Драматург Дмитрий Данилов: «Важно найти свой угол зрения на тему»

26.07.2023

6712

Автор:

Фотограф: Екатерина Елизарова

Драматург Дмитрий Данилов: «Важно найти свой угол зрения на тему»

Известный писатель и драматург Дмитрий Данилов впервые приехал в Самару в рамках программы национальной премии «Большая книга», председателем совета экспертов которой он стал в этом году. Литератор известен в нашем городе благодаря спектаклю по его пьесе «Человек из Подольска» в репертуаре «Самарской площади». С читкой другого его произведения для сцены — «Сережа очень тупой» зрителей познакомил в марте «Уместный театр». На творческой встрече в Самарской публичной библиотеке Данилов рассказал о своем понимании литературы, а также о том, какие постановки собственных пьес считает удачными.

Если мне что-то интересно

— Очень нравится высказывание современного театрального продюсера Олега Лоевского: «Театр учит только одному — жизнь сложна». К литературе это относится в полной мере. Она не должна иметь никакого воспитательного значения. Мы давно переросли XIX век и советский подход, когда были иллюзии, что чтение кого-то сделает лучше. У нее есть более интересные функции: описывать реальность, например. Плохо, когда в XXI веке люди продолжают думать, что они находятся в XIX, каким бы прекрасным он ни был. 

Когда я создавал роман-антиутопию «Саша, привет!» (18+), то предвидел, что его будут сравнивать с «Приглашением на казнь» (16+) Владимира Набокова, а также с «Процессом» (0+) Франца Кафки. Параллель действительно есть. Если мне что-то интересно написать, я постараюсь так и сделать. Несмотря на то, что уже имеется книга на данную тему. В принципе, все уже написано. Для меня главный критерий — должно быть интересно над этим работать. Набоков писал исходя из одного опыта человечества, а я — другого. Важно найти свой угол зрения на тему.

Есть мнение, что для написания прозы возраст идет в плюс и необходимо иметь жизненный опыт. Но я считаю, хорошо, если автор художественно рефлексирует над своей молодостью, неприкаянностью. Плохо, когда человек с отсутствием биографии начинает делать вид, что она у него есть — это неинтересно, нелепо и никому не нужно.

Драматург Дмитрий Данилов: «Важно найти свой угол зрения на тему»

Автор на репетиции лишний

Видел много постановок моих пьес. Большинство из них, грех жаловаться, можно назвать хорошими. Есть несколько выдающихся работ. Например, самая первая постановка в моей драматургической карьере — «Человек из Подольска» Михаила Угарова в Театре.doc в 2017 году. Уход из жизни этого режиссера — большая потеря для меня. В том же году на фестивале «Любимовка» он сделал читку моей пьесы «Сережа очень тупой». Артисты Театра.doc сидели с листочками, это было лучше любого спектакля. Угаров был гениальный человек, который мог простыми средствами из простой читки сделать шедевр.

Потрясающе поставил «Человека из Подольска» в санкт-петербургском «Приюте комедиантов» Михаил Бычков. 

Очень хороший двойной спектакль в театре «Практика»: «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой». Марина Брусникина сделала интересную композицию.

Очень ценю то, как режиссер Семен Александровский поставил спектакли «Свидетельские показания» и «Что вы делали вчера вечером?». Обе пьесы — нестандартные по форме.

Из последних — постановка романа «Саша, привет!» Марата Гацалова в Театре Наций. Совершенно прекрасная работа.

На одном спектакле по моей пьесе в крупном театральном городе сидел и думал: «Куда бы провалиться? Зачем это все?» Обычно сажают в центре зала, и неловко уйти — не хочется обижать актеров. В итоге: таких бурных оваций ни разу не слышал. Людям очень зашло — они были в восторге.

Видел несколько спектаклей, в которых режиссер и актеры подобно тому, как поступают с раскраской, расцвечивали драматургический текст сценическими средствами. Не совершая никакой преобразующей работы. В том нет ничего страшного, только неинтересно. Можно было просто прочитать со сцены пьесу и не затевать это все.

Был еще вот какой случай. Пришел на прогон и понял: половина текста, который произносят со сцены, написана не мной, а режиссером. Оставшаяся часть слегка напоминала то, что сочинил я. Меня пригласили в кабинет директора, спросили, как мне. Я предложил решение: написать «по мотивам пьесы Данилова» и придумать другое название. Они невероятно обрадовались.

На репетиции меня не зовут. Драматург там лишний. Актеров это напрягает. А если автор будет еще восклицать из зала: «Вы не то говорите!..» Кому это надо? Хотя в Англии, например, именно так и происходит. Драматург там царь и бог. Он может настоять на замене режиссера. Или сказать художнику: «У меня в пьесе написано, что обои в цветочек. Почему у тебя в полоску? Переделывай!» А у нас ты отдаешь пьесу и потом уже приходишь на премьеру, где с восторгом или ужасом смотришь на сцену.

Драматург Дмитрий Данилов: «Важно найти свой угол зрения на тему»

Впечатления от Самары

Чтобы понять город, нужно в нем пожить хотя бы несколько дней. И при этом желательно не заниматься посторонними делами, посвятить себя исследованию. Однако у меня есть хороший способ знакомства с городом, когда в запасе только несколько часов: проехать на трамвае от конечной до конечной. Помогает узнать его изнутри. С одной стороны, ты едешь по непарадным местам, где просто живут люди. А с другой — находишься в непосредственной близости от горожан: слышишь обрывки разговоров, видишь мини-сценки.

Первое впечатление у меня сложилось, когда принимающая сторона провела небольшую экскурсию по Самаре. Очень понравился модерн в центре. Его не зря считают выдающимся явлением в архитектуре. Не видел такой концентрации домов модерна ни в одном российском городе — это потрясающе.

Также производят сильное впечатление деревянные маленькие домики. Безусловно, роскошны набережная и вид на Волгу.

Драматург Дмитрий Данилов: «Важно найти свой угол зрения на тему»

Дмитрий Данилов — автор повестей «Черный и зеленый» (12+), «Дом десять» (16+); романов «Горизонтальное положение» (16+), «Описание города» (16+), «Есть вещи поважнее футбола» (16+); книг стихов; пьес «Человек из Подольска» (18+), «Сережа очень тупой» (18+), «Свидетельские показания» (18+), «Что вы делали вчера вечером?» (18+), «Выбрать троих» (18+); либретто монооперы Михаила Крутика «Концерт для Повара с Оркестром» и оперы «Путь к сердцу».

В 2018 году пьеса «Человек из Подольска» (постановка Театра.doc) получила премию «Золотая маска» в номинации «Работа драматурга» и более 50 раз ставилась в России и за рубежом (Белоруссия, Литва, Латвия, Болгария, Казахстан).

28 августа 2022 года на Московском международном кинофестивале состоялась премьера фильма Семена Серзина «Похожий человек» (18+), в основу сценария которого легла пьеса «Свидетельские показания».

Читайте также:

Город

Жители губернской столицы спасают летучих мышей и выпускают их в естественную среду

Рукокрылые приносят неоценимую пользу природе.Один миниатюрный зверек способен уничтожить за час более тысячи насекомых, переносящих опасные для человека заболевания и […]

Город

Ботанический сад в объективе фотографа «Самарской газеты»

График работы, правила посещения и красивые фотографии

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации