Директор школы № 41 Сергей Пичкуров: «Задача учителя — направить деятельность ребенка в нужное русло»

21.06.2023

8938

Автор:

Директор школы № 41 Сергей Пичкуров: «Задача учителя - направить деятельность ребенка в нужное русло»

Школа № 41 «Гармония» в этом учебном году отметила свой полувековой юбилей. Сегодня руководит образовательным учреждением Сергей Пичкуров. Свою педагогическую и административную деятельность он совмещает с общественной, являясь депутатом городской думы. О своем пути в профессию и людях, которые помогли в ней утвердиться, директор школы рассказал «СГ». 

Директор школы № 41 Сергей Пичкуров: «Задача учителя - направить деятельность ребенка в нужное русло»

По примеру старшей сестры

— Многие люди с детства знают, кем хотят стать, и изначально выстраивают жизненную траекторию с учетом выбранной профессии. У меня совершенно другая ситуация. Папа всю жизнь проработал в милиции, мама — геодезист. После окончания школы, в 2000 году, я хотел пойти по стопам отца, поэтому поступил на юридический факультет. Казалось бы, выбор сделан. Но у меня есть старшая сестра, которая к той поре уже окончила пединститут. Я много общался с ее коллегами и наблюдал за их деятельностью. Может быть поэтому, еще будучи студентом, начал работать педагогом-организатором в центре дополнительного образования. А потом, после окончания университета, так и остался в этой сфере. 

В дальнейшем я получил педагогическое образование, а кроме того, отучился по специальности «государственное и муниципальное управление». Не считаю, что какой-то из вузов был лишним. Ведь сегодня руководитель образовательного учреждения — не просто педагог, но и эффективный менеджер, который должен владеть базовыми знаниями как в области законов и управления, так и в сфере экономики. Это большая финансово-хозяйственная деятельность. Согласно квалификационным требованиям, директор должен иметь минимум два высших образования. 

В 2010 году на тот момент руководитель департамента образования Надежда Борисовна Колесникова предложила мне возглавить детский оздоровительно-образовательный лагерь «Заря», куда я приезжал еще школьником. Там мы с моей командой достигли неплохих успехов. Через два года я стал директором школы №65, а еще через четыре возглавил «Гармонию». 

Наставник не всегда учитель

Мне очень повезло с руководителями, которых я смело могу назвать своими наставниками. Например, Надежда Борисовна не побоялась назначить меня, молодого специалиста, на такую серьезную должность. С ее стороны мне был выдан кредит доверия, и за это я ей очень благодарен. 

Когда у меня еще было недостаточно опыта, мой коллега, директор 99-й школы Виктор Альбертович Акопьян, который сейчас является министром образования Самарской области, очень помогал мне в методической работе. Он всегда откликался на мои просьбы, давал подсказки и ценные советы в составлении учебных планов и рабочих программ.

В общее образование я пришел из дополнительного. У этих сфер единые цели и задачи, но у каждой есть своя специфика. Во всех этих особенностях я разобрался во многом благодаря руководителю самарского управления министерства образования Вере Ивановне Халаевой. На тот момент она работала в департаменте образования и сыграла большую роль в моем профессиональном становлении.   

Наставник — это не всегда учитель, но учитель обязан быть наставником. В первую очередь быть примером для школьников. Я до сих пор вспоминаю моего преподавателя начальной школы Александру Сергеевну Кудинову и классного руководителя Ольгу Юрьевну Мелешко, которые оказали значительное влияние на формирование моей личности. 

У современных детей много соблазнов, которые зачастую отвлекают от того, что по-настоящему важно. Задача любого учителя и наставника вовремя направить деятельность ребенка в нужное русло. Подчеркну: не сломать, а подсказать, как лучше сделать. Достичь этого можно разными способами: личным примером, индивидуальными беседами, в ходе учебного процесса. 

У нас в школе много молодых педагогов из числа наших выпускников. Ребята привязываются к своим преподавателям и, получив диплом, возвращаются сюда. 

Наставник важен не только в профессии, но и во многих других сферах жизни. Такой человек всегда подскажет верное решение, подставит плечо в трудную минуту и разделит с тобой моменты радости. 

Если отойти от рабочей темы, то мой самый главный наставник по жизни — мама. На своем жизненном пути она преодолела немало препятствий, смогла многого добиться исключительно собственными силами. И я знаю, что всегда могу обратиться к ней за советом, она обязательно поддержит, поможет и поймет. 

Время возможностей

Молодежь у нас очень хорошая. Пожалуй, как и во все времена, хоть они и меняются, и люди вместе с ними. Но школе всегда отводилась важная роль. Одна из основных задач системы образования — обеспечить деятельность, в которую дети смогут направлять свою энергию. Сейчас очень много возможностей реализовать себя. В каждой школе есть и волонтерские объединения, и юнармия, и «Движение первых», и спортивные секции, и СМИ. Я уже не говорю о насыщенности учебного процесса, когда ученики выбирают профиль и изучают несколько предметов на углубленном уровне. При такой загрузке не остается времени на глупости. 

В нашей школе в каждой параллели есть класс с буквой «З», там учатся ребята из детского музыкального театра «Задумка». У них очень плотный график. До обеда уроки, затем репетиции, тренировки, подготовка к выступлениям. Сейчас начались летние каникулы, и где наши певцы и танцоры? В Сочи! Да, вся «Задумка» поехала на большой всероссийский конкурс. Такая у них насыщенная жизнь. 

У меня часто спрашивают, какая успеваемость у ребят из «Задумки». Такая же, как у всех остальных. Это не тот коллектив, где в угоду творчеству жертвуют знаниями. В классах «З» также есть и медалисты, и стобалльники.  

О мужчинах в педагогике

Считается, что у образования женское лицо. Однако сейчас все больше мужчин идут в педагогику. Например, в Октябрьском районе 14 образовательных учреждений, и примерно половиной из них руководят представители сильного пола. К нам на практику часто приходят парни — студенты педуниверситетов, весьма толковые ребята. 

Разумеется, педагогический состав в школах в основном формируется из женщин, так складывалось на протяжении многих десятилетий. Но в нашем деле пол совсем не важен. Человек должен быть в первую очередь профессионалом. 

Фотографии предоставлены спикером

Читайте также:

Город

Самара пешеходная. Улица Красноармейская, часть 2

Площадь Куйбышева, сказочный сквер и Кухмистерская

Город

Зачем нужен «умный дом» и что он умеет

Автоматизируем процессы для экономии времени и не только

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации