Как банковские мошенники обманывают детей

22.11.2023

4533

Автор:

Как банковские мошенники обманывают детей

Жертвой преступников в интернете может стать любой. Это касается в том числе детей, которые пользуются гаджетами. Руководитель проекта «Грамотные решения 2.0», сотрудник центра дополнительного образования «Экология детства» Марина Игитян рассказала «СГ» о том, какие схемы используют мошенники, как их распознать и почему финансовая грамотность необходима любому ребенку.

Тысячи случаев

С развитием банковской сферы все больше возможностей появляется не только у клиентов финансовых организаций, но и у злоумышленников. Теперь мошенники охотятся не просто за деньгами, а за данными банковских карт, с которых можно украсть сразу все накопления. При этом в зоне риска находятся не только взрослые, но и дети. Многие школьники используют счета родителей. А если им уже исполнилось 14, могут иметь и свои собственные. 

По данным Центрального банка Российской Федерации, в 2022 году число обманутых клиентов снизилось на 15% по сравнению в предыдущим периодом и составило 887 тысяч человек. Гражданам удалось вернуть 618 млн рублей, или 4% от всего объема украденных средств. Это свидетельствует о том, что банковская сфера постепенно находит способы борьбы с преступниками. Однако клиенты тоже должны быть вооружены знаниями, чтобы не попасть под влияние злоумышленников.

Разные схемы

Способы обмана могут быть разные. Марина Игитян рассказала про самые распространенные. 

Первый вариант — это фишинг: стандартное воровство денег с помощью звонка на мобильный телефон. Человек, который выдает себя за сотрудника банка, сообщает о подозрительных действиях со счетом и просит назвать CVV-код (три цифры на обороте карты), который якобы сейчас необходим для проверки платежной системы. Эти данные никогда не следует сообщать посторонним людям. Информацию могут использовать для хищения ваших средств. Лучше прервать такой звонок и связаться с банком по официальному номеру горячей линии.

Второй — скимминг. Он рассчитан на людей, которые часто пользуются банкоматами для снятия наличных. Там мошенники тоже могут воровать информацию. Они используют небольшое устройство, которое соединяют с банкоматом в месте, где необходимо ввести пин-код. По сути это накладка на клавиатуру, которая копирует данные карты.

Третий вариант — махинации с интернет-кошельками. Покупатель может перевести средства продавцу, но не получить товар.

— В последнее время стали появляться и более сложные схемы, — рассказывает эксперт. — К звонкам от банковских работников и службы безопасности сейчас добавились мнимые правоохранительные органы. Например, с вами связывается некий следователь или сотрудник полиции и говорит о том, что у вас пытаются украсть деньги, поэтому их нужно спасти и перевести на безопасный счет. Конечно, вступать в диалог с ним не следует.

Все виды мошенничества объединяет одно — психологические уловки. Преступники тщательно продумывают детали, чтобы усыпить бдительность даже самых осторожных банковских клиентов. 

Ищут слабые места

Наиболее психологически уязвимыми жертвами являются дети. Они сейчас активно пользуются интернетом, различными гаджетами, скачивают онлайн-игры, совершают покупки на маркетплейсах.

Мошенники могут морально давить на доверчивых школьников. Детей склоняют к тому, чтобы они ввели данные своей карты на нежелательных сайтах. Пытаются обмануть во время розыгрышей в социальных сетях. На первый взгляд, такие конкурсы не вызывают подозрений, так как их проводят многие блогеры. Однако нужно всегда быть начеку. Например, должно насторожить то, что для подтверждения участия организаторы просят перевести средства на какой-либо счет.

— Когда подростку не хватает карманных денег, находятся мошенники, которые предлагают помощь. Они призывают «быстро разбогатеть», размещают объявления о легком заработке. Как правило, это финансовые пирамиды. Организаторы исчезают после того, как соберут с жертв деньги. Сюда же можно отнести киберпреступления, когда злоумышленники взламывают аккаунты в социальных сетях. Затем делают рассылку по списку друзей человека, просят срочно перевести деньги. В этом случае не нужно реагировать и даже отвечать. Лучше перезвонить другу и узнать, как у него дела, — уточняет Марина Игитян.

Личный опыт

Как и многие люди, Марина тоже сталкивалась с аферистами в банковской сфере. В частности, мама девушки имела контакт с телефонными мошенниками. Они применили проверенную схему, пытаясь убедить собеседницу, что ее счет взломали посторонние люди. К счастью, эта история закончилась благополучно, злоумышленников сразу распознали. Они не успели нанести ущерб финансовому положению семьи.

По словам эксперта, ей тоже часто поступают звонки сомнительного содержания. Однако никаких шансов у преступников нет. Марина всегда определяет их намерения и не ведется на уловки.

— В наше время каждый человек должен обладать экономическими знаниями. Они важны в любой сфере деятельности. В том числе финансовая грамотность важна и для подростков. В современном обществе почти у каждого имеются банковские карты и счета. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно обладать хотя бы минимальными знаниями, — отмечает Марина Игитян.

Изучать вопрос

Если вы стали жертвой мошенников, существует несколько алгоритмов действия — в зависимости от схемы, которую применили преступники. Например, когда человек добровольно перевел средства и потом понял, что произошел обман, нужно сразу обратиться в полицию и в банк. Бывают случаи, когда деньги удается вернуть.

На самом деле преступников очень сложно привлечь по статье «мошенничество». Ведь деньги человек отдает добровольно. Доказать «развод» сложно, но такая практика существует. Сообщать о подобных аферах нужно для того, чтобы банки собирали статистику, проводили анализ и предупреждали клиентов.

Главный способ профилактики на данный момент — это просвещение. Финансовой грамотностью должны обладать в первую очередь родители. Они могут сами передать знания детям или направить их на обучение по данной теме.

— Если читать ребенку лекцию по финансовой грамотности, то он уснет на первом уроке и, скорее всего, не заинтересуется этим. Мы ведем игровые занятия. Один из наших партнеров — Волго-Вятское отделение Центрального банка. Его представители приходят на занятия и проводят классные игры. Также сейчас банки ведут большую просветительскую работу. Практически у каждого на сайте вы можете найти буклеты и видеоролики, в которых объясняют, как не попасть на уловки мошенников, — поясняет Марина Игитян. — Кроме того, в школах тоже постепенно внедряют занятия по финансовой грамотности. Чем раньше дети узнают о том, как управлять деньгами и сохранять их, тем более безопасной будет их дальнейшая жизнь.

Фотография: архив «СГ»

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации