Литературный музей стал частью проекта «Лес»

24.11.2023

307

Автор:

Литературный музей стал частью проекта «Лес»

19 ноября Самара вновь стала частью крупнейшего театрального проекта в нашей стране — «Лес». Его куратор — Борис Павлович, режиссер, лауреат национальной премии «Золотая Маска». В рамках «Леса» существует несколько десятков спектаклей с абсолютно разной историей и проблематикой, но все они объединены идеями, взглядами, цитатами философа Владимира Бибихина.

Грибница спектаклей

По словам Павловича, спектакли проекта устроены по образу и подобию леса. У них нет одной площадки и единого времени. В городе возникают «акты» — с разным составом актеров, разной продолжительности, разной формы. Эти части, как и деревья, не имеют иерархии и последовательности, их можно смотреть в любом порядке. У спектакля, как у леса, нет границ и плана, но есть общая экосистема. Сходство театра с философией Бибихина Павлович видит в том, чтобы рассказать чужую историю и стать в этом рассказе самим собой.

С 30 июня по 5 июля в Самарском литературно-мемориальном музее имени Горького были показаны четыре спектакля этого театрального проекта, один из них создан в нашем городе.

— «Лес» Бориса Павловича возник из его увлечения работами Владимира Бибихина. Это знаковая величина в культуре второй половины ХХ века, сильно повлиявшая на интеллектуальный ландшафт последующих поколений. Ученый преподавал философию в МГУ. Его лекции вызывали большой ажиотаж. Они были записаны студентами и изданы затем крупными для философских трудов тиражами. У Бибихина есть прекрасная работа «Лес», в которой он разбирает метафору этой составной части природы. Существует шаблонное представление о том, что театр — прежде всего драматизированный акт: некие пьесы, по которым сшивается действие. Борис, прочитав работы Бибихина, задумался о том, как можно соединить философскую и сценическую формы. Он дал этому общее концептуальное название, исходя из заголовка сборника — «Лес». Все это переросло в большую экосистему, — рассказал научный сотрудник Литературного музея Иван Котов.

Литературный музей стал частью проекта «Лес»

Экскурсия — дело личное

19 ноября состоялись повторные показы спектакля «Лес. Экскурсия».

— С Борисом Павловичем мы давно знакомы, всегда мечтала с ним поработать. Когда Литературный музей организовал фестиваль «Леса», режиссер предложил мне сделать свой проект, чтобы у нас в городе тоже была часть этой «грибницы». Я согласилась. Начала читать Владимира Бибихина и размышлять, как это можно превратить в спектакль.

Когда мы встретились с сотрудником Литературного музея Иваном Котовым, возникла идея сделать историю экскурсовода. У меня дома лежала книга Наташи Гринь «Апоптоз». Когда я ее прочитала, показалось, что она написана так, словно философия Бибихина переложена на жизненные ситуации и во многом отвечает моему мироощущению. Через эту книгу тексты Бибихина стали более доступными и понятными для меня. Поделилась ощущениями с Борисом Павловичем. И возникла идея: наша экскурсовод может вдруг начинать рассказывать посетителям вперемешку с заученным текстом свои переживания — цитаты из книг, — рассказала автор спектакля «Лес. Экскурсия» Валерия Павлюк.

Литературный музей стал частью проекта «Лес»

Одетая в серое платье, напоминающее наряд учащейся института благородных девиц, гид влетает в фойе музея, на ходу повязывает белый воротничок и огорошивает собравшихся физиологическими подробностями причины своего опоздания. Затем делает вид, что проводит обычную экскурсию, чему мешает сотрудник Литературного музея Иван Котов. А потом она и вовсе переходит на полный сочных и метафорических подробностей рассказ о том, как вчера вечером ела апельсины.

Три актрисы театра «СамАрт» — Валерия Павлюк, Вероника Львова и Татьяна Наумова водят маленькую группу посетителей по залам музея и постоянно переключаются с экскурсии на повествование о личных переживаниях и детских воспоминаниях, а также на философские рассуждения: «Смерть крайне несправедливое изобретение, ведь она забирает сознание, на чью простройку уходит целая жизнь». Неизвестный текст не удастся ухватить за хвост узнаваемой цитаты. Он как молоко — сквозной образ спектакля — убегает сквозь пальцы.

— Мне не очень хотелось, чтобы это был моноспектакль, поэтому я пригласила в работу своих коллег по театру Веронику Львову и Татьяну Наумову. Мы стали собираться на репетиции, делиться тем, кто что вычитал важного из книг: «Пора (время — бытие)» Бибихина и «Апоптоз» Наташи Гринь, и соединять два этих произведения. Так создавался наш спектакль «Лес. Экскурсия». В июне показали его Борису, он помог нам расставить правильные акценты, — отметила Павлюк.

Спектакль «Лес. Экскурсия» получился по-настоящему иммерсивным. Огромную роль играют пространство музея, плотная, ощутимая атмосфера жизни в усадьбе полуторавековой давности. Где, как не в храме воспоминаний, говорить о времени. Звуковой ряд тоже подлинный — громко тикают часы, бьют колокола.

Дистанция между артистами и зрителями практически отсутствует. Это даже не на расстоянии вытянутой руки, это бок о бок, глаза в глаза. По-настоящему талантливым актрисам удается в условиях столь близкого контакта убедить публику, что текст, который они произносят, — их собственные переживания, события их жизни.

Литературный музей стал частью проекта «Лес»

Иван Котов, научный сотрудник Литературного музея:

— Экскурсия — одна из самых важных форм взаимодействия музея и человека. Именно гид рассказывает о людях, которые насыщали своей судьбой это место. Он занимается воскрешением на час-два того, что минуло, что время забрало себе. Мы решили: главным героем этой истории будет экскурсовод. Он водит людей по экспозиции, представленной в нашем втором доме. И в процессе с героем происходит внутренний поворот, после которого экскурсия перейдет в самоанализ и поток сознания — прогулку по истории собственных травм.

Спектакль, созданный самарскими артистами, — это признание в любви «Леса» к нам и ответное наше желание быть вместе с ними, интегрироваться в «лесную» поэтику. Мне кажется, такие спектакли необходимо смотреть всем, кто нуждается в сборке себя. В определенном смысле это терапия — через подключение к сложному понять что-то очень простое.

Валерия Павлюк, актриса театра «СамАрт», автор идеи и постановщик спектакля «Лес. Экскурсия»:

— Мы сыграли его пять раз, и всегда он проходит по-новому. Спектакль очень сильно зависит от зрителей, от их и нашего настроения и ощущения себя, мира, жизни.

Борис говорил, что важно соблюдать грань. Вроде играем спектакль, но в то же время не совсем. Это другое существование, нежели в театре. Возможно, более искреннее, оголенное. Если здесь, в музейном пространстве, на таком близком расстоянии со зрителем начать «играть», то легко скатиться в пошлость. Да, с одной стороны, мы актрисы, которые говорят чужой текст, но с другой — мы его очень подробно анализировали и тщательно отбирали, чтобы каждое слово и мысль становились личным высказыванием.

Интересно, что на каждом показе доминирует какая-то своя тема, которая сильнее откликается данным людям. Какой-то спектакль проходит неожиданно весело, другой — сосредоточено и нервно. Очень многое зависит от зрителей.

Фотографии автора

Читайте также:

Новости

Самарские спортсмены завоевали «золото» и «бронзу» на всероссийском турнире по дзюдо

Представители сборной Самарской области выиграли две медали на всероссийском турнире по дзюдо, посвященном памяти чемпиона Европы Евгения Погорелова. Стефания Власова […]

Новости

85 % самарцев не поддерживают налог на бездетность 

85 % жителей города, опрошенных представителями сервиса по поиску работы, заявили, что они против налога на бездетность — с предложением […]

Новости

20 % жительниц Самары хотят быть единственной женщиной в мужском коллективе

Быть единственной женщиной в сугубо мужском коллективе мечтают 20 % жительниц Самары. Такие данные исследования представил сервис по поиску работы. […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации