отбитой полонянке, захваченной черкешенке или турчанке. Вскоре молодая супруга, принеся клятву, приобретала статус полноправной казачки. Станичницы относились к такой женщине доброжелательно. Ей прощали незнание обычаев, не характерные для казачки поступки. Женская община негласно брала новобрачную под покровительство и старалась адаптировать ее к своей среде. А поучиться было чему.  

Коня на скаку остановит... О судьбах матерей-казачек. Часть 1

Кто в доме хозяин

В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины — казачки. Прежде всего она отвечала за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лени, бесхозяйственности было основой морали. Мать воспитывала в этом духе своих детей. Свободная, не знавшая рабства и барщины, она привыкла к работе на себя и свою семью. Была аккуратной и добросовестной. И если муж содержал и холил коня, то жена с неменьшей любовью чистила и мыла свой курень. Пока супруг находился на военной службе, женщина сама вела хозяйство. Умела сохранять присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. Она управлялась с каюком на реке, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту родной земли. 

По сути именно казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи. Велик был груз ответственности, и несла она его на своих плечах с достоинством. Поэтому и возникло прозвище — гордая казачка.

Коня на скаку остановит... О судьбах матерей-казачек. Часть 1

Просто ты умела ждать

Казачки умели ждать своих мужей. В походы те уходили надолго: часто их отправляли с одной войны на другую. От мужей годами не было известий. И жены не знали, вернутся ли они домой. Но все же казачки преданно ждали свою вторую половину. 

Мужья умели их за это ценить. Внешне отношение казака к женщине могло показаться грубоватым, но на самом деле оно было рыцарским. 

В 1816 году в приказе по Войску Донскому атаман Платов писал о казачках: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жен донских». 

Коня на скаку остановит... О судьбах матерей-казачек. Часть 1
Коня на скаку остановит... О судьбах матерей-казачек. Часть 1

На новые места

Вольные казаки всегда были средой взрывоопасной. Вспомним восстания Степана Разина, Емельяна Пугачева. Поэтому власти предпринимали попытки переселять казаков, переводить их в другое сословие — «сажая на землю». Например, в период заселения окраинного Самарского края и Оренбуржья сюда, часто в приказном порядке, отправляли семьи и казаков, и казенных крестьян. Образовывались целые села, например, Кинель-Черкассы. Но во многом благодаря женщинам исконный образ жизни казаков сохранялся и на новом месте.

Село Кинель-Черкассы было основано в 1744 году. Словом «черкассы» называли малороссиян, а также запорожских и днепровских казаков, которые переселялись на территорию будущей Самарской губернии. Село имело в то время название «Кинель-Черкасская слобода», что означало — поселение черкасс (казаков) на реке Кинель.

О терских казачках, из донесения коменданта крепости Моздок в 1774 году: «Не точия казачьи жены, но и девки с косами и ружьями били неприятеля, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал, срезала голову и завладела его ружьем и саблей».

Продолжение следует

Фотографии: исторические архивы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации