13.09.2023
— Инициатором моего приезда в Самару стала Светлана Петровна Хумарьян. Среди моих предшественников были выдающиеся люди. Преимущественно из Санкт-Петербурга. Эта ветвь родилась с приходом основательниц балетной труппы Евгении Лопуховой и Натальи Даниловой. Меня можно назвать нетипичным случаем — я коренной москвич. Хотя в Петербурге я много ставил и был художественным руководителем Академии танца Бориса Эйфмана.
После ухода с поста руководителя балета Большого театра я много ездил по миру. В этот период меня и поймала Хумарьян с предложением в предъюбилейный год — перед 200-летием Мариуса Петипа — поставить номера для фестиваля имени Аллы Яковлевны Шелест, которым Светлана Петровна успешно 25 лет руководила. Появилась прекрасная возможность посмотреть, как работают артисты. Эти впечатления послужили основанием для моего согласия возглавить балетную труппу самарского театра. К этому моменту уходил мой предшественник Кирилл Шморгонер. Таким образом я оказался в Самаре.
По большому счету для меня не важно, где работать. Вопрос престижа не стоит. Главное — моя профессия и интерес к классическим спектаклям, которыми я занимаюсь всю жизнь.
Первое, что бросилось в глаза, — сам театр, его историческое здание. Всегда очень важно, в каком культурном контексте он находится. Я походил по городу, полюбовался прекрасной архитектурой эпохи модерна. Также меня привлекла возможность сделать спектакли, которых тут не было. Всегда интересно артистов и публику знакомить с чем-то новым.
Уровень труппы был не так высок, как мне хотелось бы. И здесь дело не в географическом положении, провинциальный театр может быть и в столице. Как избежать этого? Как сделать интересной жизнь для артистов, которые здесь работают? Как собрать труппу способных людей? Эта работа на перспективу меня увлекла.
Мне кажется, за последние годы интерес к балету повысился, а уровень труппы вырос. Публике стал больше интересен самарский балет, а не только приглашенные солисты. Овации стоя, которые возникают стихийно, а не по указке, как это бывает в Москве, говорят о том, что зритель любит наш театр. Приятно, что молодежь, привлеченная современными постановками, потом приходит на классические спектакли.
Мы стали заметны на балетной карте страны — на наши премьеры начали приезжать гости из столицы.
Выросло качество спектаклей. Изменилось отношение к профессии в разных аспектах постановок: работа оркестра, живописного и костюмерного цехов. Думаю, могу судить о нашем уровне объективно. Срабатывает балетная закалка: танцовщики с детства приучены смотреть в зеркало и видеть себя непредвзято.
Когда я стал художественным руководителем фестиваля балета имени Аллы Шелест, сразу поставил вопрос: «А какой в нем интерес артистам?» Поэтому мы стали делать новые номера, показывать исполнителей в непривычной для них хореографии, которая была интересна как артистам, так и публике. Это очень оживило событие и придало ему ярких красок.
Фестиваль задумывался еще при жизни Аллы Яковлевны, с которой Светлана Петровна дружила. С моей помощью в качестве руководителя мы дошли до 100-летнего юбилея великой балерины. Показали практически весь ее сохранившийся репертуар. Для себя я решил, что это станет финальной точкой. Алла Шелест навсегда останется балетной легендой нашей страны. У нас есть фестивали, посвященные одному имени — Рудольфу Нуриеву или Галине Улановой, и рано или поздно содержание форума перестает иметь связь с заглавной персоной, остается только формальное название. Мне не хотелось подобной судьбы.
Вместе с художественным руководителем и главным дирижером театра Евгением Хохловым мы задумали фестиваль «Наследие», который будет состоять из двух слагаемых: балет и опера. Они могут соединяться или существовать отдельно. Первое событие запланировано на конец марта следующего года.
Темой ближайшего фестиваля станет наследие русского балета XIX и XX века. Какие-то номера программы публика увидит впервые. В афише будут и спектакли, и тематические вечера. Партитуры, рожденные в XIX и XX веках, легко можно превратить в современную постановку. Поэтому фестиваль планируется очень обширным по темам. Все лучшие качества форума, созданного Светланой Петровной, будут сохранены: приглашение ведущих российских солистов, репертуарные спектакли лучших театров страны, самарские премьеры, тематические вечера, посвященные композиторам, хореографам и артистам. Внутри программы планируются кинопоказы, лекции.
«Наследие» — это вечно актуальная история, потому что без знания истории невозможно создать ничего нового.
Зрительское восприятие в нашу эпоху сильно изменилось. Мы ушли от лаконичности в декорациях и костюмах ХХ века. Публика хочет видеть спектакли в той помпезности императорского театра, которую мы утратили. Работу над балетом «Дон Кихот» пришлось отложить на несколько лет. Мы ждали и денежных средств, и роста уровня труппы, чтобы не ударить в грязь лицом. Я обратился к реконструкции спектакля 1900 года. Его имперский размах в том виде, в котором я его поставил, достоин сцены Большого театра.
На идею меня вдохновила Самара. Гуляя по городу и любуясь архитектурой модерна конца XIX — начала XX века, я задумался: а что в тот же период происходило в Москве? В это время Александр Горский делал балет «Дон Кихот», основанный на любви к недавно открытому Художественному театру, с новыми декоративными принципами оформления по эскизам Константина Коровина и Александра Головина. В этом спектакле я впервые на самарской сцене воплотил все свои возможности, а также нашей труппы и цехов. Замечательно, что идею поддержало министерство культуры Самарской области.
Балет «Раймонда» стал апофеозом всего. Ничего тяжелее в своей жизни не делал. Даже «Спящая красавица», которую я ставил в России, или «Щелкунчик» в Берлине давались мне легче. Это самый большой спектакль, сохранившийся в наследии русского балетного театра. Он был поставлен для Мариинки — для их огромной труппы, цехов и оркестра. Прекрасную, но сложную партитуру создал Александр Глазунов.
В тот же год еще четыре труппы в нашей стране вспомнили о балете «Раймонда». Я не стал брать версию Мариинского театра в редакции Константина Сергеева, которой воспользовались все остальные, а взял версию Александра Горского, созданную в 1908 году для Большого. Собирал информацию по крупицам. Многое мне передали «из ног в ноги, из рук в руки» мои блестящие педагоги, которые когда-то танцевали в этом спектакле.
Зрители новых поколений должны приобщаться к тому наследию, что накопилось за прошедшие столетия. Это как классическая музыка, литература, живопись — вечная история. Балет нас переживет. Я выступаю как проводник из одной эпохи в другую. Продлеваю жизнь этим спектаклям. Балеты мирового классического репертуара сохранила Россия. На нашем наследии живет весь мир. Постоянно появляются новые постановки, новые стили. Но основа репертуара любого академического театра никуда не уйдет — она переживет любые катаклизмы.
Фотографии предоставлены спикером
Люди
Люди
Люди
Комментарии
0 комментариев