Нина Ляпина, именем которой назван Самарский медицинский колледж. Часть 1

03.09.2023

Loading

Автор:

Нина Ляпина, именем которой назван Самарский медицинский колледж. Часть 1

Краевед из Москвы Михаил Матвиенко прислал нам свои изыскания по истории 117-й дивизии, формировавшейся в годы Великой Отечественной войны в Куйбышеве. Особенно поразил рассказ о девушках-санитарках и медсестрах из 173-го медико-санитарного батальона. Среди них была и наша землячка Нина Ляпина. Исследователь работал вместе с историками Самарского медицинского колледжа. Они собрали множество документальных свидетельств о жизни юной героини и ее подруг. Повесть Матвиенко трогает до слез. Пробежимся по ее страницам. 

Довоенная жизнь 

Нина Ляпина родилась 14 ноября 1922 года в Саратове. Когда перешла в пятый класс, то одновременно поступила в балетную школу при Дворце пионеров. В 1924 году на свет появился ее младший брат Женя. Нина окончила семилетку и в то же время трехлетнюю школу балета. Она даже выступала на сцене театра. В 1933 году семья Ляпиных переехала в Куйбышев и поселилась по адресу Ярмарочная, 2. Нину приняли в балетную студию, но заниматься ей там не довелось — мама болела, были материальные трудности. Через два года семья переехала на улицу Садовую в дом №279. 

Выбор профессии

Глава семейства, Дмитрий Емельянович, вырос в крестьянской семье и мечтал, что однажды его дочь станет агрономом. Мать Нины — Любовь Васильевна по приезде семьи в Куйбышев стала работать санитаркой в больнице имени Пирогова. Она часто брала дочь с собой в больницу. Нина помогала ей. А еще наблюдала за работой врачей и медсестер. Ухаживала за больными, читала им газеты, помогала писать письма домой. Так у девушки появилась мечта стать медиком. В 1938 году она решила пойти учиться в фельдшерско-акушерскую школу. В 1940-м Нина стала дипломированным специалистом.

Она работала некоторое время в Куйбышевской медицинской академии. Заведующий кафедрой профессор Крашенников, присмотревшись к новому фельдшеру, посоветовал ей поступать в вуз. И Нина с радостью восприняла его слова. Впереди была полная радужных перспектив кипучая молодая жизнь. К тому же за успехи в физкультуре и учебе облсовет добровольного спортивного общества «Медик», где состояла Ляпина, решил наградить лучшую активистку туристической путевкой в Ленинград. Нина должна была наконец увидеть город дворцов и каналов, город революции, о котором мечтала. 

На передовую

Однако все мечты прервало сообщение Совинформбюро от 22 июня 1941 года. Началась война. Не раздумывая Нина отправилась в Ленинский районный военный комиссариат Куйбышева с просьбой направить ее на фронт, в действующую армию. И уже 29 июня вместе с другими добровольцами она была в эшелоне, отбывавшем на передовую. Вместе с ней покидала родной Куйбышев и ее двоюродная сестра Раиса Степанова.

Многочисленные друзья провожали Нину на куйбышевском вокзале. Сам профессор Крашенников передал ей записку: «Заходил к Вам, но уже не застал. Пусть сохранят Вас судьба и наш Красный Крест, милая сестра. Возвращайтесь с победой! Считайте, что место в институте за Вами. Ваш Крашенников». 

Активный участник партизанского движения, Герой Советского Союза Семен Тутученко приводит в своих воспоминаниях слова Нины Ляпиной, служившей под его началом. Девушка рассказывает, как впервые надела военную форму: «В санпропускнике старшая военная сестра вручила железный медальон, похожий на книжечку, с ушком, в которое была продета суровая нитка: «Никаких документов с собой не брать! Бумажку заполнить и вложить в медальон. Не забудь на ней номер поставить». Я записала имя, отчество, фамилию и номер, который назвала старшая, вложила бумажку в медальон, защелкнула его и надела на шею. Ощутив холод металла, вздрогнула: смертельный жетон! Он еще долго потом напоминал мне, что меня могут убить…». 

Суровые будни

Тысячи куйбышевцев уезжали из родного города в неизвестность. Прибыли в Гомельскую область. Вспоминает бывший военфельдшер 173-го медсанбата Александра Волкова (Кузьмина): «Привезли нас до Жлобина. Чуть не доехали, стали бомбить, и нас выгрузили в лесу. В лесу нас переодели, распределили, сказали, что наша армия 21-я 117 сд 173 мсб. Было у нас Бобруйское направление». 

Так Нина и ее сестра Рая стали солдатами 173-го медико-санитарного батальона 117-й куйбышевской дивизии.

Медсанбат располагался в лесу. Разворачивать работу приходилось под непрерывными бомбежками и обстрелами. Еле-еле успевали эвакуировать раненых, как приходилось менять дислокацию: перевозить палатки, оборудование, пациентов. 

Врачи делали операции, фельдшеры — первичную обработку ран. Иногда по двое суток не ложились отдыхать.

Из медицинского батальона раненых отправляли в вагоны, стоявшие на ближних станциях или разъездах. Они соединялись в санитарный поезд, увозивший пострадавших бойцов в тыл. Нетранспортабельные раненые оставались в медсанбате. Умерших хоронили в общей могиле. 

Был клуб — закрытая машина. Здесь выпускали боевой листок, можно было сфотографироваться и отправить карточку домой. На родину летели весточки с добрыми теплыми словами.

Из автобиографии Нины Ляпиной

«Родилась 1922 года 14 ноября в городе Саратове. В Куйбышев приехала в 1933 году по болезни матери. Здесь, в Куйбышеве, я окончила 7 классов. Отец работает в Военстройконторе, помощник бухгалтера. Мать — в консультации №4. В 1938 году поступила учиться в среднемедицинскую школу. В 1940 году я ее окончила. Летом в 1940 году областной совет по делам физкультуры и спорта послал меня в туристический лагерь на Эльбрус. Откуда возвращалась и заболела, проболела 1,5 месяца. И в декабре поступила работать в военно-медицинскую академию на кафедру педиатрии медсестрой, где и сейчас работаю. 

Проживаю по Садовой улице, 279, кв. 6.».

Продолжение следует

Фотографии: исторические архивы 

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации