Гений кинематографа, рожденный на Волге: как сложилась самарская судьба Эльдара Рязанова

02.12.2023

12124

Автор:

Гений кинематографа, рожденный на Волге: как сложилась самарская судьба Эльдара Рязанова

В ноябре этого года исполнилось бы 96 лет режиссеру, который знаком всем по фильмам «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Берегись автомобиля» и многим другим. Эльдар Рязанов родился в Самаре, прожил здесь год во время Великой Отечественной войны и потом вернулся в родной город только спустя 50 с лишним лет. Рассказываем про судьбу великого режиссера и Почетного гражданина Самары.

Самарские корни

Во время Первой мировой войны, в конце 1914 года, началась депортация еврейского населения с прифронтовых территорий вглубь России. Это коснулось и семьи Эльдара Рязанова по материнской линии. Дедушка и бабушка — Моисей (впоследствии Михаил) Яковлевич и Фрида Львовна Шустерман — жили в городе Режица в Латвии. Вместе с пятью детьми, среди которых была и мать режиссера Софья, их отправили в Самару. Здесь Моисей открыл небольшую конфетную фабрику. Он арендовал подвал у местного купца, где поместил производство сладостей. На верхнем этаже располагался маленький магазин. До этого у главы семейства было мебельное производство на родине.

Когда Шустерманы приехали в Самару, у них была четырехкомнатная квартира на улице Предтеченской — нынешней Некрасовской. С началом революции произошло расселение горожан, поэтому семью поселили в 20-метровой комнате в коммунальном доме на улице Саратовской. Сейчас это дом № 120 по улице Фрунзе, где располагается мемориальный музей Эльдара Рязанова.

Мама Эльдара Рязанова Софья Михайловна приехала в Самару подростком. Здесь она поступила в школу, получила образование и встретила будущего мужа Александра Семеновича Рязанова. Супруг занимался внешней разведкой, поэтому семья часто ездила по разным странам. В 1927 году пара находилась в Персии, где Александр Семенович работал в торговом представительстве в Тегеране. Тогда Софья Михайловна ждала будущего известного российского режиссера. Рожать сына она решила ехать к родным.

«Мама приехала рожать сюда, в Самару, к сестрам, понимая, что помогут, позаботятся, согреют. И потом мы уехали в Москву. Мама меня лишила права называться москвичом от рождения. Но я к этому отношусь с пониманием. Мне нравится Самара», — вспоминал Эльдар Рязанов в интервью с Виталием Добрусиным для журнала «Самарские судьбы».

После рождения первенца Рязановы месяц провели в Самаре, а затем уехали в Москву. Новый 1928 год они уже встречали в столице. Пара недолго прожила в браке — в 1930 году, когда маленькому Эльдару было три года, Софья и Александр развелись. Впоследствии отец Рязанова был репрессирован по троцкистскому делу в 1938 году в разгар красного террора. В 1954 году его освободили и реабилитировали. После этого Александр разыскал сына, но теплые отношения у них уже не сложились.

«Отец родной сначала был комиссаром. Окончил знаменитое Арзамасское реальное училище, которое заканчивал и Аркадий Гайдар. Только отец — на год позже. Оттуда ушел на Гражданскую комиссаром полка. Потом комиссаром дивизии. Был разведчиком и так далее. Потом его, к сожалению, арестовали. Они с мамой к этому времени уже развелись», — из воспоминаний Эльдара Рязанова.

С семи лет Эльдара Александровича воспитывал отчим Лев Михайлович Копп. Он был инженером-строителем и специалистом по металлическим и железобетонным конструкциям, поэтому семья снова не сидела на одном месте.

Гений кинематографа, рожденный на Волге: как сложилась самарская судьба Эльдара Рязанова

Детство в запасной столице

Софья Михайловна со вторым мужем ездила по всей стране из-за его работы. Известия о начале Великой Отечественной войны семья встретила в Тбилиси.

«И тогда я закричал: «Ура! Началась война!» На следующий день я побежал в тбилисский книжный магазин купить карту Западной Европы. Я ее купил, чтобы втыкать [победные] флажки. Но они мне понадобились только через три года. Тут выяснилось, что вернуться в Москву мы не можем, потому что с детьми туда не пускали. И мы отправились через Баку и Астрахань, потом по Волге вверх в город Куйбышев, где жили мамины сестры», — вспоминал режиссер.

В августе 1941 года женщина с детьми — тринадцатилетним Эльдаром и годовалым Мишей — вернулась в Куйбышев. Они жили в той самой 20-метровой комнате на Фрунзе вместе с сестрой Женей. Лев Копп приехал уже позже, после закрытия завода в Тбилиси. Изначально он хотел вернуться в Москву, но поезд разбомбили. Как вспоминал потом Эльдар Александрович, отчим успел надеть галоши и в полушубке «времен канала «Москва — Волга» заявился в дом в Куйбышеве. Теперь они должны были умещаться впятером в маленькой комнате.

«А в 41-м это была комната в коммунальной квартире, 20 квадратных метров, перегороженная шкафом. За шкафом жила мамина сестра тетя Женя, а на остальной площади мы четверо — двое детей и мама с отчимом. И немножко было тесновато. Кстати, в этом доме жило много эвакуированных, и мы тоже были эвакуированные», — рассказывал Рязанов в интервью.

Семья прожила в этой комнате чуть больше года. 1 сентября Эльдар пошел в седьмой класс школы № 58. Он очень любил читать, обожал приключенческую литературу: читал запоем Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида. В школе Рязанова называли «ходячей энциклопедией». А позже Эльдар Александрович начнет писать стихи и мечтать стать писателем.

С октября 1941 года Куйбышев стал запасной столицей. Сюда переехали иностранные посольства и правительство страны — Совет народных комиссаров СССР. В связи с этим в городе началось оживление культурной жизни. В Куйбышев была эвакуирована труппа Государственного академического Большого театра СССР. Артистов, музыкантов, декораторов и работников сцены разместили в учебных классах двух школ и жилом доме на углу улиц Некрасовской и Степана Разина. Для репетиций и спектаклей им была предоставлена сцена Дворца культуры им. Куйбышева, нынешнего Самарского театра оперы и балета. Куйбышевская труппа, в свою очередь, переехала в здание филармонии, где концерты давал театр музыкальной комедии.

Эти события отразились и на жизни подростка Рязанова. Билеты в театр тогда сильно подешевели по сравнению с ценами на еду. Юный Эльдар пользовался этим и был частым зрителем местных и столичных спектаклей.

«Филармония была через дорогу, и там располагался театр музкомедии. И пользуясь тем, что он был очень близко, я раз семнадцать смотрел «Сильву», раз двенадцать — «Баядеру». И «Принцесса цирка» здесь шла. И с тех пор я очень полюбил оперетту, музыкальную комедию. И я думаю, что это-то и наложило отпечаток на мою биографию», — вспоминал Эльдар Александрович.

Еще большее впечатление на Рязанова произвел Большой театр. Чтобы достать билеты, приходилось записываться в очередь в пять утра. Эльдар Александрович слушал там «Евгения Онегина» и «Ивана Сусанина». Все оперы шли в концертном исполнении, поэтому Марк Рейзен пел Ивана Сусанина во фраке и с орденом Ленина на груди. Костюмы и декорации не привезли.

Большой театр привлекал Рязанова не только музыкой. Тогда уже была карточная система выдачи продуктов, а в театральном буфете продавали пирожные без карточек. Юный Эльдар всегда стоял в очереди, чтобы купить эти пирожные, которые возмещали постоянное недоедание.

