«Логопед года» Елена Мазанова: «На финал конкурса я привезла с собой пять чемоданов игрушек и методических пособий»

01.11.2023

4374

Автор:

«Логопед года» Елена Мазанова: «На финал конкурса я привезла с собой пять чемоданов игрушек и методических пособий»

В октябре в Москве прошел VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России-2023». Абсолютным победителем в номинации «Логопед года» стала педагог самарского детского сада № 1 Елена Мазанова. 

Многогранный подход к профессии

— Логопедом я работаю уже 30 лет, — рассказывает Елена Мазанова. — Всегда участвую в конкурсах профессионального мастерства, нередко побеждаю. Но на состязания такого уровня я попала впервые. Считаю, если педагогу есть что показать, нужно обязательно выходить на конкурс и делиться своими наработками. 

Сначала Елена стала победителем городского этапа, затем областного. 74 региона вышли в заочный тур всероссийского конкурса. Десять финалистов были приглашены в Москву. Новшеством этого года стало разделение номинаций: если раньше логопеды и дефектологи шли в одной, то теперь конкурсантов оценивали по отдельности. 

— На всероссийский конкурс мы отправляли портфолио с видеосъемкой занятий и презентацией используемых технологий, — продолжает Елена Мазанова. — Непосредственно в финале нужно было представить одну из них. А также провести открытое занятие с незнакомыми детьми. Поскольку все дошкольные учреждения идут по одному плану, можно было предположить тему, но лишь примерно. Поэтому я привезла с собой пять чемоданов игрушек и методических пособий по нескольким возможным направлениям. Согласно календарно-тематическому плану мне досталась тема «Огород» в старшей группе. 

В отличие от большинства участниц Елена представила несколько технологий, по которым у нее есть не только собственные наработки, но и авторские публикации. Речь шла о легоконструировании, электронных образовательных ресурсах, развивающих технологиях, методическом сопровождении. Также она рассказала о многогранности работы наставника. 

— Я являюсь старшим преподавателем кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии Самарского государственного социально-педагогического университета, веду курсы на образовательном портале, — поясняет победитель конкурса. — Педагоги нашего детского сада обращаются ко мне с разными вопросами: помочь организовать занятия, правильно оформить документы, написать программу — у меня имеется такой опыт. Я давно работаю по специальности, занимала разные должности: была старшей по коррекционной работе в детском саду, работала в ПМПК Промышленного района. Наличие такого разностороннего опыта позволяет многогранно подходить к своей профессии.

«Логопед года» Елена Мазанова: «На финал конкурса я привезла с собой пять чемоданов игрушек и методических пособий»

Второй год занятий

Детский сад, который представляла победительница конкурса, один из крупнейших в городе. Он занимает четыре корпуса, здесь 55 групп, около 1700 детей, более 300 сотрудников.  Это учреждение комбинированного вида, тут есть группы общеобразовательные, компенсированной направленности и инклюзивные. Около 250 воспитанников — с особенностями здоровья. 

Елена Мазанова работает в подготовительной группе компенсирующей направленности. Здесь 12 детей, логопед занимается с ними уже второй год. 

По словам Елены, она часто работает и как дефектолог. 

— Если раньше нашей задачей в основном была постановка звуков, то теперь все гораздо сложнее, — комментирует учитель-логопед. — Причин этого явления несколько. Прежде всего неврологические проблемы. Если в 90-е годы у всех выпускников детского сада была норма речевого развития, то сейчас, к сожалению, ребята приходят с комплексными нарушениями, и мы все чаще говорим про частичную коррекцию. Больше мы ничего не можем сделать, несмотря на то, что опыта у нас стало больше. И все чаще нам приходится работать в связке с медиками.

Логопедические группы обычно формируются с пяти лет, иногда с четырех. Предполагается, что у детей должна быть норма по зрению, слуху, интеллекту и только речевые проблемы. На самом деле, к сожалению, так бывает не всегда. 

На улице гласных

Одна из презентованных на конкурсе технологий — работа с городом звуков. У Елены Мазановой он представлен в виде настенного коврика, который наряду с пособиями по диагностики, рабочими тетрадями, тренажерами входит в учебно-методический комплект программы «Читающий гном».

— Город звуков оживает в течение двух лет — ровно столько, сколько я работаю с детьми одной группы. Здесь все неслучайно, — рассказывает Елена. — Есть улица гласных, где мы их изучаем и располагаем парами. На другой стороне расположены микрорайоны согласных звуков. Чтобы попасть к йотированным гласным обязательно нужно пройти мимо звука Й. Также в городе есть деревня глухих согласных. А в темном лесу живут Ъ и Ь. Иногда звуки приглашают их в гости или сами приходят к ним. 

В ходе занятий Елена рассказывает детям свои авторские сказки. Например, про лося, который пришел к гласным и согласным и попросил написать его имя. У них долго ничего не получалось, пока кто-то не вспомнил, что в густом лесу живет Ь, который не обозначает звука. Всем это казалось странным, поэтому с мягким знаком никто не дружил. Но теперь его позвали и благодаря ему смогли написать слово «лось». Так дети в игровой форме на практическом уровне знакомятся с орфографическим правилом. Также в арсенале учителя-логопеда есть «превращалки», когда Ь перебирается в середину слова: была банка — стала банька, была полка — стала полька. 

— По мере изучения наш город оживает, — продолжает Елена. — Человечек приходит в свой домик, и буква занимает место на его крыше. Предметы, расположенные рядом, тоже неслучайны. Эти слова содержат в себе звуки, «живущие» там. В ходе таких занятий мы отрабатываем произношение, занимаемся артикуляционной гимнастикой. Здесь все связано с пособием «По дороге к азбуке» Рустэма Бунеева. Мой авторский подход направлен на изучение звонких и глухих согласными, мы различаем твердые и мягкие. Для этого у нас есть четыре символа. В работе с детьми с ОВЗ очень много символики, для таких ребят это служит опорой.  

«Логопед года» Елена Мазанова: «На финал конкурса я привезла с собой пять чемоданов игрушек и методических пособий»

Поддержать специалистов

— Наши педагоги постоянно участвуют в конкурсах профессионального мастерства и часто занимают призовые места, — отмечает заведующая детским садом №1 Ольга Щетинкина. — Когда Елена Витальевна победила сначала в городском этапе, а затем в областном, у меня практически не осталось сомнений относительно того, что и на всероссийском уровне она вступит достойно. Конечно, волнения были. Мы поддерживали нашу участницу как могли — психологически, методически, в подготовке дидактического и демонстрационного материала. 

По словам Ольги Щетинкиной, победа сотрудника в конкурсе — это коллективная заслуга. Заведующая отметила, что все воспитатели, работающие в логопедических группах, имеют специальное образование по работе с детьми с ОВЗ. Именно на их плечи ложится и организация режимных моментов, и выполнение заданий логопеда. Добиться результатов можно только при слаженной совместной работе всех педагогов.  

— Моя задача как руководителя не мешать профессионалам работать, а поддерживать их, — считает заведующая детским садом. — У нас очень творческий коллектив, педагоги постоянно приходят ко мне с какими-то инновационными идеями, задумками. Я крайне внимательно отношусь ко всему.  

И творчество, и возможность реализоваться

— Меня часто спрашивают, как я пришла в профессию, — говорит Елена Мазанова. — Я окончила школу в 1988 году. Моя мама очень хотела, чтобы я стала заведующей детским садом. Ну или хотя бы учителем начальных классов. А сама я мечтала быть хирургом либо модельером-конструктором. Тем не менее, документы пошла подавать в педагогический, как хотела мама. На факультет начальных классов нужно было сдавать математику. А у меня имелись дипломы победителя олимпиад по биологии и русскому языку, что давало дополнительные балы при поступлении. Получалось, что правильнее всего мне идти на логопедический. Он тогда был новым, не все знали, кто такой логопед. Представление большинства людей об этой профессии складывалось по роли Ролана Быкова в фильме «По семейным обстоятельствам». Я поступила и приобрела прекрасную профессию. В ней сочетается все, что я хотела: и медицина, и работа модельера, поскольку мне, как любому педагогу, приходится постоянно кроить, вырезать, придумывать наглядные пособия и логопедические игры. 

Свою работу я люблю за творчество, за возможность реализоваться. За то, что детям интересно со мной. 

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации