Психолог о том, как стать волонтером и не сойти с ума

19.10.2023

Loading

Автор:

Психолог о том, как стать волонтером и не сойти с ума

С каждым годом все больше людей приобщается к благотворительности, в том числе активной — многие становятся волонтерами. Решили узнать у психолога Марины Ракитской о том, кому стоит помогать другим, а кому нет, как добровольцам справляться с трудными ситуациями и оставаться психически здоровыми. 

Список противопоказаний

— Теоретически запретов для того, чтобы стать волонтером, нет. То есть вкладывать в доброе дело свое время, знания, умения, навыки может любой. Но очень важно осознавать мотивы, по которым человек стремится к благотворительности. Есть те, кто искренне желает помочь ближнему, — о них речь пойдет далее. И, к сожалению, существуют люди, которые хотят самоутвердиться за счет более слабых, беспомощных, зависимых, беззащитных. Таким в волонтерстве нет места, но распознать их не так просто. 

К «противопоказаниям» относится травма отвержения: недолюбленность, брошенность, одиночество. Человеку сначала нужно к психологу, иначе он будет пытаться закрыть потребность в теплых чувствах за счет нуждающихся в помощи. Также возможно создание отношений в форме созависимости. А если потребность не будет закрыта, то травма усугубится.

Не стоит заниматься волонтерством, когда у вас возникают агрессия, нетерпимость, неумение управлять чувствами. Малейший уход в сторону от запланированного сценария станет триггером для эмоционального взрыва. Сюда же относится ощущение стыда — когда не гордишься тем, что кому-то помогаешь, или изначально идешь в волонтеры потому, что «все идут» и «стыдно не делать добрые дела».

Кроме того, благотворительности мешает наличие установок и стереотипов, связанных с предполагаемой сферой волонтерства: какими могут быть бездомные, что должны делать сироты и так далее. Здесь противопоказаны желание доминировать, контролировать не ситуацию, а объект, бескомпромиссность, высокомерие.

Способ сохранения себя 

Волонтер — это человек, который день за днем сталкивается с последствиями жестокости, безответственности, несправедливости и прочими подобными вещами. Это значит, что рано или поздно у него возникнет чувство отчаяния от невозможности преодоления таких ситуаций. Поэтому добровольцам категорически запрещается без запроса вникать в подробности чужой ситуации. Очень важно сохранять границы и выполнять только те функции, которые на тебя возложены. Это не вопрос безразличия, а способ сохранения себя. Делая больше, чем нужно, узнавая все обстоятельства, в первую очередь важно спросить себя о том, что вы будете делать дальше со всем этим грузом.

Если есть готовность написать заявление на живодера, раз за разом разговаривать с отказавшимися от ребенка родителями, сопровождать бабулю на всем пути — от поступления в дом престарелых до завершения жизни, то хорошо. Но когда ты ночами плачешь, думая, как можно было так поступить с собственным ребенком, мамой, живым существом, — тебе в волонтерстве не место. Да простят меня все организаторы помощи, ценящие каждую пару рук. 

Чувства и чувствительность

Важна любовь к той сфере, в которой предполагается волонтерство. Если человек не переносит кошек и боится собак, то в приюте для животных он работать не сможет. Когда волонтер брезгует естественными физиологическими процессами, ему не стоит идти в дом престарелых. Дети не вызывают улыбку своими выходками — держитесь подальше от дома ребенка. 

Так или иначе, это будет сфера, в которой находятся травмированные люди и животные. Дети, столкнувшиеся с насилием. Взрослые, оставшиеся без поддержки близких. Коты и собаки, испытавшие на себе жестокость. Когда волонтер тоже травмирован, он неизбежно вспоминает о пережитом при схожести ситуации или испытывает раздражение, которое может доходить до агрессии.

В благотворительности нет места жалости и сентиментальности. Это зона помощи и поддержки на определенном этапе времени для конкретных категорий пострадавших. Возможен вариант развития событий, при котором ситуация после разрешения повторится. Например, собака, пристроенная в семью, снова окажется на улице. Также в благотворительности не приветствуются пустые рассуждения на уровне: «Вот если бы все люди…». В первую очередь принимайте решение для себя, думайте о себе и влияйте на свою личность. 

Волонтер — это человек, который умеет отслеживать свои переживания и управлять ими. Эмоциональный интеллект важен для сохранения способности помогать другим. Осознание чувства, его принятие, управление состоянием, отделение своих переживаний от чужих — полезные умения.

Борьба с выгоранием

Волонтер не взваливает на себя все, четко осознавая, что он будет более полезен, выполняя, возможно, минимум, но регулярно и постоянно — изо дня в день, из месяца в месяц. Добровольцы умеют отдыхать и переключаться. Сохраняя свое ментальное здоровье, они делают мир лучше, выполняют определенную миссию, пусть даже в рамках одного собачьего приюта или дома сирот. 

Я, к примеру, являюсь волонтером общества защиты животных. Но не могу без расстройства смотреть на зверей в клетках, поэтому я просто водитель. Доставляю очередную смену до приюта или обратно, помогаю развозить котиков по клиникам, собак — на прививки и операции. Это мой вклад, я ценю то, что причастна к процессу спасения. Но сверх перечисленного не делаю ничего, сохраняя способность долгое время быть водителем, чтобы не вложиться в приют один раз на целый день, а потом потерять силы в принципе что-то делать. 

Волонтеры не особенно верят в слова, поэтому к психологам обращаются редко, только в случае крайнего, критичного выгорания. Поэтому я особенно рекомендую всем людям, связанным с благотворительностью, бережно относиться к режиму сна, питания и отдыха. И безусловно, для предотвращения выгорания важно иметь сферу жизни или хобби, не связанные непосредственно с волонтерством, чтобы время от времени переключаться.

Ольга Воронина,
волонтер самарской организации «СтомаВместе»:

— Выгорание, наверное, самая большая трудность. Хочется помочь всем и каждому, но порой это идет в ущерб собственной жизни, работе, семье и даже здоровью. Взаимодействовать с людьми бывает эмоционально очень тяжело. Некоторые выражают открытый негатив то ли от недоверия, то ли от жалости к себе. Многие думают, что именно их вопрос или проблема важнее всего и всех, а волонтер обязан помочь. Бывает, человек начинает требовать содействия и буквально качать права. В таких случаях крайне важно выставить границы дозволенного и не вестись на эмоции — а это ох как непросто. Для того чтобы постоянно и глубоко поддерживать многих, нужны профессиональные навыки в психологии. Когда мне необходимо восстановить силы, я обычно просто нахожусь наедине с собой в тишине и покое, возможно с книжкой или вышивкой. В особо тяжелые периоды обращаюсь к психологу.

Фотографии спикеров из личных архивов

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации