В Самаре прошла большая конференция для педагогов дошкольного образования

21.09.2023

340

Автор:

В Самаре прошла большая конференция для педагогов дошкольного образования

Перед началом каждого учебного года традиционно проходит большая конференция работников образования. Так называемая августовка. Это площадка для профессионального общения, возможность поделиться с коллегами успехами и достижениями, обсудить трудности, найти ответы на волнующие вопросы. Помимо большой конференции проводятся и совещания узкого профиля, для педагогов разных отраслей. У работников дошкольного образования такая встреча обычно проходит в преддверии их профессионального праздника. Он отмечается 27 сентября. В минувший вторник в актовом зале областного института развития образования собрались педагоги детских садов, чтобы подвести итоги завершившегося учебного года и поделиться планами на будущее.

Воспитание трудолюбия

С приветственным словом выступила руководитель управления общего образования профильного министерства Татьяна Лапшова. Она напомнила: 2023-й — Год педагога и наставника, что очень важно в профессиональном плане. И подчеркнула: дошкольное образование — фундамент развития ребенка.

О приоритетах и направлениях работы в новом учебном году рассказала кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного образования института развития образования Юлия Карпова.

Громкими аплодисментами участники конференции отреагировали на сообщение о том, что на законодательном уровне в дошкольное образование возвращена трудовая деятельность.

В закон «Об образовании в Российской Федерации» добавлена формулировка о «возможности содействовать участию детей в общественно полезном труде».

Требование не привлекать детей к труду, не обозначенному в образовательной программе, из действующей редакции вычеркнуто.

— Этого момента мы очень ждали. Все понимаем, что трудовая деятельность крайне важна для развития ребенка, — отметила Карпова. — Общественно полезный, он же хозяйственно-бытовой, труд был в системе дошкольного образования всегда. Несколько лет назад его отменили. А сейчас вновь разрешили. Конечно, подходить к этому вопросу нужно с учетом возрастных и психофизических особенностей каждого ребенка, предусмотрев разные виды труда в образовательной программе.

В новой редакции закона об образовании введена ответственность детей не только за бережное отношение к имуществу, но и за поддержание чистоты и порядка. Это даст возможность формировать у детей трудолюбие и другие важные качества.

Педагогам передано поручение министра образования Самарской области Виктора Акопьяна о необходимости не только включить новый пункт в свои образовательные программы, но и организовать совместные акции с детьми и родителями, направленные на привлечение к общественно полезному труду.

В Самаре прошла большая конференция для педагогов дошкольного образования

Единые подходы

Кандидат педагогических наук, руководитель центра инклюзивного и дистанционного образования института развития образования Ирина Кузнецова сделала акцент на результатах мониторинга условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

— В этом году мы впервые вышли на дошкольников с теми же критериями, с которыми работаем со школьниками. Если говорим о едином образовательном пространстве, единой стратегии, то у нас должны быть и единые подходы, — подчеркнула она.

В систему мониторинга было включено 871 учреждение дошкольного образования Самарского региона. 523 из них обучают детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 60%. Это говорит о доступности дошкольного образования для детей с ОВЗ. В частности, в Самаре из 207 детских садов с такими ребятами работают 154.

Дошкольные учреждения региона посещают более 22 тысяч детей с ОВЗ. Это около 15% от общего числа детсадовцев. Из них более тысячи (5%) имеют инвалидность.

В школах области на данный момент обучают около 21 тысячи ребят с ОВЗ. Из них около пяти тысяч (25%) имеют инвалидность.

— Цифры показывают, что та коррекционная помощь, которую получают дети в дошкольных учреждениях, способствует сокращению количества учащихся с ОВЗ в школах. Но это общие данные. И, к сожалению, так происходит не во всех районах губернии.

Если говорить о диагнозах, то в дошкольном образовании преобладающей категорией являются дети с тяжелыми нарушениями речи. Они составляют 70% от всех ребят с ОВЗ. На втором месте идет задержка психического развития (14%).

В школах картина несколько иная. Здесь 60% приходится на детей с задержкой психического развития. На тяжелые нарушения речи — всего 14%. Еще 25% детей с ОВЗ имеют умственную отсталость. Цифры наталкивают на определенные размышления.

В 2022 году более восьми тысяч детей с ОВЗ выпустились из дошкольных учреждений. Из них семь тысяч продолжили обучение по общеобразовательным программам, и только 1,5 тысячи по адаптированным.

Кузнецова обратила внимание собравшихся на необходимость способствовать как можно более раннему выявлению проблем в развитии и здоровье детей для оказания своевременной коррекционной помощи. Также она сделала акцент на разработке адаптированных образовательных программ. Даже если в группе один ребенок с определенной нозологией, под него готовится отдельная образовательная программа.

Раньше — не значит лучше

О педагогической диагностике индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с федеральной образовательной программой рассказала гостья из Москвы — кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник возрастной физиологии Российской академии образования Татьяна Филиппова. Она представила результаты популяционного исследования 2019-2022 годов, которое проводилось в нескольких российских регионах. В нем приняли участие около восьми тысяч детей дошкольного возраста. Говоря об уровне социально-коммуникативного развития, Филиппова сообщила: дети в три-четыре года некоторые задания выполняют лучше, чем ребята в пять-шесть лет.

— Обсуждая с коллегами этот феномен, мы пришли к выводу, что именно в пять-шесть лет родители обычно начинают водить детей на какие-то дополнительные занятия, — пояснила кандидат биологических наук. — Отсюда перегрузки, нарушение режима дня. Дети начинают обучаться тому, что еще не могут постичь физиологически и в результате этого теряют незакрепленные навыки. Поэтому очень важно не спешить. Помнить о существовании возрастных особенностей. Понимать, что ребенок уже может в этом возрасте, а что еще нет. Только тогда это будет эффективно. Раньше — не значит лучше.

Филиппова подчеркнула, что, например, обучение чтению и письму возможно только тогда, когда есть определенный уровень развития зрительно-пространственного восприятия. Казалось бы, что может быть проще — нарисовать домик? Но иногда у ребенка это не получается, поскольку нет целостности восприятия объекта. Как следствие — сложности в обучении письму.

Задания по развитию речи не смогли выполнить 12% диагностируемых детей. При этом проблемы звукопроизношения выявлены лишь у 3% ребят. Большинство же не владеют лексико-грамматическим строем речи, то есть не могут составить предложение из трех-четырех слов. Конечно, с этими нарушениями можно и нужно работать, главное — вовремя их выявить.

Также Филиппова рассказала о том, на какие основные причины адаптации к школе указывают учителя начальных классов. На одной из ведущих позиций — неумение детей выражать свои мысли и взаимодействовать со сверстниками.

Обменялись опытом

В рамках конференции для участников были организованы тематические секции. В них представили успешные практики по военно-патриотическому воспитанию, наставничеству, внедрению федеральной образовательной программы. Филиппова рассказала об ориентирах развития ребенка трех-семи лет. Мастер-классы провели финалисты профессиональных конкурсов регионального и федерального уровней.

Фотографии автора

Читайте также:

Новости

В Самарской области будет создана новая программа поддержки талантов

В субботу, 29 июня, врио губернатора Самарской области Вячеслав Федорищев встретился с представителями творческих объединений художников Тольятти. На повестке — […]

Новости

Артистка «СамАрта» Вероника Львова признана лучшей актрисой на фестивале «Фабрика Станиславского» в Москве

В рамках VI летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» театр «СамАрт» показал спектакль по произведениям Андрея Платонова «Возвращение» на сцене […]

Новости

Руководитель региона Вячеслав Федорищев провел рабочую встречу с главой Самары Еленой Лапушкиной

В субботу, 29 июня, врио губернатора Самарской области Вячеслав Федорищев провел рабочую встречу с главой Самары Еленой Лапушкиной. Стороны обсудили подходы […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации