Глина есть практически везде, поэтому почти у каждого народа существуют связанные с ней традиции. Древние люди начали использовать этот материал для создания самых необходимых предметов, прежде всего посуды — чашек, тарелок, кувшинов. Позднее, с изобретением гончарного круга и открытия способов обжига, из глины стали делать не просто плошки, а утонченные произведения искусства.
В Китае гончарное дело было известно еще за 2000 лет до нашей эры, здесь оно развилось до высочайшего уровня, о чем говорит популярность знаменитого китайского фарфора. В Древней Греции создавали амфоры, вазы, кувшины причудливых форм, которые сохранились до наших дней. Мастера изображали на них сюжеты из мифов и сцены повседневной жизни. Уже тогда существовали различные техники работы с глиной и нанесения краски. В странах Африки изделия изготавливали вручную, затем сушили на солнце и обжигали с помощью горящей соломы.
На Руси гончарное искусство было одним из основных ремесел. Поначалу мастера делали из этого материала только кувшины, сковороды и чашки. Затем стали создавать игрушки, статуэтки и предметы роскоши. Появились гончарные мастерские, художественные студии, творческие артели, которые владели разными технологиями замешивания глины. У каждой такой мастерской был свой фирменный стиль.
Интерес к гончарному искусству сохранился и в наши дни. В 2017 году в Самаре открылась небольшая мастерская «Кин». За несколько лет существования она выросла в производство, где трудится целая команда. Здесь занимаются разными направлениями: гончарным мастерством, скульптурой, росписью, глазурью.
— Студия существует шесть лет, столько же и я занимаюсь гончарным делом, — говорит основатель мастерской Михаил Тряпкин. — С детства увлекался скульптурой, лепил из пластилина. Потом пошел в художественную школу. В какой-то момент мне захотелось попробовать поработать с глиной. Я увидел этот процесс в кино и загорелся идеей. Познакомился с одной девушкой, у которой была мастерская здесь же, в «Доме 77». Мы начали вместе заниматься.
Первыми серьезными изделиями Михаила стала посуда для местной китайской чайной — начинающий гончар сделал для нее 70 пиал. До этого момента он занимался в мастерской около трех месяцев. Потом стал повышать свой уровень, вместе со своей командой создал посуду для ресторанов.
С недавнего времени ребята начали передавать накопленные знания всем, кто хочет научиться создавать авторские керамические изделия.
Мастер-классы стали неотъемлемой частью работы Михаила. Он уверен, что научиться работать с глиной может любой желающий, особенно если рядом опытный мастер.
— Занятия на гончарном круге могут посещать люди в возрасте от 12 лет, а просто лепить приходить лет с семи. На первом мастер-классе лучше быть с детьми, чтобы позаниматься вместе. Каждый родитель должен понимать, на что способен его ребенок. Такая деятельность развивает моторику: работают не только руки, но и все тело. Когда оттачиваешь мастерство, ты сам как бы становишься инструментом, — поясняет Михаил.
Чтобы справляться с глиной, нужно быть аккуратным и неторопливым. А еще обязательно терпеливым — это одно из главных условий успеха. Этому Михаил учился первые два-три года. Наставника у него не было, до всего нужно было доходить самому.
— Наставник важен, но можно и самостоятельно научиться с помощью роликов из интернета. Просто процесс будет более долгим. Наставник направляет, отметает ложные пути, не дает нарабатывать ошибочные навыки, которые могут навредить делу, — уточняет Тряпкин.
Свой первый мастер-класс Михаил до сих пор вспоминает со смехом. Он тогда отправился в Санкт-Петербург обучаться декорированию. Вернуться должен был накануне первого открытого занятия. Заказал глину, но случился форс-мажор, и материал пришлось купить в северной столице. С собой в самолет Михаил взял 20-килограммовый брикет. Гончара останавливали на всех постах, груз по нескольку раз проверяли. Благо, все обошлось и материал был доставлен в Самару к сроку. На мастер-класс к Михаилу в тот день пришло около 20 человек самых разных возрастов.
Михаил рассказал, что для него работа в мастерской — это что-то вроде медитации. Здесь он может полностью «отключить» голову, приобрести душевное равновесие и покой.
— Раньше у меня были проблемы с дефицитом внимания и другими эмоциями. Многое из этого ушло. Пока я сижу и занимаюсь делом, психика сама собой приходит в норму. Так в любом занятии, которое требует концентрации, — отмечает Михаил.
В этом году гончар вместе с самарскими художниками и галереей Gallery 419 организовал выставку «Искусство на банке». Идея родилась неожиданно благодаря гипсовой форме, в которой можно сделать отливку из керамики. На одно из первых изделий кто-то решил нанести рисунок. Это понравилось мастеру. Тогда команда решила подключить художников разного формата. Авторы нашлись быстро, пришли в мастерскую и расписали глиняные сосуды. На банках, которые сейчас хранятся в гончарной, можно увидеть персонажей, абстракцию, граффити-шрифты.
— Этот опыт с художниками мне очень понравился. Они очень своеобразные люди, их нельзя обижать, нужно давать им волю и соглашаться с их видением. У них свои понятия, даже у уличных художников. Я иногда замечаю, что некоторые места города сильно расписаны, а какие-то совсем не тронуты — значит, что-то им не позволяет сделать это, — делится впечатлением Михаил.
У него есть идея создать из керамики мурал-мозаику. Согласно задумке, эта работа будет санкционирована и установлена на улице. Что-то подобное можно сделать и для помещения. Кстати, на стене рядом с входом в мастерскую уже висит одна паблик-арт работа. Она была создана два года назад специально для «Ночи музеев» во время открытого мастер-класса. Все его участники могли приложить руку к арт-объекту. В итоге над ним потрудились более ста человек. А год назад в мастерской «Кин» в честь дня рождения «Дома 77» слепили окна здания, в котором он располагается. Панно в окончательном виде скоро появится в арт-кластере.
В керамике можно реализовать себя с разных сторон. Главный принцип настоящего гончара — не брать придуманные кем-то образы, а создавать что-то свое. Так можно избежать нарушения авторских прав, и заодно развить воображение.
Город
Комментарии
0 комментариев