В 1942 году семья Рязанова отправилась в Нижний Тагил по распределению отчима — Лев Михайлович как главный инженер должен был там восстанавливать промышленность. Тетя Женя осталась жить одна в Куйбышеве. У нее не было своей семьи, и она прожила в этом доме до самой смерти в 1968 году.

Гений кинематографа, рожденный на Волге: как сложилась самарская судьба Эльдара Рязанова

Возвращение на малую родину

После года жизни в эвакуации Эльдар Рязанов не приезжал в наш город более 50 лет. В 1944 году он поступил во ВГИК, потом пять лет колесил по стране, снимая кинохронику для студии документального кино. А уже с 1956 года началось бурное развитие карьеры режиссера, сценариста, телеведущего и писателя. Однако связь с местными родственниками никогда не обрывалась. Рязанов помогал любимой тете Жене, у которой выявили рак. Он отправлял ей лекарства и чемоданы с продуктами, которые было трудно достать в Самаре. Также в Москву к Эльдару Александровичу часто приезжали двоюродные брат и сестра.

Первое символическое возвращение Рязанова в Самару произошло в 1977 году, когда в Куйбышевском драматическом театре была поставлена его пьеса «Притворщики». Лично Эльдар Александрович приехал сюда только в 1995 году на Фестиваль искусств, который организовывал Василий Аксенов. С тех пор связь режиссера с родным городом только росла — здесь он устраивал презентации своих книг и премьеры фильмов, творческие вечера, встречался с друзьями.

«Июнь 1995 года. Поездка в Самару — город, в котором я родился и в котором не был с 1942 года, то есть пятьдесят три года. Что очень некрасиво с моей стороны. На творческой встрече меня спросил кто-то из зрителей: «Почему вы так долго не приезжали в Самару?» Я ответил исчерпывающе: «Потому что дурак!» — из книги Эльдара Рязанова «Неподведенные итоги».

В том же году Эльдар Рязанов встретился в Самаре со всеми своими родственниками. За большим столом собралось более тридцати человек. Многих из них режиссер не видел очень давно, а молодежь и вовсе наблюдал впервые.

Потом Рязанов снова посетил Самару в 1997 году, когда в кинотеатре «Художественный» была организована премьера фильма «Андерсен: жизнь без любви». А 6 июня 1997 года в Самарской филармонии был отмечен антиюбилей Эльдара Рязанова — 164 дня до 70-летия. Тогда его поздравляли  артист Семен Фарада, писатели Евгений Попов и Василий Аксенов и многие другие известные личности. Имениннику сделали важный подарок — в городском архиве нашли выписку о его рождении. Веселье било через край — герой праздника пел, танцевал канкан, кружился с балериной и дирижировал оркестром на сцене.

Эльдар Александрович создал Самарское землячество, которое долгое время возглавлял. «Самарцы всех стран, соединяйтесь!» — эти слова Рязанова стали девизом для всех людей с самарскою судьбою, которые жили в разных местах, но старались помогать родному городу. Кроме того, связь с малой родиной, с Волгой, сказалась даже на творчестве режиссера, а именно на фильме «Жестокий романс».

«Я когда приехал снимать «Жестокий романс» в Кострому, то в меня как будто какой-то бес вселился, это на уровне подсознания: одним из героев картины должна стать Волга. Начал, простите за выражение, совать ее в каждый кадр. <…> А причину сего я отношу к тому, что родился на Волге, что в отрочестве был здесь, в Самаре. У человека, родившегося в сухопутье, такое не прорвется. И для меня это была своего рода одержимость», — из интервью Рязанова для «Самарских судеб».

В 2012 году городская дума приняла решение о присвоении Эльдару Рязанову звания «Почетный гражданин городского округа Самара». В тот же день, 9 ноября, на площади рядом с железнодорожным вокзалом была открыта скульптура киногероя Юрия Деточкина из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Гений кинематографа, рожденный на Волге: как сложилась самарская судьба Эльдара Рязанова

Материал создан при информационной поддержке музея Эльдара Рязанова

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации